Заповедники России
консультация (9 класс)

Степанова Анна Геннадьевна

К экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedniki.docx139.73 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 6

 Природные ресурсы, их использование и охрана

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши или водной поверхности, которые в силу своего природоохранного и иного значения полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.

Выделяют следующие ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

 Национальные парки – это относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трёх основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научный (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей). Самые известные национальные парки: это «Лосиный остров» (район Санкт-Петербурга), «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский», «Русский Север».

Природные парки – территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения. Самые известные – «Русский лес» в Подмосковье; «Тургояк» в Челябинской области, на берегу озера Тургояк. Именно на это озеро мы с друзьями ездили отдыхать прошлым летом, и посещали природный парк. Там развит палаточный туризм, велотуризм, экскурсии на остров «Святой Елены». Кругом сосновый лес, чистый воздух. Очень понравилось.

Следующая категория – государственные природные заказники – это территории, созданные на определённый срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Сохраняют и восстанавливают плотность популяций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др. Пример: заказник «Венский лес» в Тихвинском районе Ленинградской области.

Памятники природы – уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстетическую ценность (пещеры, небольшие урочища, вековые деревья, скалы, водопады и т.д.). Примером служат: водопад «Кивач» на р. Суне (Карелия); скала «Братья» (Горный Алтай); темнокорая берёза (в Лебяжьевском районе); Скальные останцы (Северный Урал).

И, наконец, Государственные природные заповедники – участки территории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса.

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Zapovedniki-Rossii/0012-012-Kivach.jpg

  • Заповедник на острове Врангеля. В границах заповедника расположены родильные берлоги белого медведя. Для акклиматизации на остров были завезены северный олень и овцебык.
  • Командорский - уникальные лежбища морских млекопитающих (котиков) можно наблюдать в заповедниках Дальнего Востока. Ильменский – минералы – Урал.
  • Кроноцкий термальные источники и гейзеры (Камчатка). Курильский – вулканы.
  • Таймырский, Большой Арктический, Ненецкий, Гыданский, Кандалакшский — тундра.
  • Лапландский - горно-тундровые экосистемы дикого северного оленя
  • Кандалакшский, Костомукшский, Тунгусский, Верхне-Тазовский, Центрально-Сибирский, Магаданский - тайга.
  • Баргузинский - основан на Байкале, соболь. Усть - Ленский – дельта р. Лена, арктический климат.
  • Приокско-Террасный — смешанный и широколиственный лес, расположен в южной части Московской области на левом берегу Оки. Основная часть территории — леса, главным образом сосновые и смешанные с березой, елью, дубом и липой. + Окский
  • Ростовский, Воронежский, ОренбургскийХоперский – степь, лесостепь.
  • Астраханский - в дельте р. Волга, лотос, степи, полупустыни. Алтайский – Телецкое озеро, горы.
  • Уссурийский, Сихотэ-Алинский – амурский тигр. Тебердинский, Кабардино-Балкарский — в горах Кавказа.
  • Зейский - елово-лиственничных лесов с элементами маньчжурской флоры. Катунский – г. Алтай.
  • Богдинско - Баскунчакский – полупустыня, соленое озеро.

Выполните самостоятельно задания.

1.        Группа студентов из Воронежа занимается изучением естественных равнинных и горных тундровых экосистем. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?  

1) Ростовский;    2) Окский;   3) Таймырский;   4) Тунгусский.

2.        Группа студентов-биологов из Санкт-Петербурга планирует исследовать уникальную флору и фауну дельты крупнейшей реки Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?                                                                          1) Байкальский;   2) Астраханский;   3) Окский;   4) Тебердинский.

3.        Студенты-экологи изучают растения, типичные для смешанных и широколиственных лесов и степей. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?

 1) Кандалакшский;   2) Приокско-Террасный;   3) Кивач;   4) Черные Земли.

4.        Группа студентов из Волгограда занимается изучением малонарушенных горных экосистем во всем их многообразии на стыке природных зон, а также редких видов фауны: гималайского медведя и амурского тигра. Какой из перечисленных биосферных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?                                                                                                                       1) Астраханский;   2) Магаданский;   3) Уссурийский;   4) Таймырский.

