ОГЭ по географии, 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)
ОГЭ по географии, 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gg-9_oge_2021_demo.pdf | 1.43 МБ |
gg-9_oge_2021_kodif.pdf | 207.69 КБ |
gg-9_oge-2021_spets.pdf | 199.72 КБ |
plan_podgotovki_oge_geografiya.docx | 28.62 КБ |
oge2020-geo-blank.pdf | 33.25 КБ |
algoritmy_po_resheniyu_zadaniy_oge_geografiya-2021.docx | 24.59 КБ |
zadanie_5.doc | 1.17 МБ |
zadanie_6.doc | 1.3 МБ |
zadanie_13.doc | 114.5 КБ |
zadanie_16.docx | 345.01 КБ |
zadanie_18.docx | 1.22 МБ |
zadanie_21.doc | 39 КБ |
zadanie_25.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ
по географии в 9 классе
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
План работы по подготовке к ОГЭ по географии
Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.
Организация консультаций.
Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2018-2019 году
Консультации еженедельно.
Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.
Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.
октябрь
Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов
Изучение нормативно-правовых документов
Знакомство с демоверсиями.
Знакомство с регламентом.
Индивидуальные консультации еженедельно.
Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.
ноябрь
Оформление информационного стенда.
Отслеживание изменений в демоверсиях.
Анализ результатов ОГЭ по географии за 2017-2018г.
Знакомство с изменениями в демоверсиях.
Консультации еженедельно.
Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»
декабрь
Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).
Работа по заполнению бланков.
Индивидуальные консультации.
Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.
январь
Подготовка, обновление, пополнение
справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.
Тренировочные занятия по заполнению бланков.
Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.
февраль
Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2017 года.
Изучение нормативно-правовых документов
Консультации. Подготовка к пробному экзамену.
Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.
март
Подбор заданий различной сложности.
Изучение нормативно-правовых документов
Участие в пробном экзамене.
Итоги проведения пробного экзамена.
Работа по КИМам.
Консультации.
Информирование родителей о результатах пробного экзамена.
Апрель - май
Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.
Изучение нормативно-правовых документов
Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.
Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.
План
проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 5-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
Итого 34 часа
График консультаций
Календарное планирование
Источники географической информации:
глобус, географическая карта, план
местности, их основные параметры и элементы (масштаб,
условные знаки, способы картографического изображения.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой.
3
сентябрь
Работа по построению профилей рельефа местности
Выполнение заданий из сборника КИМов
4
сентябрь
Географические координаты.
Определение географической широты и долготы.
5
октябрь
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России.
6
октябрь
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Работа с тектонической картой. Выполнение заданий из сборника КИМов.
7
октябрь
Пробное ОГЭ
Тренировочное заполнение бланков
8
октябрь
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.
Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.
9
ноябрь
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли.
Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов.
10
ноябрь
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Работа с климатограммами.
11
ноябрь
Распределение солнечного света и тепла на Земле
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.
12
ноябрь
Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.
13
декабрь
Природные зоны Земли
Характеристика природных зон Земли. Работа с картой природных зон.
14
декабрь
Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и
путешествия
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами
15
декабрь
Пробное ОГЭ
Тренировочное заполнение бланков
16
17
18
декабрь
Основные черты природы Африки,
Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков.
январь
январь
19
февраль
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.
20
февраль
Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.
21
февраль
Часовые пояса
Решение задач. Работа с картой часовых поясов.
22
февраль
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.
23
март
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма.
24
март
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами.
25
март
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой.
26
март
Пробное ОГЭ
Тренировочное заполнение бланков
27
апрель
Население России. Численность, естественное движение населения
Работа с картой населения России.
28
апрель
Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения.
Работа с картой плотности населения России.
29
апрель
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России.
30
апрель
Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Выполнение заданий из сборника КИМов.
31
май
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами
32
май
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России.
33
май
Пробное ОГЭ
Тренировочное заполнение бланков
34
май
Работа над ошибками. Индивидуальные консультации.
Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
№ | 150 мин | Новый вариант. Алгоритм решения | |
1 | 3-б | Определить тему вопроса, найти ее в атласе 7 класса . | |
2 | 3-б | На политико-административной карте РФ определяем субъекты, имеющие выход к государственной границе | |
3 | 3-п | Время, на которое необходимо включать уличное освещение, зависит от продолжительности темного времени суток. Летом в РФ день увеличивается, а продолжительность ночи уменьшается при движении с Юга на Север Осадков больше там, где есть выход к морю и южнее, атлас 8 кл с. 14-15, осадки в сотнях. Температура зимой понижается к юго-востоку (якутия), увеличивается к западу; а летом температура увеличивается от севера к югу. | |
4 | 3-б | Термальные источники и гейзеры приурочены к зонам сейсмической активности и Вулканизма. В Росси это Камчатский край. Самая крупная река Европейской части России – Волга. На стр. Народы и занятия: политико-административная карта, находим субъекты федерации по титульным народам и соотносим с природной зоной | |
5 | 3-б | Климатическая карта: циклон- низкое давление (Н), антициклон- высокое (В)., находим на схеме 4 города и соотносим давление | |
6 | 3-б | Потепление-теплый фронт- круглые флажки смотрят на пунсон города, похолодание- острые флажки. | |
7 | 4-п | Координаты (широта северная по параллели-горизонтальная линия, долгота по меридиану-вертикальная ) | |
8 | 5-б | Чем глубже залегает горная порода, тем она старше. | |
9 | 4-б | Линейкой измеряем кратчайшее расстояние в см,3,1 см*на 100 м(масштаб в легенде карты) ответ 310 | |
10 | 4-б | Север на плане вверху, ОТ чего Ставим +, соединяем то что нужно найти в перекрестие. Есть основные и промежуточные направление. | |
11 | 6-в | В легенде плана обратите внимание, через сколько проведены горизонтали (5м,2,5м). Определите высоты точек А и В по ближайшей подписанной горизонтали. Соединяем по линейке точки А и В. И смотрим спуск и подъем. | |
12 | 15-п | Фруктовый сад: южный склон, близость дороги, отсутствие кустарников и крупной растительности. Футбольное поле: ровная поверхность, отсутствие кустарников и крупной растительности. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон. Катание на санках: склон, отсутствие кустарников и крупной растительности | |
13 | 5-б | 1.Если давление изменяется на 10 мм рт ст каждые 100 м, то на 1100м оно изменится на 110 мм (1100/100*10). Если на вешине горы давление 640 мм рт ст, то к подножию оно увеличится на 110 мм . ответ 750 2. температура Падает с высотой на 0,6 градуса каждые 100 м. узнаем во сколько раз высота горы больше чем 100м и умножим на 0,6 гр. Узнаем как изменялась темп у подножия (вершиы) 3.Доля. Все---100% Доля ----Х % Х= доля/все*100% | |
14 | 4-б | Рельеф горный-сход лавины, накладываем физическую карту на административную(ответы даны в субъектах федерации) | |
15 | 5 -п | Геоэкология РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:Лесопосадка ,Не распахивать склоны или только поперёк,Оборотное водоснабжение на производстве, Сбор попутного газа,Очистка водоемов,Сортировка мусора и его переработка, Использование вторсырья (металлолом, макулатура, переплав стекла),Закрепление почв растениями,Перевод ТЭС на газ, Использование ГЭС, АЭС, альтернативных источников,Капельный полив растений, Все формы охраны природы, рекультивация терриконов, НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:Осушение болот,Вырубка лесов,Продольная распашка склонов,Истребление редких растений и животных,Загрязнение воздуха, водоемов, поверхности земли,Парниковый эффект,Отходы промышленности: ЦМ, ЧМ, химическая пром-ть, теплоэнергетика ,Выхлопные газы автомобилей,Кислотные дожди,Радиоактивные отходы, подсечно- огневое земледелие, молевой сплав(бревна по рекам), создание терриконов,Вырубка леса в горах, трактор в тундре, карьер в степи, строительство гэс на равнинах, избыточное орошение в засушливых районах. При антициклоне больше загрязнение, т.