Европейский Север: хозяйство и проблемы
план-конспект урока по географии (9 класс)
На Европейском Севере очень слабая транспортная сеть. Треть от всех грузов перевозится по рекам. Речной транспорт задействован на таких реках, как Печора, Северная Двина, Сухона, Вычегда, а также на Волго-Балтийском и Беломоро-Балтийском каналах и на Ладожском и Онежском озёрах. Когда распался Союз Советских Социалистических республик, значительно возросло значение главных морских портов этого района - Мурманска и Архангельска. На Европейском Севере много нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, апатитов, стали, проката, алюминия, никеля, азотных удобрений, леса, бумаги, рыбы, молочных продуктов. Это всё подлежит вывозу из этого района. Не хватает в регионе никелевых и алюминиевых руд, машин, оборудования, товаров народного потребления, продуктов питания. Это всё ввозится сюда.
Основные проблемы Европейского Севера, которые безотлагательно должны решаться: "колониальная" структура хозяйства (сырьевая направленность региона), экологическая проблема (воздушный и водный бассейны сильно загрязнены), истощены лесные, пушные и минеральные богатства района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Европейский Север: хозяйство и проблемы | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
География
.Технологическая карта урока «Европейский Север: освоение территории и население»
Тема урока: Европейский Север: освоение территории и население | Тип урока: урок – изучение нового материала и создание кластера население, культура и быт Европейского Севера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: познакомить обучающихся с историей освоения Европейского Севера, численностью и динамикой численности населения, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: Образовательные - Выявить особенности заселения Европейского Севера. - Определить особенности численности населения и его размещение - Выяснить специфику городов района. - Сформировать представление о культуре и быте, религиях народов Европейского Севера. Развивающие - Совершенствовать навыки работы с картами атласа. - Выявлять причину и следствие географических процессов и явлений. - Составлять комплексное описание объекта или явления. - Уметь пользоваться техническими источниками и средствами информации. - Преобразовывать информацию из одного вида в другой. - Представлять информацию в картографической, графической, конспективной и табличной форме. Воспитательные - Формировать личностно-ценностное отношение к народам России и мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение культуры и быта регионов. - Продолжить формирование уважительного отношения к людям другой культуры и вероисповедания. - Формировать устойчивую мотивацию к изучению регионов в полевых условиях (экскурсиях, походах, полевых практиках).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север» Материалы сайтов https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностный компонент урока: значимость освоения территории Европейского Севера для России; этническое многообразие народов Европейского Севера; уникальность объектов Всемирного природного и культурного наследия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вступительное слово: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с численностью и динамикой численности населения Европейского Севера, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения. Вы получили разноуровневое домашнее задание и мы с удовольствием прослушаем ваши сообщения, доклады, презентации. | Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: ЭГХ Европейского Севера, особенности природы, о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек и его хозяйственная деятельность – мощный фактор воздействия на географическую оболочку Земли. Природа Европейского Севера, изученная на прошлом уроке, подвергается воздействию антропогенного фактора. Учитель предлагает исследовать карты атласа «Политико-административную России», «Плотность населения» и «Народы России» и сформулировать тему урока. | Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблем - «Особенности заселения территории ЕС», «Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей», «Особенности городов Европейского Севера», «Виды деятельности человека на Европейском Севере». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что мы знаем о современном заселении Европейского Севера? Что необходимо узнать о проблемах населения Европейского Севера, чтобы решить проблему населения Европейского Севера? | Обучающиеся анализируют прослушанные сообщения, доклады и презентации и делают выводы. Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное изучение нового материала организуется на основе работы с сайтом Федеральной службы государственной статистики (раздел «Население») http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ Учитель делит класс на рабочие группы, каждой из которых предлагается подобрать официальную статистику по субъектам Федерации, входящими в состав района, и сформулировать тематический сравнительный вывод о специфике населения в пределах рассматриваемых территорий. Для систематизации собираемой статистики школьникам можно предложить заполнить таблицу. В рамках предложенного задания группы обучающихся выбирают статистический показатель (формулируют его название), выбирают его значение и заносят в таблицу. После заполнения данных по регионам необходимо рассчитать значение каждого показателя для всей территории района (это актуально с той точки зрения, что официальная статистика даётся по Федеральным округам, а не по комплексным районам). После завершения заполнения таблицы статистическими показателями каждая группа формулирует вывод и заносит его в соответствующую графу. В заключение работы каждая из групп презентует свой набор выбранных показателей и оглашает вывод. Фронтально обсуждаются результаты исследования и на электронной доске коллективно формируется наиболее полный список показателей, характеризующих население района.
Учитель организует фронтальную работу обучающихся с сайтом ФС ГС, картами атласа и текстом учебника.
| Группы выполняют исследовательскую работу по субъектам Федерации Группы формируются по субъектам федераций
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Применение новых знаний, вывод | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как люди заселяли и осваивали Европейский Север? Какие народы живут в этом районе? Каковы особенности городов Европейского Севера? | На контурной карте или на интерактивной доске наносятся границы компактного проживания людей в регионе, крупные города. Выводы:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает обучающимся дать аргументированные ответы на вопросы: 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. Была ли польза от групповой формы работы? 5. В чем вы видите получение новых знаний, понятий, навыков? 6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них. 7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? 8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной. 9. На основании, каких критериев можно оценить нашу деятельность? 10. Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему? | Обучающиеся отвечают на вопросы, которые учитель выводит на доску в конце презентации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Читать § 30, устно отвечать на вопросы 2 – 6. Задание повышенной сложности: «Вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов составьте рекламный проспект»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хозяйство Европейского севера
Конспект урока по географии 9 класс...
Хозяйство Европейского Севера
Презентация к уроку географии в 9 классе по теме: "Хозяйство Европейского Севера"...
Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)
Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...
Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)
Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона, проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...
Европейский север Хозяйство и проблемы
Технологическая карта урока в 9 классе Европейский Север Хозяйство и проблемы...
Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме "Европейский Север: хозяйство и проблемы"
Целиурока: - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера...
Разработка урока по географии 9 класса по учебнику Алексеева Полярная звезда по теме Европейский Север : хозаяйство и проблемы
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системнодеятельностный подход....