Методы географических исследований
план-конспект урока по географии (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_georafichesskih_issledovaniy.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Домогацких Е.М., 5 класс
Тема урока | Методы Географических исследований | |||||||||
Цель урока | Сформировать представление учащихся о методах географического исследования | |||||||||
Задачи урока: | ||||||||||
– обучающие | формировать представления о методах географического исследования, источниках географических исследований; определять отличительные особенности методов исследования; умение рационального использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации | |||||||||
– развивающие | развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также развить абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету, формировать отношение к человеку и его здоровью как к ценности. | |||||||||
– воспитательные | воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке. | |||||||||
Образовательные результаты | ||||||||||
Личностные (Л) | Метапредметные | Предметные | ||||||||
-становление устойчивого познавательного интереса; -осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; Умение объяснять происхождение науки география. Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственную связь. | Познавательные (П): - поиск и выделение необходимой информации; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -выстраивание доказательств; -выдвижение гипотез и их обоснование; -сравнение, выбор критериев для сравнения. Регулятивные (Р): -планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; -осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; -использование речи для регуляции своей деятельности. Коммуникативные (К): -планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; -установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы; -умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью; -умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | -давать определение понятию картография; -называть методы географических исследований изучения Земли: описательный, картографический, космический, распознать чем отличаются методы географических исследований друг от друга; -знать источники географических знаний. | ||||||||
Тип урока | Комбинированный | |||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | ||||||
Информационный материал: учебник «География. Введение в географию» Домогацких Е. М .; программа курса 5 класса / Автор-составитель Домогацких Е.М. Интерактивный материал: мультимедийный проектор, презентация: «Методы географических исследований». | Презентация: «Методы географических исследований» | Технология развития критического мышления через чтение и письмо Технология проблемного обучения Технология обучения в сотрудничестве | История: возникновение географии как науки | Фронтальная (Ф) Индивидуальная(И) | ||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
П | Р | К | Л | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) | ||||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих: настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих. 2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся Сегодня нам предстоит понять, что мы будем изучать на уроке. Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Как вы думаете, важно ли вам уметь вести наблюдения за природой, хозяйственной деятельностью людей? Почему? А учёному-географу надо уметь вести наблюдения?»Дети высказывают свои предположения.Учитель резюмирует высказывания детей.«Наблюдение – это один из методов географического познания, географических исследований. Он ложится в основу многих других. Давайте познакомимся с ними». 3. Дает целевую установку предлагает ответить на вопрос: Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих (Ф). Каждый обучающийся выбирает лепесток, соответствующий его настроению. Получается групповой «цветик-семицветик» настроения. Слушают, анализируют и решают проблему, которую прочитал учитель Формулируют тему урока (Ф). Записывают число и тему урока в рабочей тетради (И). Формулируют цель урока (Ф) | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Устанавливать причинно – следственные связи Устанавливать причинно-следственные связи | Планировать свою деятельность Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, слушать в соответствии с целевой установкой Формирование умений целеполагания. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Строить понятные для собеседника речевые высказывания | Проявлять устойчивый познавательный интерес Проявлять устойчивый познавательный интерес Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений | |||||
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут) | ||||||||||
1.Организует изучение новогоматериала (первичное усвоение новых знаний): География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся. Ходили ли вы на экскурсию? Куда? Расскажите про природу этого места. Сейчас вы описывали природу, значит использовали первый метод географических исследований – описательный. Слайд 7,8. Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели. Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд 10. Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. 2. Вводит новые понятия Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение) Значит, третий метод географического исследования – космический. Слайд 11. Традиционные источники географической информации— географические карты и атласы. На них нанесено все то, что человечество открыло на Земле за века. Изучая географию, вы будете знакомиться с разными видами карт и другими источниками географической информации. К современным источникам мы отнесем интернет, географические информационные системы. Слайд 12. 3. Проводит закрепление нового материала ( 5 мин) Организует «опрос эксперта» Что означают понятия - метод, источник географической информации. Перечислите методы географических исследований 4. Первичный контроль и коррекция: Самостоятельно опишите кабинет географии, используя описательный метод. | Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы Осмысливают сущность новых понятий. Работают с учебником, сравнивают со своим ответом, находят ошибки и их причины Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, доказывают Слушают учителя, ищут информацию в учебнике и оформляют её в виде схемы Систематизируют учебный материал Проговаривают алгоритм действий Распознают и воспроизводят изученный материал Решают познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения. | Искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; выдвигать гипотезу и обосновывать ее; сравнивать; преобразовывать информацию в устную речь; объяснять явления; строить речевое высказывание в устной форме. Выбирать критерии для сравнения; соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе; объяснять явления; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Произвольное построение речевых высказываний в устной форме | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. Слушать в соответствии с целевой установкой; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Участвуют в решении задач в фронтальном режиме | Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь; слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог; представлять информацию в устной форме. Представлять информацию в письменной и устной форме. Представлять информацию в письменной и устной форме Представлять информацию в письменной и устной форме | Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию, формировать адекватную позитивную самооценку. Понимать значимость знания науки география Формировать адекватную позитивную самооценку. Формировать адекватную позитивную самооценку. | |||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) | ||||||||||
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки по результатам работы на уроке. 2. Осуществляет рефлексию: сообщает, что изучили тему «Методы географических исследований» Просит закончить предложения: сегодня на уроке: На уроке я узнал…. На уроке мне понравилось… Моё настроение… 3. Задает домашнее задание: 1. Прочитать и подготовить §2. 2. тест на стр 13-14, посмотреть и решить | Отвечают на вопрос и делают задание. Записывают домашнее задание в дневник (И). | Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме. | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме. | Формировать адекватную позитивную самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Методы географических исследований" для 5 класса
Презентация "Методы географических исследований" составлена для 5 класса общеобразовательной школы, обучающейся по программе, соответствующей ФГОС общего образования. Данная работа содержит рисунки, ф...
Методы географических исследований и источники географической информации.
В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...
Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"
Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...
Современные методы географических исследований. 10 класс (урок-лекция)
1- Что изучает социальная и экономическая география мира2- Признаки теериториальных систем3.- Дисциплины СЭГ4- Используемые методы при изучении СЭГ5- Задачи СЭГ...
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Знакомство учащихся с методами географического исследования...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Знакомство учащихся с методами географического исследования...