Программа по географии 10 класс. Максаковский ФГОС
рабочая программа по географии (10 класс)

Ярошенко Наталья Степановна

Программа по географии 10 класс. Максаковский ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_21-22_god.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Рассмотрено

Школьное методическое объединение  МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

(протокол № ______

 от «_____»_____ ___2021)

Согласовано

Заместитель директора по УВР  МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

___________С.А. Ракова

«____» __________2021

Утверждена

Приказ МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

от «___» ________2021г. № ___

Рабочая программа по географии

Ярошенко Натальи Степановны

на основе авторской программы (В.П. Максаковский)

к УМК «Экономическая и социальная география мира. 10 класс

   (базовый уровень, 34 часа, 1 час в неделю)

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «география» для 10-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общим объемом 34 часа разработана:

– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями), (далее ФГОС СОО);

– в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 12 мая 2016 г. протокол №2/16;

– в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

– в соответствии с Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015  «Об образовании в Республике Крым»;

– в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

- в соответствии с авторской программой В.П. Максаковского, составителя учебника Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс,. Базовый уровень. М., Просвещение , 2014

- в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя;

- в соответствии с программой воспитания МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя.

Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

– учебники

В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. Базовый уровень. М., Просвещение, 2014»

– методическое пособие для учителя

География. Методические рекомендации. 10-11 классы:учеб. пособие для образоват.организаций / В.П.Максаковский, Д.В.Заяц. – М.:Просвещение, 2021. -207с.

– КИМы

– приложение 1

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  3. толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  4. навыки сотрудничества а образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  5. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  6. готовность и способность к образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  7. эстетическое отношение к миру;
  8. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
  9. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  10. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  11. сформированность экологического мышления, приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  12. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  7. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  8. владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  3. сформированность процессов комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, их изменениями  в результате природных и антропогенных воздействий;
  5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций;
  6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразия явлений и процессов, адаптации к изменению её условий;
  8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч).

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы.

Тема 1. Современная политическая карта мира (6 ч).

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Практическая работа №1: Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”.

Практическая работа №2: Характеристика политико-географического положения страны (по выбору). 

Тема 2. Природа и человек в современном мире (8 ч)

Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Практическая работа №4: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).

Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном мире

Тема 3. География населения мира (7 ч).

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.

Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Неравномерность размещения населения. Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Практическая работа №5: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

Практическая работа №6: Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 ч).

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6 ч).

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Практическая работа №7: Анализ основных факторов размещения производства в мире. Практическая работа №8: Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Тематический контроль №2: Мировое хозяйство и научно-техническая революция. География отраслей мирового хозяйства.

Тема 6. Россия в современном мире (2 ч).

Место России в мировой политике. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых.

Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа. Россия в международных экономических отношениях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС

Наименование разделов

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Практическая часть

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Современная политическая карта мира

День солидарности в борьбе с терроризмом

6

1

3

Природа и человек в современном мире

Единый урок «Права человека»

8

3

1

4

География населения мира  

Европейский день языков

7

2

5

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

День российской науки

4

6

География отраслей мирового хозяйства

День весны и труда

6

2

7

Россия в современном мире

День народного единства

2

1

ИТОГО

34

8

2

Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном мире.

Тематический контроль №2 География населения мира. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук

1

07.09

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (6 ч)

2

Многообразие стран современного мира

1

14.09

3

Влияние международных отношений на политическую карту мира

1

21.09

4

Государственный строй стран мира

1

28.09

5

Практическая работа №1 Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”

1

05.10

6

Что такое политическая география

1

12.10

7

Практическая работа №2 Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

1

19.10

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч)

8

Взаимодействие общества и природы

1

26.10

9

Мировые природные ресурсы (1)

1

09.11

10

Практическая работа №3 Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли

1

16.11

11

Мировые природные ресурсы (2)

1

23.11

12

Мировые природные ресурсы (3)

1

30.11

13

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

07.12

14

Практическая работа №4 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору)

1

14.12

15

Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном мире

1

21.12

ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (7 ч)

16

Численность и воспроизводство населения. Работа над ошибками

1

28.12

17

Демографическая политика

1

11.01

18

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды. Этнический состав населения

1

18.01

19

Размещение и миграции населения

1

25.01

20

Городское и сельское население

1

01.02

21

Практическая работа №5 Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

1

08.02

22

Практическая работа №6 Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира

1

15.02

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МТИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО(4 ч)

23

Научно-техническая революция

1

22.02

24

Мировое хозяйство

1

01.03

25

Отраслевая и территориальная структура хозяйства

1

15.03

26

Факторы размещения

1

29.03

ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч)

27

География промышленности Практическая работа №7 Анализ основных факторов размещения производства в мире 

1

05.04

28

География сельского хозяйства и рыболовства

1

12.04

29

География транспорта

1

19.04

30

Всемирные экономические отношения

1

26.04

31

Практическая работа №8 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира

1

10.05

32

Тематический контроль №2 География населения мира. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства

1

17.05

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ч)

33

Место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском потенциале, в мировом хозяйстве. Работа над ошибками

1

24.05

34

Итоговый урок

1

26.05

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 10-А класс

п\п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина

коррекции

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по  факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс

Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...

рабочая программа по географии, 5-9, ФГОС

рабочая программа по географии, 5-9, ФГОС...

Рабочая программа 10-11 класс (Максаковский)

Рабочая программа 10-11 класс по географии к учебнику Максаковского...

рабочая программа 10-11 класс Максаковский

Рабочая программа по географии. Требования ФГОС...

Программа по географии 11 класс. Максаковский ФГОС

Программа по географии 10 класс. Максаковский ФГОС...

рабочая программа по географии мира Максаковский В П

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населени...