к. нет ветра и воздух опускается вниз Во впадинах застаивается воздух и загрязнение усиливается, т.к.не выветривается. Метан и СО2- парниковый эффект; окислы серы и азота в серную и азотные кислоты- кислотный дождь(тэс, цветная ме(никель медь- Норильск) ООПТ: ЗАПОВЕДНИКИ-нет хоз.деятельности человека, ЗАКАЗНИКИ разрешена хоз.деятельность, НАЦ.ПАРКИ-туризм | |
16 | 6-п | Анализ таблицы Определяем север (где цифра с.ш. больше),юг, запад и восток( большая цифра восточной долготы) Читаем высказывания ребят и анализируем таблицу ( закономерность не должна нарушаться). | |
17 | 5-П | Определяем север (где цифра с.ш. больше),юг, запад и восток( большая цифра восточной долготы) Угол падения солнечных лучей уменьшается от экватора к полюсам . Продолжительность дня летом в с.п. увеличивается к полюсам. Солнце раньше встает на востоке. | |
18 | 5-п | Определяем полушарие (tя tи- с.п.; tя Разница t больше к полюсу, 0-3 –экваториальные широты, 4-7 субтропики, tя +10- тропики, tя 0,-5 и более-Умеренные , полярные широты. Если на 1 широте- смотрим осадки. Много- на побережье, мало на континенте, зимой много, летом мало- средиземноморье, летом много, зимой мало – муссонный тип климата( тихоокеанское побережье) | |
19 | 5-п | НГ стречают с Востока на Запад | |
20 | 5-б | Находим в предложении 1 и 2 ключевые слова, каждому предложению соответствует 1 правильный ответ. | |
21 | 5-п | Миграция- перемещение населения. Иммиграция- въезд, эмиграция – выезд. М. пр.=Им-Эм Е пр=Р-С, м.б. (-) О пр= Е пр+ М. пр | |
22 | 4- Б | Работаем с таблицей, считаем на калькуляторе. М. пр.=Им-Эм Е пр=Р-С, м.б. (-) О пр= Е пр+ М. пр | |
23 | 4-п | Средняя плотность населения: разделить численность населения на площадь | |
24 | 4-в | А9,с. 22-23,смотрим на цвет, а не на размер пунсона. Чем светлее цвет, тем меньше плотность населения. В нижнем треугольнике плотность наибольшая | |
25 | 5 П | А9,с. 22-23,смотрим на размер пунсона. | |
26 | 5-п | В а. 9 класса находим промышленность и накладываем на карту административную. | |
27 | 4 б | Работа с текстом и атласами | |
28 | 7-б | Работа с текстом и атласами | |
29 | 10-в | Работа с текстом и атласами | |
30 | 6 -п. | Выделяем ключевые слова в тексте и находим подтверждение в картах атаса. Если Россия, 8-9 класс, если мир, то 7 класс. | |
Вывод: |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задания №13
Географические объекты и явления
I тип.
1. В классе 20 обучающихся. Из них 11 девушек. Определи долю девушек в 9 классе?
Составляем пропорцию:
20 - 100%
11 - Х
(11х100):20=55%
2. Определите долю городского населения в % от общей численности населения Северо-Западного округа, если известно, что численность его населения на 1 января 2013 г. составляла 13 718 994 человек, из которых горожан − 11 498 212. Полученный результат округлите до целого числа.
Пояснение.
Составляем пропорцию:
13718994 - 100%
11498212 - Х
(11498212 х 100) : 13718994 = 84%
3. Задание 16 № 1214. Используя данные таблицы «Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г.)», определите долю (в %) сельскохозяйственных угодий от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.
Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г., млн га)
Всего земель | 1709,8 |
в том числе: | |
сельскохозяйственные угодья | 220,5 |
лесные земли | 870,8 |
поверхностные воды, включая болота | 225,0 |
другие земли | 393,5 |
Пояснение.
Составляем пропорцию:
1709,8 - 100%
220,5 - Х
(220,5х100):1709,8=13%
4. Задание 16 № 1244. Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.
Пассажирооборот транспорта общего пользования
в России в 2011 г., млрд пассажиро-км
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 443,9 |
в том числе: | |
железнодорожного | 139,7 |
автомобильного (автобусы) | 136,9 |
воздушного (транспортная авиация) | 166,6 |
Пояснение.
Составляем пропорцию:
443,9 - 100%
139,7 - Х%
(139,7х100):443,9=31
Выполните задания самостоятельно.
- Используя данные таблицы «Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г.)», определите долю (в %) сельскохозяйственных угодий от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.
Земельная площадь в РФ (на начало 2009 г., млн га)
Всего земель | 1709,8 |
в том числе: | |
сельскохозяйственные угодья | 220,5 |
лесные земли | 870,8 |
поверхностные воды, включая болота | 225,0 |
другие земли | 393,5 |
- Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.
Пассажирооборот транспорта общего пользования
в России в 2011 г., млрд пассажиро-км
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 443,9 |
в том числе: | |
железнодорожного | 139,7 |
автомобильного (автобусы) | 136,9 |
воздушного (транспортная авиация) | 166,6 |
- Используя данные таблицы, определите долю лиц старше трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Иванова в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Распределение населения г. Иванова по возрастным группам в 2012 г., тыс. человек
Численность населения | |
Всё население | 408,8 |
В том числе в возрасте: | |
моложе трудоспособного | 57,4 |
из них детей в возрасте 1–6 лет | 23,7 |
в трудоспособном | 247,5 |
старше трудоспособного | 103,9 |
- На 1 января 2012 г. в Калининградской области насчитывалось 22 городских населенных пункта, из них 18 городов. Определите удельный вес городов в общем числе городских населённых пунктов. Полученный результат округлите до целого числа.
- Площадь территории Российской Федерации составляет 17 098,2 тыс. км2. Площадь территории Центрального ФО — 1687,0 тыс. км2. Определите удельный вес территории Центрального ФО в общей территории страны. Полученный результат округлите до целого числа.
II тип.
5.Задание Соленость. Соленость воды определяется в промилле - ‰ (тысячная доля числа).
38‰ - это значит, что в 1 литре воды содержится 38 грамм соли. В двух литрах: 38‰ х 2л = 76‰
Выполните задания самостоятельно.
1. Средняя соленость поверхностных вод Средиземного моря составляет З8%о. Определи сколько граммов солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г
2. Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в трёх литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г
3. Средняя солёность поверхностных вод Черного моря составляет 18‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г
4. Средняя соленость вод Атлантического океана в тропических и субтропических широтах составляет 37,25%. Определите, сколько грамм солей растворено в 2 литрах воды. Ответ: ________________________ г
5. Средняя солёность поверхностных вод Белого моря составляет 25 ‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 4 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ________________________ г
III тип.
7. Задание 16 № 1647. Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
Пояснение.
1)500:100=5
2)0,6*5=3
3)12-3=9
Выполните задания самостоятельно.
1.Температура воздуха на вершине горы в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 5 °С. Определите относительную высоту точки А на вершине горы (в метрах), если известно, что температура воздуха в точке Б у подножия горы составляет 11 °С, а также, что температура понижается на 0,6 °С на каждые 100 м подъема. Ответ запишите в виде числа.
2. Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет 10 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6 °С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
3. При подъёме в тропосфере температура воздуха понижается в среднем на 0,6 ºС на каждые 100 м. Определите, какая температура будет на вершине горы А с абсолютной высотой 2000 м, если у её подножия температура составляет 10 ºС. Ответ запишите в виде числа.
IVтип.