5.        Учёные-биологи должны исследовать места обитания популяций овцебыков, белых медведей, некоторых видов птиц. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы?                                                                                                                                           1) «Остров Врангеля»;   2) Магаданский;   3) Командорский;   4) Печоро-Илычский.

6.        Группа студентов из Санкт-Петербурга хочет посетить уникальные лежбища морских млекопитающих. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?                                                                                                                                                       1) Тебердинский;   2) Командорский;   3) Тунгусский;   4) Печоро-Илычский.

7.        Группа студентов из Санкт-Петербурга проводит исследования ненарушенных северо-таёжных горных ландшафтов и прибрежных экосистем одного из морей, омывающих территорию России. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?  

1) Тунгусский;   2) Магаданский;   3) Байкальский;   4) Большой Арктический.

8.        Группа студентов из Ростова-на-Дону занимается изучением природы таёжной зоны, где животный и растительный мир представлен европейскими и азиатскими видами. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?                                                                              1) Печоро-Илычский;   2) Командорский;   3) Воронежский;   4) Большой Арктический.

9.        Учёные-биологи занимаются исследованием северо-тихоокеанских морских экосистем, гнездовий редких видов птиц и уникальных лежбищ морских млекопитающих. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы?                                                       1) Ненецкий;   2) Усть-Ленский;   3) Командорский;   4) Печоро-Илычский.

10.        Студенты естественно-географического факультета изучают уникальные вулканические ландшафты и гейзеры. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить?                                                                          1) Баргузинский;   2) Большой Арктический;   3) Гыданский;   4) Кроноцкий.

  • Многочисленные народы России: русские, татары. - Народы на Европейском Севере: ненцы, коми, карелы
  • Оленеводство и рыболовство, резьба по кости - традиционные занятия жителей Севера - эвены, эвенки, чукчи, ненцы, энцы, коряки, эскимосы, алеуты (чум)
  • Пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений – мордва, чуваши, марийцы.
  • Пастбищное овцеводство, коневодство и верблюдоводство - калмыки (юрта)
  • Разведение овец и коз - традиционное занятие жителей горных и полупустынных пастбищ – карачаевцы, народы Дагестана

Выполните самостоятельно задания.

Задание 1. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство?

      1) ненцы

2) чуваши

3) башкиры

4) кабардинцы

Задание 2. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство и рыболовство?

     1) башкиры

2) ненцы

3) чуваши

4) калмыки

Задание 3. К традиционным занятиям каких из перечисленных народов России относится промысел морского зверя и рыболовство?

      1) чуваши и марийцы

2) калмыки и буряты

3) эскимосы и чукчи

4) карелы и коми

Задание 4. Чум — конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур. Чум приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. У какого из перечисленных народов чум является традиционным жилищем?

     1) марийцы

2) башкиры

3) эвены

4) калмыки

Задание 5. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится пастбищное животноводство (овцеводство, коневодство и верблюдоводство)?

      1) карелы

2) марийцы

3) коми

4) калмыки

Задание 6. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений?

      1) чукчи

2) коряки

3) ненцы

4) мордва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заповедники России.

Характеристика заповедников России: Окского,Мордовского....

БД_Заповедники_России

БД_Заповедники_России...

Заповедники России. Интерактивный тест

Тест ориентирован на знание особенностей охраняемых территорий нашей страны....

Урок географии в 8 классе «Охраняемые территории России. Заповедники России»

Формирование представления об особо охраняемых территориях Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных  и пр...

Астраханский заповедник (проект "Заповедники России").

Животный мир Астраханского заповедника. Природоохранная деятельность....

Национальный парк России "Лосиный остров" (проект "Заповедники России").

Лоси. Почему лося прозвали "сохатым" и многое другое....

Нацинальный парк России "Лосиный остров". Енотовидная собака (проект "Заповедники России").

Внешний вид, образ жизни, правила безопасности при общении с енотовидной собакой....