Проектно-исследовательская работа "Полярная звезда Гатиева"
проект по географии (9 класс)

Абаева Людмила Муратовна

 В нашей исследовательской работе мы рассказываем о жизненном пути нашего земляка, уроженца РСО-Алания г.Дигоры. Гатиев И.Д -полярник, геолог, герой ВОВ. Его имя увековечено на карте России. Материал для проектной работы собирали два года. Автор исследовательской работы занимала призовые места в научно-исследователььских конкурсах "Ступень в науку", "Шаг в будущее" , а также в г. Москва наша работа заняла 1 место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Полярная звезда Гатиева

Выполнила: ученица 9 КЛАССА

Алборовой Э

Руководитель :Абаева Л.М.

Введение…………………………………………………………… 3  

Основная часть …………………………………………………… 5

Глава 1……………………………………………………………    5

Глава 2

Глава  3………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………9

Список источников………………………………………………  10

Приложение ………………………………………………………..


                                                                                Герои Арктики-

                                                                                       Люди сказочной энергии…

                                                                                    М.Горький

I. Введение.

Для чего мы живем на этой Земле? Может для того, чтобы быть кому-то защитой  и опорой? Или что-то творить, человек живёт во имя жизни, стремится вперёд.

Покидая этот мир, он оставляет на этой земле особую память, которая живёт в наших сердцах…

На юге нашей необъятной страны, у подножья Кавказских гор раскинулась древняя и прекрасная земля Осетия-Иристон. Невелика ее площадь и  численность населения, но богата талантами, проявившими себя во всех областях науки, техники и даже освоение  сурового края, Арктики.

Актуальность темы исследования:

Актуальность исследования состоит в том, что мы рассказываем о славных героях России для того, чтобы мы, подрастающее поколение всегда помнили, а главное старались походить на них добротой , верой, отвагой , мужеством, любовью к Родине. Именно поступки конкретных людей являются моральным ориентиром для современной молодежи. Этой путеводной звездой для меня стал Гатиев Илья Давидович, который прожил короткую, но яркую и героическую жизнь. Мы хотим чтобы ничего не исчезло бесследно! «Память - единственная возможность прикоснуться к вечности» (Соломон Михоэлс).

Предмет исследования:  трудовая и героическая деятельность нашего земляка Гатиева Илья Давидовича, который заслужил право навсегда остаться в памяти людей.

Методы исследования:

В работе использовалась следующая методика исследования:

  • сбор необходимой информации (беседа, интервьюирование, соцопрос)
  • просмотр и изучение собранной информации ( книг, архивных документов, данных интервью, электронных ресурсов)
  • Систематизация и обобщение собранных исследований.

Структура исследования: содержание проделанной работы описано в основной части, которая состоит из 2 глав. В первой главе даны биографические данные о Гатиеве Илье Давидовиче. Во второй главе приводятся методика и результаты исследования. Каждая глава заканчивается выводом, подытоживающим размышления. В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы. В приложении помещены иллюстрации,  фотографии участника событий.

Цель исследования:

Увековечить на родине имя прославленного земляка, почетного полярника-геолога, Гатиева Ильи Давидовича, сыгравший большую роль  в освоении Северного морского пути и районов Крайнего Севера. Один из тех, кто внес вклад в героическую  оборону Ленинграда.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. Продолжить работу с источниками информации и еще больше узнать о

            жизнедеятельности Гатиева И.Д.

  1. Найти и посетить дом, где родился Илья Гатиев, а также музей им.     ЦаголоваГ.А. г. Дигора
  2. Написать сценарий на 9 мая, посвященный ГатиевуИ.Д. «Полярники в                                     ВОВ»
  3. Собрать средства и установить мемориальную плиту в г.Дигора, тем самым увековечить имя прославленного земляка.

Практическая направленность исследования (результаты данного исследования можно представить на уроках географии, предметных неделях географии и истории, на внеклассных мероприятиях, проект имеет большую значимость в патриотическом воспитании молодого поколения.)

