Россия на карте часовых поясов
план-конспект урока по географии (8 класс)

Тотрова Лариса Анатольевна

Каждый из нас слышал выражение, что когда москвичи просыпаются, на Дальнем Востоке уже собираются спать. Происходит это потому, что эти два города находятся в разных районах страны и живут по разным часовым поясам с максимальной разницей. Основным считается московское время – по Москве объявляют отправление поездов с вокзалов во всех городах, по московскому времени дикторы телевидения сообщают нам о демонстрации фильмов. Все остальные регионы должны высчитывать разницу между московским и местным временем самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Россия на карте часовых поясов23.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Автор (ФИО)

Тотрова Лариса Анатольевна

Предмет

география

Класс 8

Тема урока

Россия на карте часовых поясов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умение объяснять понятия;

- умение определять разницу во времени на территории страны;

- умение решать задачи;

-умение оценивать влияние времени на население.

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками географической информации.

Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике).

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- формирование познавательной и информационной культуры.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для  решение проблемы?

Деятельность обучающихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?//  Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

планирования работы.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

.Стадия осмысления (познания) Знаете ли вы?

На сколько градусов поворачивается Земля вокруг своей оси за 1 час?

Как это можно определить?

Поэтому Землю поделили на 24 часовых пояса. Сейчас мы посмотрим в каких часовых поясах расположена Россия  .Смотрим в учебник

Посчитайте количество часовых поясов в России

Найдите в тексте учебника какие виды времени есть на территории России и выпишите их в тетрадь, разделив страницу пополам.

В левой стороне пишите то , что вам было известно, а в правой что узнали нового.

Читаю задачу

Самолёт вылетел из Москвы во Владивосток в 11часов и был в полёте 5 часов. Сколько будет времени в момент приземления самолёта?

Раздаю карточки с задачами на 3 уровня сложности для самостоятельного решения.

Что на уроке показалось вам интересным?

Что вызвало затруднения?

Что вас удивило?

Что вы узнали впервые?

Деятельность обучающихся

Ответы учащихся

- Земля вокруг оси вращается за 24 часа. Полный оборот – 360 градусов. следовательно 360: 24=15

На территории России 12 часовых поясов

Учащиеся читают и карандашом делают пометки

V-это было известно;

+- новая информация;

?- не понятно.

Выписывают

Местное время

Поясное время

Декретное время

Летнее время

Зимнее время.

Москва во 2час. Поясе

Владивосток в 9 час поясе.

9-2=7 ч разница между городами

11=7=18ч было во Владивостоке

18+5=23 час приземлился самолёт

Выполняют задания и сдают на проверку.

Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:    

-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность обучающихся

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

Домашнее задание.  Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование "Россия на карте часовых поясов", 8 класс.

Карточки с тестами для текущего контроля после изучения темы "Часовые зоны России" (8 класс)....

Россия на карте часовых поясов

Тот, кто задает себе вопрос: "Сколько сейчас времени?", обычно легко находит ответ, посмотрев на часы. Однако, когда нужно узнать, который час в другом городе или стране, так просто ответ не найти. Те...

География России 8 Кл. Решение задач по теме "Россия на карте часовых поясов"

Задачи для  практической работы с картой "Часовые пояса России" по определению поясного времени на территории Росии....

ПЛАН УРОКА "Россия на карте часовых поясов"

План урока с использованием ЭОРов...

конспект урока "Россия на карте часовых поясов"

конспект урока в 8 классе  "Россия на карте часовых поясов"...

Россия на карте часовых поясов

Урок в 8 классе, посвященный истории введения поясного  времени. На первом этапе - краткая история появления часовых поясов, на втором этапе рассматриваются часовые зоны России, на третьем этапе ...

Практическая работа по теме "Россия на карте часовых поясов" в курсе географии 8 класса

Практическая работа по определению  времени в разных часовых поясах России...