8. Задание Давление. На каждые 10 м атм. давление падает на 1 мм рт. ст. / на каждые 100 м – на 10 мм рт. ст.
Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 600 метров, если у её подножия его значение составляет 760 мм и известно, что давление изменяется на 1 мм на каждые 10 м. Ответ запишите в виде числа.
Пояснение.
Каждые 10 м давление понижается на 1мм. Следовательно:
760 - (600:10) = 700
Выполните задания самостоятельно.
1. Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на
вершине горы высотой 300 метров, если у её подножия, его значение
составляет 760 мм, и известно, что давление изменяется на 10 мм
на каждые 100 м.Ответ запишите в виде числа.
2. Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 700 метров, если у её подножия его значение составляет 760 мм и известно, что давление изменяется на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
3. Определите, какое атмосферное давление будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы его значение составляет 750 мм рт.ст., и известно, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
4. Атмосферное давление на вершине горы, в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 700 мм рт.ст. Определите относительную высоту точки А (в метрах), если известно, что атмосферное давление в точке Б у подножия горы составляет 750 мм, а также, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
Предварительный просмотр:
Задание 16
Выявление эмпирических зависимостей
Подробно рассмотрим таблицу. Из первого столбца узнаем, о каких населенных пунктах (пунктах наблюдения) идет речь.
С помощью второго столбца, в котором представлены географические координаты, можем определить расположение городов в направлении с севера на юг с помощью значений широты: самый северный пункт: Сортавала – 610с.ш., далее на юг - Вологда, затем Балахна и Уфа.
С помощью значения долготы можем определить расположение городов в направлении с запада на восток: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа.
Третий столбец содержит информацию о высоте каждого из пунктов над уровнем моря. Выше всех над уровнем моря расположен Волгоград, далее Уфа-Балахна-Сортавала.
Мы можем определить, в каком городе теплее всего в июле, а в каком холоднее всего в январе.
Мы также можем определить количество атмосферных осадков и установить зависимость между долготой пункта и количеством осадков.
Именно зависимости между данными нам предстоит определить в задании 28
Анализ вариантов ответов задания 28:
Вариант 1 ошибочен: расположение пунктов в направлении СЗ - ЮВ показывают координаты. Получаем последовательность: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Этой последовательности соответствует четвертый столбик, в котором указано количество осадков: 570-568-542-569.
Вариант 2 для определения истинности требует вычислений амплитуды (разницы) температур. Последовательность пунктов та же: СЗ-ЮВ, т.е. Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Амплитуда распределяется для каждого из городов, соответственно, так: 26,2 - 28,9 - 30,6 - 34,5. Ответ верен. Вычисления выполнять необязательно - можно прикинуть ответ, исходя из значений температур июля и января.
Вариант 3 ошибочен, т.к. в самом северном пункте температура января выше, чем в южном.
Вариант 4 ошибочен: в таблице нельзя проследить данную закономерность.
Выполните самостоятельно задания.
Задание №1 | ||||||
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2011 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице. | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Маша: "Температура воздуха понижается с увеличением высоты местности." | |||||
2) | Даша: "Температура воздуха повышается при движении с запада на восток." | |||||
3) | Гриша: "Зимой продолжительность дня увеличивается при движении с востока на запад." | |||||
4) | Пётр: "Зимой продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север." | |||||
Задание №2 | ||||||
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Саша: Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур. | |||||
2) | Сергей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки. | |||||
3) | Иван: Чем ближе к Атлантике, тем теплее в июле. | |||||
4) | Петр: Чем дальше на северо-запад, тем теплее в январе. | |||||
Задание №3 | ||||||
Школьники при подготовке реферата по географии Китая нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и другие климатические показатели, полученные на метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Метеостанции расположены на одной широте. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Даниил: "Чем ближе к Тихому океану расположен пункт, тем июль там более тёплый". | |||||
2) | Анастасия: "Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с уменьшением абсолютной высоты пункта". | |||||
3) | Сергей: "Чем западнее расположен пункт, тем январь там более холодный". | |||||
4) | Вера: "В июле количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток". | |||||
Задание №4 | ||||||
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 5 февраля 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? | ||||||
Выберите один из 4 вариантов ответа: | ||||||
1) | Света: "При движении с юга на север увеличивается продолжительность дня." | |||||
2) | Маша: "Температура воздуха понижается при движении с запада на восток." | |||||
3) | Наташа: "При движении с востока на запад уменьшается высота Солнца над горизонтом." | |||||
4) | Пётр: "При движении с севера на юг увеличивается высота Солнца над горизонтом." |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задания № 21
Существенные признаки географических объектов и явлений
ВЫУЧИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Воспроизводство населения — это процесс смены поколений. Математическим показателем воспроизводства является естественный прирост (ЕП) — разница между показателями рождаемости и смертности.