II. Основная часть:

Глава1.
      Исследование возвращает нас к героической истории освоения Северного морского пути. История повторяется, интерес к Арктике возрождается. В 21 веке из-за обострившегося соперничества за арктический шельф особенно понимаешь значимость полярных экспедиций прошлого. История освоения Арктики требует большого мужества, жестокой борьбы с ее суровой природой. Именно эти качества были присущи нашему арктическому герою-Гатиеву И.Д.(рис. 1)

Работа наша долгосрочная и пополнена новыми интересными данными и событиями из жизни Ильи Давидовича, которые подтверждаются архивными документами.

Биографическая

        Гатиев И.Д.родился 2 августа1904г. в Христиановском  (ныне Дигора) в крестьянской семье. «Дано сие гражд.сего селения Гатиеву Илья Давидовичу в том, что он происходит из беднейшего трудового крестьянства. С 1918 г.он своим физическим трудом содержит семью, за этот период времени т.Гатиев два года нанимался  на сезонные работы. Не имеет своего рабочего скота» (Оп.1№15) Отец его-Дафа, мать_Носта Сабанова . Как нам поведал Александр Гатиев у них было два сына и четыре сестры. Отец умер, когда Илье было три года. Учился в сельской школе, которую окончил на отлично. В свободное от учебы время он помогал матери в домашнем хозяйстве. Жили очень бедно, поэтому решили, что одному из сыновей все-таки надо выучиться, а остальные будут смотреть за родителями. В 1926 году по комсомольской путевке он уезжает в рабфак Ленинградского горного института (Оп.1№12)  

         Успешно его окончив1929 году поступает Ленинграде в Горный институт. (Оп.1№7) В 1934 году успешно окончив его, получает специальность инженера –геолога по поискам и съемкам. (Оп.1№7) (рис1.1)

В 1935 году его назначают начальником 1-й Чукотской экспедиции, а затем и геологоразведочной экспедиции Большая любовь к геологической работе приносит ему известность. В 1932 году за успешную практику и открытие важных стратегических месторождений по ходатайству Всесоюзного института Арктики, именем студента Гатиева называют мыс в архипелаге Новая Земля.(рис 2.)

          В 2003 году в Санкт-Петербурге была издана книга главного научного сотрудника института геологии и минеральных ресурсов мирового океана, Г.П.Аветисова «Имена на карте Российской Арктики». « О его великолепной работе ярко свидетельствует тот факт, что мыс Гатиева на карте Новой Земли появился именно в 1932 году, то есть название было дано в честь студента. Случай беспрецедентный»! [2.92]

В 1938б году Гатиевым были подготовлены два крупных научных отчета, в которых дана реальная картина минерально-сырьевой базы Чукотского полуострова. (рис 3)

В 1940 году Гатиев перешел  на работу в Горно-геологическое управление. Занимал должности заведующего научно-исследовательским отделом. В том же году он был награжден орденом «Знак Почета» с присвоением звания «Почетный полярник.(рис 4.)

Все это он успел за 6 лет после окончания института! В феврале 1941 г. он вернулся в Ленинград для продолжения научной работы в своем вузе. Но вскоре началась Великая Отечественная война Илья Гатиев уходит добровольцем на фронт.  Еще раньше ушел на войну его младший брат, Георгий.  Ему было всего 29 лет. (рис.5) Именно это его заставило отказаться от брони, которую давали во время войны геологам.

         «Илья Гатиев — доброволец Красной Армии, командир саперной роты — ушел на самые передовые позиции. Бесстрашие и ловкость пригодились ему здесь, как нигде.

