РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ГЕОГРАФИЯ В ЕГЭ» ДЛЯ 10 КЛАССА
рабочая программа по географии (10 класс)
рабочая программа составлена для подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_geografiya_10kl_zaripova.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе уровня среднего общего образования (ФКГОС СОО) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естествознания Руководитель МО __________И.Х. Нужных Протокол № 5 от 29.05.2019 | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Протокол № 5 от 20.06.2019 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» _________ Э.Б. Маслов Приказ № 863-О от 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
« ГЕОГРАФИЯ В ЕГЭ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
(1 час в неделю, всего – 35 часов)
Составитель: Зарипова Лилия Ряжаповна,
учитель географии
г. Мегион, 2019 г.
Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена. Элективный курс «География в ЕГЭ» разработан для учащихся 10 классов с использованием материала школьной программы и дополнен материалом книги «Географическая картина мира» Максаковского В.П.Так как в 10 классе всего 1 час географии этот курс позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания.. В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На уроках учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю для подготовки учащихся 10 классов. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
При реализации программы используются различные образовательные технологии (технология деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения), а также электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы.
Содержание учебного предмета
1. Особенности экзаменационной работы по географии.(1ч) Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
2.География населения мира.(3ч)
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
3. География промышленности.(13ч) Изучение основных отраслей промышленности мира. Альтернативные источники энергии и их будущее. Определить структуру добычи минерального сырья; основные страны-поставщики минерального сырья на мировой рынок. Объяснить изменение роли горнодобывающей промышленности в эпоху НТР. Охарактеризовать проблемы горнодобывающей промышленности. Роль обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Основные страны-лидеры в обрабатывающей промышленности. Роль НИС и ключевых стран в промышленности мира. Изменение географии черной металлургии в мировой промышленности. Роль машиностроения в эпоху НТР, география автомобилестроения, основные страны в мировом машиностроении. Определение основных отраслей химической промышленности мира, основных стран мира. Развитие химической промышленности в эпоху НТР. Изменение географии легкой промышленности.
Практические работы:
- Анализ запасов нефти, газа и угля в мире.
- Анализ мировых запасов и добычи минеральных ресурсов мира.
- Анализ способа выплавки черных металлов и изменение географии черной металлургии в эпоху НТР.
4.Сельское хозяйство мира.(6)
Агробизнес. Зеленая революция. Аквакультура. Марикультура. Анализ структуры растениеводства; география мирового растениеводства. Мировое производство продовольственных культур. Страны-лидеры по размерам валового сбора пшеницы и риса. Структура и география технических и непродовольственных культур. Структура и главные районы животноводства. Изменение мирового поголовья скота. География производства и потребления животноводческой продукции. Развитие и география мирового рыболовства. Уровень развития сельского хозяйства и его влияние на окружающую среду.
Практические работы:
- Страны-лидеры по производству важнейших сельскохозяйственных культур.
- Сравнение стран-производителей и стран-потребителей животноводческой продукции.
5.Транспорт мира.(6)
Динамика развития мировой транспортной сети; влияние НТР; уровень развития. География мировых грузопотоков. Структура мирового морского флота (нефтеналивные танкеры, сухогрузы, танкеры-метановозы, пассажирские суда). Морские порты мира – универсальные, специализированные. Динамика мировых пассажирских авиаперевозок. Крупнейшие аэропорты мира. Контейнеризация. «Транспортные мосты». Влияние транспорта на окружающую среду.
6.Международные экономические отношения.(5)
Формы международных экономических отношений. Основные модели экономической стратегии: экспортноориентированная, импортозамещающая. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны. Внешняя торговля. Международная финансовая деятельность. Мировые финансовые центры. ТНК. Фондовые биржи. Транснациональные банки. Международные валютно-финансовые отношения.
Практическая работа.
- Анализ изменения товарооборота по основным регионам мира в середине ХХ – начале ХХI вв.