Урбанизация — процесс роста городов, увеличение количества городских жителей, распространение городского образа жизни.
Миграции — перемещения населения. Они бывают внутренними (внутри страны) и внешним (из страны в страну).
Режим реки — это периодические изменения в состоянии реки: половодье, паводки, межень, ледостав, ледоход.
Паводок — кратковременный подъем уровня воды в реке. Может вызываться ливневыми дождями, резким таянием снега в горах.
Половодье - это фаза режима реки, характеризующаяся значительным увеличением ее водности. Половодье происходит каждый год в определенный сезон года. Во время половодья уровень воды в реке поднимается, река выходит из берегов, часто затопляя пойму.
Меже́нь - низкий уровень воды в реке, озере.
Бассейн реки — это площадь, с которой река собирает воду.
Цуна́ми — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна.
Климат — многолетний режим погоды. К климату относятся описания времен года, сезонов.
Погода – состояние атмосферы в данном месте в данное время
Выполните самостоятельно задания.
Задание1.
В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?
1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.
2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%.
3) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.
4) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.
Задание 2.
В каком из высказываний содержится информация о режиме реки Северной Двины?
1) Как правило, Северная Двина освобождается ото льда в середине апреля — начале мая. Начало ледостава — в октябре.
2) Территория бассейна Северной Двины расположена в зоне тайги с преобладанием хвойных (еловых и сосновых) лесов.
3) В дельте Северной Двины ежегодно образуются, а затем размываются острова.
4) В среднем течении Северная Двина протекает в обширной долине.
Задание 3.
В каком из высказываний содержится информация об урбанизации в Республике Башкортостан?
1) Среди регионов Приволжского федерального округа по итогам 2012 г. Республика Башкортостан по уровню рождаемости находилась на пятом месте.
2) В 2012 г. в Республике Башкортостан родилось 54 129 человек, то есть на 6,0% больше, чем в 2011 г.
3) В 2011 г. городское население Республики Башкортостан по сравнению с 2010 г. увеличилось на 6429 человек и составило 2472,3 тыс. человек.
4) В январе 2012 г. численность населения Республики Башкортостан составляла 4 064 245 человек, что меньше, чем в начале 2011 г.
Задание 4.
В каком из высказываний содержится информация о миграциях населения?
1) В 2010 г. в России насчитывалось 25 городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек.
2) В 2010 г. в Россию на постоянное место жительства прибыло 191 656 человек, выбыло за пределы страны 33 578 человек.
3) В 2010 г. население РФ проживало в 2386 городских населённых пунктах (городах и посёлках городского типа) и 134 тыс. сельских населённых пунктах.
4) В 2010 г. рождаемость в Москве составляла 123 тыс. человек, смертность — 126 тыс. человек, то есть наблюдалась естественная убыль населения 3 тыс. человек.
Задание 5.
В каком из высказываний содержится информация о паводке на реках?
1) Обильные осадки привели к подъёму воды в малых реках Амурской области. В Зейском районе резко прибыла вода в реке Уркан.
2) Зея отличается высокой водностью: средний годовой расход воды её равен 1800 м3/сек, что соответствует модулю стока 7,7 л/сек · км2.