 Со своим подразделением, минируя подступы к нашим укреплениям шли очищая от вражеских мин путь для атаки, он совершал чудеса. Пули щадили его, как это часто бывает с храбрецами. Он искренне верил в свою «счастливую звезду», и его бойцы готовы были идти за ним куда угодно... [1.171]
         При одном из налетов вражеской авиации командир саперной роты Илья Гатиев был смертельно ранен осколком авиабомбы. В декабре 1941 года в институт Арктики приходит письмо от фронтового друга  Гатиева, Тебенькова Василия Прокофьевича, где он сообщает о трагической гибели фронтового друга. Такое же письмо Тебеньков В.П. направил супруге  И.Гатиева-Чабахан Хациевне Гуацаевой.
 (Оп.1№1,6,7)

Боевые товарищи похоронили его с солдатскими почестями у подножия березы .на опушке леса в районе Новой Ладоги. Тебеньков составил схему участка, где была расположена могила.

       Спустя годы, 13 февраля 1987 года, останки нашего земляка и других погибших в этом районе были перенесены в братское воинское захоронение в поселке Синявино-1. Ленинградская область. Здесь похоронено  28959 человек! На мемориальной плите в списке ГатиевИ.Д.под№1117 (рис 6).В мирное время  это не укладывается в голове! Вот она жестокая, правда, войны!!! В Списках имен, выбитых на мемориальных плитах братского воинского захоронения в поселке Синявино, мы нашли осетин. Может родственники погибших считают их без вести пропавшими…

Елканов И.Д. лейтенант

Сланов Х.Д. сержант

       Через много лет друг Ильи Давидовича геолог, полярник В.П.Тебеньков передал сыну Гатиева, Володе остатки ордена «Знак Почета», пробитого  осколком, который оборвал короткую, но яркую жизнь его отца, Гатиева И.Д.

В прошлой своей работе мы упоминали, что нашли его сына в Санкт-Петербурге Владимира Ильича Гатиева. Он также как и отец полярник-геофизик, сейчас на пенсии. Закончил тот же институт, что отец. Женат, трое детей,  4  внуков. (рис 7) У нас давно идет переписка с его женой Светланой Гатиевой, дочерью Мадиной. Они поделились с нами фотографией,  своей семейной реликвией. Из письма Мадины Гатиевой: «Во вложении фотографии, книги Аветисова про полярников, фотография моего отца, сына Ильи, а также основание ордена "Знак почета", который поврежден смертоносным осколком, оборвавшим жизнь Ильи Давидовича. Этот знак передал  нам Тебеньков. (рис.8) Для нас это была грандиозная находка!

Память о выдающемся геологе полярнике, сапере увековечена в Санкт-Петербурге на памятной стене возле Арктического, Антарктического института, на мемориальной доске в здании ВНИИ Океан-Геологии, на сайте «Память народа» http://podvignaroda.mil.ru. (рис.9),   О выдающемся геологе, Илье Гатиеве рассказано в книге «Полярники в Отечественной войне» под редакцией И.Д. Папанина,  Г.П.Аветисова «Имена на карте Российской Арктики».(рис 10)

Ему было всего 36 лет! Вся его жизнь была подвигом. Его знания, эрудиция, твердость характера, доброжелательность, умение работать с людьми в сочетании с самозабвенным трудом, фанатической преданностью работе арктического полярника, настоящего сына своей Родины, заслуживает того, чтобы его имя было увековечено на его малой Родине,  Дигоре!

Глава 2. На родину Гатиева…

Любовь к Родине начинается с малого, как ручеек, который превращается в большую реку, от любви к родным и близким-это твоя малая Родина

Мы решили побывать на родине Илья Гатиева, увидеть истоки героической судьбы. В очередном письме от Гатиевой Светланы : «В  Дигоре сохранился дом  по улице Бицаева. Сейчас там живут потомки  брата Ильи Давидовича – Георгия».

