Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся
материал по географии

Фокина Светлана Дмитриевна

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по географии

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Разработчик программы

                                                         Фокина Светлана Дмитриевна,

 преподаватель

Рославль

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Принципы педагогической деятельности в работе с обучающимися по развитию творческих способностей по географии

Условия успешной работы по развитию творческих способностей обучающихся

Формы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по географии

Педагогические методики

Этапы реализации программы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся по географии

Организация исследования работы обучающихся по географии

Планируемые результаты программы

Литература

Пояснительная записка

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа-16-17 лет.(1-2  курс)

 Срок реализации программы-3 года.

Учитывая интересы и запросы обучающихся и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для развития.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся 1 курса.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши обучающиеся живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности студентов, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности-это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация образовательного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки образовательной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках,  как  единственном показателе успеха. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «География» создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности преподавателя  географии по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Основные задачи:

1. Понимание важности изучения географии в современном мире                                                                    

  1.  Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по географии,

развитие   самостоятельности.

3.  Выявление и поддержка способных, интересующихся географией обучающихся;

4.Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

5. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей                    

6. Совершенствование системы подготовки преподавателя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;        

7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления обучающихся;

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по развитию творческих способностей по предмету «География»:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг.

Условия успешной работы по развитию творческих способностей обучающихся

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • преподаватель должен обладать определенными качествами:  должен быть увлечен своим делом,  быть профессионально-грамотным, проводником передовых педагогических технологий;
  • быть воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы,  готов нести ответственность за принимаемые решения,
  • преподаватель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • преподаватель  стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

Формы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по географии

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках географии.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп обучающихся.  Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого студента. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития студента,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый студент в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
 Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся – изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую анкетирование и  опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.

1. Выделение «способных» детей в каждой группе.
2. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
3. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
  Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним преподаватель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
   Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
   Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с обучающимися на уроках истории  и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для студентов, более способных к творческой деятельности,  специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками:документами, иллюстрациями и т.д. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.
 Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:
прием «три уровня домашнего задания»:
учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - 
обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют студенты, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется преподавателем  высокой оценкой .
- прием «особое задание»:
продвинутые обучающиеся  получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
- прием «энциклопедист»:
предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала студентами для решения усложнённых заданий или дополнения в урок
2.Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», обучающимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
Активное включение студентов в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом обучающийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя  Современный проект обучающегося– это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом обучающийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.  Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к промежуточной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей обучающихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с обучающимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным  неделям и олимпиадам.


4. Применение инновационных технологий в преподавании географии

1. Информационно-коммуникационные технологии:
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Опыт работы показал, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе преподаватель, студенты составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет мне, как преподавателю географии, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации студент  должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Студент при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у студента логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. На уроках географии используются такие формы работы как подготовка обучающими  докладов и рефератов.
Использование инфо-коммуникационных технологий на уроке географии позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам. И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания обучающихся. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

      3.   Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке обучающиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

2. Проблемное обучение:
    В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры, такие как «Географическая типография», «Кто хочет стать географом» и т.д.
    Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что обучающиеся стали активнее и самостоятельнее.
    Приступая к применению метода проблемного обучения в группе должна быть уверена, что студенты способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания.      Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Преподаватель становится организатором самостоятельного учебного познания обучающихся.

Педагогические методики:                                                                                                                   Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская  Показатели результативности: способность к рефлексии  и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.                                                                          

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:           

наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов.                                                                                  Диагностический инструментарий:  

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

4.  Развитие элементов критического мышления

Диагностики:  

  1. Методика  Н .Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории и обществознания.
  2. Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено
  3. Методика «Мой личностный рост С.С. Кункевича
  4. Социально-психологическая адаптация учащихся при переходе в среднее звено.Методика Александровской Э.М.

Этапы реализации программы

2018/2019  учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей  по географии.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Выявление обучающихся ,способных к творческому развитию, разработка программы
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2020/2021 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с обучающимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности

Задачи:

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения викторин, олимпиад.

2017/2018 г– переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей  по предмету «география» в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии обучающихся на всех этапах обучения в колледже.
  • Коррекция затруднений педагога в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы по программе
  • Повышение квалификации педагога.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся

по географии

Форма

Задачи

кружок

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

студенческая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры обучающихся.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации студентов к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Организация исследовательской работы учащихся

по географии

1 курс

1 семестр

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных обучающихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Районные олимпиады.

1 курс 2 семестр

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие обучающихся.
  • Индивидуальная работа со способными студентами.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы по развитию творческих способностей обучающихся
  • Творческая самореализация выпускника колледжа.
  • Обеспечение преемственности в работе.
  • Данная программа позволит сформировать систему работы и  развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся "Узнай себя"

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Проис...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...