3) В нижнем течении Зея выходит на равнину, её долина расширяется, а русло делится на многочисленные рукава.
4) Амурская область обладает значительными ресурсами поверхностных и подземных вод. Здесь много рек длиной свыше 10 км.
Задание 6.
В каком из следующих высказываний содержится информация о климате территории?
1) До конца текущей недели в Красноярском крае сохранятся сильные морозы.
2) Лето в Якутске жаркое, а зима, напротив, очень морозная, малоснежная.
3) В ближайшие дни атлантический циклон принесёт потепление и осадки в Уральский регион.
4) Прошедшие на этой неделе в Москве снегопады стали одними из самых сильных за эту зиму.
Задание 7.
В каком из высказываний содержится информация о бассейне реки Амур?
1) Амур образуется слиянием двух рек: Шилка и Аргунь.
2) Длина реки от места слияния двух рек до впадения в Амурский лиман −2824 км.
3) Большая часть (54%) площади водосбора Амура находится на территории России, 44% — на территории Китая, и 2% — на территории Монголии.
4) На Амуре и его притоках наводнения наблюдаются ежегодно, а порой и несколько раз в году.
Задание 8.
В каком из перечисленных высказываний о реке Кубань содержится информация о режиме реки?
1) В верховьях Кубань — типично горная река, в среднем и нижнем течении — равнинная. Скорость течения реки колеблется от 2–2,5 м/сек в верховьях до 0,3–0,5 м/сек в низовьях.
2) Летний паводок на реке Кубань многоводнее весеннего, что объясняется усиленным таянием летом ледников Главного Кавказского хребта.
3) Для реки Кубань типична большая извилистость русла в среднем и нижнем течении.
4) Река Кубань берёт начало со склонов Эльбруса и впадает в Азовское море. В своих низовьях Кубань образует большую дельту.
Предварительный просмотр:
Задание 25
Разные территории Земли: анализ карт
Города-миллионеры России:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Нижний Новгород
- Казань
- Челябинск
- Омск
- Самара
- Ростов-на-Дону
- Уфа
- Красноярск
- Пермь
- Воронеж
- Волгоград
8-9 класс Атлас с. 22, Размещение населения.
С помощью условных знаков — пунсонов (кружочки) определяется численность населения каждого из городов и устанавливается правильная последовательность в порядке увеличения (уменьшения).
Задание.Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения (от наименьшего к наибольшему!!!)численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Норильск
2) Новосибирск
3) Тюмень
Ответ: 132
8-9 класс Атлас с. 22, Размещение населения.
На физической карте высота над уровнем моря показана цветом. Характеристики высот можно увидеть на шкале высот.
Задание. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем моря. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Архангельск
Б) Ижевск
В) Горно-Алтайск
Пояснение.
В подобных заданиях проверяется сформированность умения читать карту с помощью условных знаков. На физической карте высота над уровнем моря показана цветом. Характеристики высот можно увидеть на шкале высот.
Имеем:
А) Архангельск — 0−200 м;
Б) Ижевск — 200−500 м;
В) Горно-Алтайск — 500−1000 м.
Выполните самостоятельно задания.
1. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Казань
Б) Черкесск
В) Владивосток
2. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Нижний Новгород
Б) Краснодар
В) Нарьян-Мар
3. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Екатеринбург
Б) Новокузнецк
В) Сыктывкар
4. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Уфа
Б) Хабаровск
В) Йошкар-Ола
5. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Абакан
Б) Самара
В) Хабаровск
6. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Южно-Сахалинск
Б) Ульяновск
В) Омск
7. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Майкоп
Б) Тюмень
В) Пермь
8. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Благовещенск
Б) Санкт-Петербург
В) Саратов
9. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Братск
Б) Хабаровск
В) Самара
10. Задание
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Новосибирск
Б) Великий Новгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Конкурс "Лучший географ класса и школы"
для учителей географии...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
08.05 география класс
презентация...