        И вот мы  на автостанции  №1.(рис 11) Наше исследование началось прямо на автостанции. Нам просто повезло! Водителем маршрутки оказался троюродный брат Гатиева, Такулов Александр Владимирович. Он нам и устроил встречу в Дигоре с родственниками Гатиева. Ну вот мы и в г.Дигора. Мы не можем поверить, но это так! Перед нами дом, где родился Гатиев Илья Давидович!(рис 12) В этом доме живут потомки его брата Георгия. Это Сын Георгия, Александр Георгиевич. У него сын, Алан и дочь  Наташа. С приятным гостеприимством нас приняла семья Гатиевых.(рис.13) В доме за старшего сегодня Александр Георгиевич Гатиев. После перенесенных болезней ему тяжело было разговаривать, но он все же уделил нам свое внимание. Во дворе было две постройки: в одной более новой, проживала семья Александра Георгиевича, а в другой , более старой никто не жил. В этой половине облицованного дома родился и рос Илья Гатиев. Семья Гатиевых чтит память своих потомков. Это мы увидели как только вошли в одну из комнат. Даже побелка была как раньше, известью. Эта комната как реликвия, как домашний музей. Там все сохранено, так как было при жизни Ильи Гатиева. На стене висят портреты: Слева, Гатиев Илья, в середине прадед Ильи Давидовича, Цара Гатиев и справа его брат Георгий. (рис.14)Александр Гатиев: «Пока я живой здесь все должно быть так как было при их жизни. Работники музея Цаголова Г. просили у меня портрет деда, но я не отдал!». Весь диалог мы записывали на диктофон чтобы лишний раз его не переспрашивать. Из слов Гатиева А. мы узнали, что жена Гатиева Ильи умерла только 10 лет назад в Санкт-Петербурге. А.Гатиев: «После смерти мужа она вышла замуж, а Владимир, сын Гатиева жил у нас». В интернете же написано, что жена Гатиева не смогла пережить блокаду и умерла. Мы пролистали семейный альбом Гатиевых. А.Гатиев: «А вот и фотография его сестры».(рис.15)С дома Гатиевых на войну ушли 7 человек, а вернулись только трое. Сам Александр пережил все тяготы войны, поэтому так дорожит этой памятью.

         Александру Гатиеву понравилась наша идея о установлении памятной доски на доме Гатиевых. Для решения этого вопроса, поблагодарив хозяев дома, мы отправились в местное самоуправление. К сожалению никого из администрации не застали, но было решено посетить еще дом-музей Цаголова. Нас дружелюбно принял директор музея, Б.П.Лолаев и старший научный сотрудник музея, Г.Корнаев.(рис.16) Они оказали нам большую помощь. Мы мечтали о фотографии , где Гатиев И.Д. в форме полярника. И вот мы держим ее в руках!(рис.17) Нам также предоставили ценные документы: билет члена профсоюза, удостоверение №1 и №8 начальника отдела 1940 г.(рис 18). Мы надеемся, что скоро в музее появится уголок Боевой Славы Ильи Гатиева. Обсудив организационные вопросы с работниками музея,по установлению мемориальной доски, мы отправились воплощать их в жизнь.

Глава 3. «Претворение в жизнь»

         Краеведческая деятельность , позволяет приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины»,  чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В этом направлении наша школа идет по правильному пути. Актуальным было посвятить празднование 9 мая Гатиеву И. Д. -«Полярники в ВОВ». (рис.19) На курсах повышения квалификации среди учителей республики (32 человека) выступила мой научный руководитель, Абаева Людмила Муратовна. Что нас сильно удивило, никто из учителей географии не знал о том, что среди легендарных российских полярников есть имя нашего прославленного земляка, Гатиева И.Д.(прил.справкаРИБКРО)

          Следующим шагом было увековечивание его имени в школе. В кабинете географии наряду с выдающимися первооткрывателями сегодня можно увидеть имена наших земляков: Юрия Кучиева и Илья Гатиева.(рис 20) Завершающим этапом был сбор средств на мемориальную плиту. На пожертвование родителей учащихся МБОУ СОШ с.Комгарон была заказана памятная плита в пос.Карца. Осталось только написать сценарий к торжественному открытию мемориальной доски…В Северной Осетии есть хороший обычай. В честь народных героев слагать сказания, песни, легенды…Песню мы не написали, но учительница истории, ЦоциеваЕ.З. посвятила ему стихотворение

Фыццагхаттарктикӕйытыгъдад

Ирӕттӕйбасгӕрста  Илья.

