Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения (Санкт-Петербург)
статья по географии (10 класс)
Статья может являться дополнительным материалом к урокам географии в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_geyntse_n.yu_.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации местного самоуправления
в городах федерального значения
(Санкт-Петербург)
Выполнил:
Гейнце Николай Юрьевич
_____________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2021
По данным психологов и социологов [27] люди, проживающие в крупных мегаполисах, чувствуют себя менее защищенными, чем жители «мелких административных единиц». В городах федерального значения проблему «местной глобализации» призвано решать местное самоуправление. Эти организации, на ограниченной территории, помогают решать проблемы в реализации потребностей в образовании, медицине, трудоустройстве. Они же занимаются охраной общественного порядка, следят за сохранностью окружающей среды, защищают интересы малоимущих граждан и т.д.
Кроме того, муниципальным образованиям постоянно приходится взаимодействовать с различными организациями, общественно-политическими движениями, негосударственными средствами массовой информации и другими органами, именуемыми институтами гражданского общества. Органы местного самоуправления являются посредником между обществом и государством.
Естественно, что при таком режиме многозадачности возникают проблемы их реализации. Поэтому данная тема является на сегодняшний день актуальной и взята для рассмотрения.
Из трёх городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) для раскрытия особенностей организации местного самоуправления взят Санкт-Петербург, потому что опыт этого города считается наиболее удачным.
Методической основой для написания статьи стали труды Анимицы Е.Г., Андреева А.В. и Андреева А.Л., Барабинцева Г.В., Бабичева, Васильевой Т.А., пособия Демина А.А., Бондаря Н.С., Козбаненко В.А.,Никитиной Е.Е., монографии Выдрина И.В., Михеевой Т.Н., историко-правовое исследование Графского В.Г., Ефремова Н.Н., Карпец В.И. и др., а также в работе использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации.
После конституционного кризиса и исторических событий 1993 года местное самоуправление в Санкт-Петербурге отсутствовало четыре года, пока не был принят закон «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге». Согласно этому закону в городе насчитывается 111муниципальных образований, 81 муниципальный округ (плюс 9 в пригородах и 21 в посёлках). Четкое деление (микрорайон - муниципальное образование (муниципальный округ) позволило Санкт-Петербургу избежать ошибок Москвы, в которой произошел «нахлёст» - на территории одного района существуют и органы государственной власти (управы) и органы местного самоуправления.
Один административный район Санкт-Петербурга, в зависимости от площади занимаемой территории, имеет от двух до одиннадцати муниципальных образований. Так сложилось исторически, что разные по площади муниципальные образования имеют и другие различные показатели: плотность населения, характер застройки жилья, инфраструктуру, экономический потенциал и даже менталитет. Инженерная и социально-экономическая база тесно связана с общегородским комплексом. Для муниципального образования важно, есть ли на его территории объекты коммерческой недвижимости или объекты городского ведомства.
В октябре 2003 года был принят новый российский закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который несколько раз редактировался (последняя редакция относится к 18.04.2018 года) и в котором есть особая статья №79. Статья носит название «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения» и в ней имеется следующая, важная для исследования информация:
1. [В городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.
2. В городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.
4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.]3
Из документа можно сделать вывод, что федеральная власть делегирует региональной власти определение перечня вопросов, которые решает местное самоуправление. Это же можно было увидеть еще в законе 1997 года «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге», определяющем 24 пункта полномочий. Назовем основные из них: текущий ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий; обеспечение санитарного благополучия и мероприятия по охране окружающей среды; организация, содержание и развитие учреждений дошкольного и основного общего образования; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования; введение и отмена налогов и сборов: формирование и исполнение местного бюджета и т.д.
Даже по этому, небольшому списку можно определить, какие из пунктов не выполняются. Например, не всем муниципальным образованиям передан жилищный фонд и нежилые помещения, которые по закону должны были быть переданы муниципальным образованиям, ими по-прежнему управляют государственные органы власти.
Теперь о формах осуществления местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Их перечень определяется Уставом Санкт-Петербурга. Это выборы, собрания, петиции, референдум, выборные органы местного самоуправления и т.д. К органам местного самоуправления относятся: глава муниципального образования, Муниципальный Совет (состоящий из депутатов выбранных населением), администрация МО (формируемая Советом). Могут быть иные органы и должностные лица, которые сформирует Муниципальный Совет.
Финансово-экономической основой существования органов местного самоуправления Санкт-Петербурга являются налоги (основная часть дохода – примерно 75%). Из-за того, что доля муниципальной собственности мала, муниципальные образования теряют финансовую самостоятельность, что крайне затрудняет их деятельность.
Основные выводы статьи заключаются в следующем:
- До появления элементов демократии в конце ХХ века становлению местного самоуправления мешал контроль со стороны государства.
- Для городов федерального значения существует отдельная статья закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в 2003 году, в которой прописано, какие функции федеральная власть делегирует региональной.
- Не все нормативные акты, касающиеся местного самоуправления (особенно в части передачи нежилого фонда) выполняются, что является причиной потери финансовой самостоятельности муниципальных образований.
- Органы местного самоуправления работают в режиме многозадачности. Вопрос взаимодействия с предприятиями бизнеса, благотворительными организациями и государством (путем участия в программе Грантов) для них является выходом из многих, в том числе финансовых, затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
Парк Городов-героев в Санкт-Петербурге
Презентация по предметуИстория и культура Санкт-Петербурга, 8-9 класс...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки зрения, ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29171976","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"85","style":"float: right;","width":"57"}}]]В настоящее время, в связи с увеличен...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...