7.Итоговый урок.(1ч) Анализ работ. Зачет – 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе | |
теории | Прак тики | |||
1 | 1. Введение. Особенности экзаменационной работы по географии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.География населения мира(3ч) | ||||
2 | Население мира. | 1 | 1 | 1 |
3 | Городское и сельское население | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | 1 | |
3.Промышленность мира. | 13 | |||
5-6 | Топливная промышленность мира. | 2 | 1 | 1 |
7-8 | Электроэнергетика. | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Горнодобывающая промышленность. Черная металлургия. | 2 | 1 | 1 |
11 | Цветная промышленность. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Машиностроение мира. | 1 | 1 | |
13 | Химическая промышленность. | 1 | 1 | |
14 | Легкая промышленность. | 1 | 1 | |
15 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Анализ трудных заданий. | 1 | 1 | |
4.Сельское хозяйство мира. | 6 | |||
18 | Мировое сельское хозяйство. «Зеленая революция». | 1 | 1 | |
19 | Растениеводство мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Животноводство мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | 1 | |
22 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | |
23 | Анализ трудных заданий. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.Транспорт мира. | 6 | |||
24 | Характеристика транспорта мира. | 1 | 1 | |
25 | Сухопутный транспорт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Водный транспорт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | 1 | |
28 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. | 1 | 1 | |
29 | Анализ трудных заданий. | 1 | 1 | |
6.Международные экономические отношения. | 5 | |||
30 | Международные экономические отношения. | 1 | 1 | |
31 | Мировая торговля. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | ||
33 | Решение вариантов ЕГЭ | 1 | 1 | |
34 | Решение вариантов ЕГЭ. | 1 | 1 | |
35 | 7.Итоговый урок. Анализ работ | 1 | ||
Итого | 35 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата/ неделя | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы контроля | |
теории | Прак тики | |||||
1 | 04-09.09 | 1. Введение. Особенности экзаменационной работы по географии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, работа с бланками, с географ.источниками |
2.География населения мира(3ч) | ||||||
2 | 11-15.09 | Население мира. | 1 | 1 | 1 | Работа с картами, демограф.пирамидами |
3 | 18-23.09 | Городское и сельское население | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | 25-30.09 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | 1 | Тестирование | |
3.Промышленность мира. | 13 | |||||
5- 6 | 02-7.10 09-14.10 | Топливная промышленность мира. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
7- 8 | 16-21.10 23-27.10 | Электроэнергетика. | 2 | 1 | 1 | Работа с картами,тестир. |
9-10 | 06-11.11 13-18.11 | Горнодобывающая промышленность. Черная металлургия. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
11 | 20-25.11 | Цветная промышленность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
12 | 27.11-02.12 | Машиностроение мира. | 1 | 1 | ||
13 | 04-9.12 | Химическая промышленность. | 1 | 1 | ||
14 | 11-16.12 | Легкая промышленность. | 1 | 1 | Тестирование | |
15 | 18-23.12 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование |
16 | 25-28.12 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 0,5 | 0,5 | тесты |
17 | 15-20.01 | Анализ трудных заданий. | 1 | 1 | тесты | |
4.Сельское хозяйство мира. | 6 | |||||
18 | 22-27.01 | Мировое сельское хозяйство. «Зеленая революция». | 1 | 1 | Доклады | |
19 | 29.01-03.02 | Растениеводство мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
20 | 05-10.02. | Животноводство мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
21 | 12-17.02 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | 1 | тесты | |
22 | 19-24.02 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | 1 | ||
23 | 26.02-03.03 | Анализ трудных заданий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.Транспорт мира. | 6 | |||||
24 | 05-10.03 | Характеристика транспорта мира. | 1 | 1 | лекция | |
25 | 12-17.03 | Сухопутный транспорт. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | 19-23.03 | Водный транспорт. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | 02-7.04 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | 1 | урок-практикум | |
28 | 09-14.04 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. | 1 | 1 | Интернет-ресурсы | |
29 | 16-21.04 | Анализ трудных заданий. | 1 | 1 | тесты | |
6.Международные экономические отношения. | 5 | |||||
30 | 23-28.04 | Международные экономические отношения. | 1 | 1 | Лекция | |
31 | 30.04-05.05 | Мировая торговля. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
32 | 07-12.05 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | Тестирование | ||
33 | 14-19.05 | Решение вариантов ЕГЭ | 1 | 1 | Практ. работа | |
34 | 21-26.05 | Решение вариантов ЕГЭ. | 1 | 1 | ||
35 | 28-31.05 | 7.Итоговый урок. Анализ работ | 1 | Зачет, тесты | ||
Итого | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса по географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Контроль реализации программы
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
-текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга, выполненных в группах;
- выполнение заданий пробного ЕГЭ по географии.
Список литературы
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва, Просвещение, 2005 г.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва «Просвещение», 2011г.
- Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.: География: Экономическая и социальная география мира: В 2-х частях. Часть 1. 10-11 классы – издательство «Русское слово», 2011г.
- Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений – серия «Полярная звезда», издательство «Просвещение», 2011г.
Дополнительная литература:
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. – Москва «Дрофа», 2008г.
- Холина В.Н. География. Профильный уровень. 10 класс. В 2 кн. Кн.1. – Москва, «Дрофа», 2011г.
- Экономическая и социальная география мира. 10 класс (CDpc) – Серия: Образовательная коллекция, издательство 1C, 2005г.
- Сиротин В. И., Курчина С.: География: учебное пособие. Материалы для докладов и рефератов. – Москва, «Дрофа», 2007г.
Интернет-ресурсы:
- http:// www.un.org-Интернет-портал ООН (русскоязычная версия)
- http://www.oecd.org-Организация Экономического сотрудничества
- Сайт кафедры экономической и социальной географии мира МГУ http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs
- http:// www.geo.1september.ruГазета география.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов
Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...
Рабочая программа по элективному учебному предмету "Арифметические и логические основы построения компьютера", 11 класс
Данный курс является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Активизация познавательного процесса позволяет обучающимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собстве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4076781) учебного предмета «География» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4076781) учебного предмета «География» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1322133) учебного предмета «География» для обучающихся 5 – 9 классов
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развити...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2220555) учебного предмета «География. Базовый уровень» для обучающихся 10 –11 классов
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, пред...
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1317246) учебного предмета «География» для обучающихся 5 – 9 классов 2023 г
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развити...
- Мне нравится (1)