Йӕбирӕ  зонд,  йӕтыхыфӕрцы

Ирыстонӕныскодтакад.

И вот торжество. Момент справедливости настал. Торжественное открытие памятной доски.

На событии собрались около 50 человек, в числе которых вошли представители фамилии Гатиевых, заместитель главы администрации Дигорского района А.А.Цебоев, директор дома –музея им. Цаголова-Б.П.,Лолаев, старший научный сотрудник музея Г.Корнаев, общественный деятель А.Елбаева, педагоги и учащиеся «СОШ» г.Дигоры.

Возможность открытия мемориальной доски представилась внучатому племяннику-Алану Гатиеву- и извините за нескромность, мне Туаевой Элеоноре. (рис 21) ,(газета «Вести Дигории»)

В знак благодарности администрация местного самоуправления наградила директора СЮН, Нартикоеву Л.В.педагогов: Цоциеву Е.З. и моего научного руководителя Абаеву Л.М., а также  учащихся МБОУ СОШ с.Комгарон.(рис 22)

Результаты исследования

        На основе выше изложенного можно сделать следующий вывод: Имя на родине прославленного земляка, почетного полярника-геолога, Гатиева Илья Давидовича было увековечено на карте России, в поселке Синявино под №1117, на мемориальной доске здании ААНИИ и здании ВНИИ Океан-Геологии,  и для справедливости на его родине в г.Дигора. Мы считаем, поставленная цель достигнута. Подрастающее поколение должны помнить о подвигах самоотверженных земляков. Проведение таких мероприятий возрождает лучшие традиции передачи опыта поколений, воспитанию доброты, сострадания школьников, самореализации личности подростков. Память народа – это его история. Именно она и объединяет всех нас.

«Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное: глубже опускаясь в смысл былого-раскрываем смысл будущего, глядя назад-шагаем вперед».

                                                                                                                         

III. Заключение:

Тема изучена достаточно, но остались некоторые нерешенные вопросы, которые мы обязательно исследуем:

  • на коллективной фотографии с полярниками мы заметили, что только у Гатиева И.Д. на груди красная звезда. О ней мы ничего не узнали, хотя интересовались у Гатиевых в Санкт-Петербурге. Мы писали в Горный институт, где он работал, но пока нет результатов.
  • Будем продолжать переписку с семьей, родственниками Гатиева.

Мы хотим выразить большую благодарность все тем, кто помог нам в осуществлении наших задач:

Работникам архивной службы, музея, семье Гатиевых из Санкт-Петербурга, родственникам потомка Гатиева Георгия, директору СЮН, Нартикоевой Л.В. которая нас поддерживала на протяжении всего времени, моему руководителю, Абаевой Людмиле Муратовне.

    IV.  Список использованной литературы.

     Материалы республиканского архива

     Книги с одним автором

    1.«Полярники в Отечественной войне» под редакцией И.Д.                              Папанина.//Главсевстрой.-  1945.-253с.

    2.Г.П.Аветисов «Имена на карте Российской Арктики».//ВНИИОкеанология.-2009,623с.

     Статья из газеты или журнала.

 1. Журнал под « № 8 «Проблемы Арктики и Антарктики»// (ГНЦ РФ   ААНИИ), 2009-167с

 2. Газета Северная Осетия за 2004 год

      Список использованных интернет ресурсов:

     1.http://lo-sinyavino.ru/oms/adm/GFFD.

     2.https://pamyat-naroda.ru/heroes/?last_namefirst_name.

     3.http://archive.is/PYHo.

     4.http://vestidigorii.ru/obshestvo/geolog-polyarnik-saper-18-06-2015.html.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...