Интерактивные методы обучения на уроках географии.
статья по географии (10 класс)
Аннотация: показать преимущества интерактивных методов обучения, активизировать умственную самостоятельность учащихся, стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность, развивать коммуникативно-технические умения, а также наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы на уроках географии. Методика интерактивного обучения была реализована на уроке географии в 10 классе при обобщении темы «География населения мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kommunikatsii.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 433
Кадацкая Н.В.
учитель географии ГБОУ РФМЛИ,
г. Владикавказ, РФ
Аннотация: показать преимущества интерактивных методов обучения, активизировать умственную самостоятельность учащихся, стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность, развивать коммуникативно-технические умения, а также наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы на уроках географии. Методика интерактивного обучения была реализована на уроке географии в 10 классе при обобщении темы «География населения мира».
Ключевые слова: компетенция, коммуникация, интерактивное обучение,
Интерактивные методы обучения на уроках географии.
1. Введение. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Сегодня необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования становится формирование обще учебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее эти компетентности формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Для достижения качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.
Задачи интерактивного обучения:
- Активизировать умственную самостоятельность учащихся;
- стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность;
- развивать коммуникативно-технические умения, а также наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;
- формировать культуру самоорганизации деятельности обучающихся на уроках географии, в дальнейшем - в освоении профессии; умение работать с различными видами информации с помощью различных интерактивных технологий.
2. Интерактивные методы обучения . Методика интерактивного обучения была реализована на уроке географии в 10 «А» классе при обобщении темы «География населения мира». При проведении урока учащиеся повторяли изученные знания по теме, решали практические задачи, проводили анализ половозрастных пирамид. Некоторым учащимся было дано опережающее задание, применив свои знания в новой ситуации, и сделав вывод. Проводилась работа и с картой.
Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять при изучении нового и закреплении пройденного материала.
Урок по теме: «География населения мира». Обобщение знаний.
Цель: повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «География населения мира»; проверить умение проводить анализ половозрастных пирамид, таблиц, графиков, диаграмм; научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз.
Оборудование: презентация по теме, карточки-задания, атласы, карта «Население мира», «Политическая карта»
Ход урока: класс делится на несколько команд.
1 конкурс: «Мозговой штурм».1 слайд.
- В каком государстве самая высокая плотность населения (Бангладеш)
- Один из элементов воспроизводства населения (рождаемость).
- Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства (миграции).
- Единица измерения естественного прироста, рождаемости и солености воды (промилле).
- Скопление городов и их слияние (агломерация).
- Процесс роста городов и увеличения числа горожан (урбанизация).
- Священный город, центр возникновения ислама (Мекка).
- Национальная религия китайцев (конфуцианство).
- Государство-лидер по числу жителей (Китай).
- Один из типов этнических общностей (нация).
2 конкурс «Математиков».2 слайд.
Предлагается быстрее правильнее решить задачу по определению показателей воспроизводства населения.
Карточка-задание. В начале года в городе проживало 50 000 человек. Коэффициент естественного прироста за год составил 20 промилле, а сальдо миграций 3000 человек. Определите число жителей в конце года.
3 конкурс «Узнай страну».3 слайд.
По подсказкам, которые читает учитель, необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой подсказкой количество баллов уменьшается.
Варианты вопросов: задание для первой команды
- В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов).
- В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла).
- По национальной религии общество делится на касты (3 балла).
- Занимает 2 место по численности населения (2 балла).
- Большинство населения исповедует индуизм (1 балл).
Задания для второй команды. 4 слайд.
- Славится своими карнавалами (5 баллов).
- Обладает пестрым расовым составом (4 балла).
- Занимает 6 место в мире по численности населения (3 балла).
- Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла).
- Родом из этого государства является знаменитый футболист – Пеле (1балл)
Угадай и покажи на карте страну. 5 слайд.
- Население этой страны превышает 1 млрд. человек. Исповедуют здесь конфуцианство (Китай)
- Символом этой страны является хризантема (Япония).
- Эта страна занимает весь континент (Австралийский Союз).
- В переводе название этой страны означает серебро (Аргентина).
- Самое маленькое государство Европы (Ватикан).
- Самое развитое государство Африки, известное своими алмазами (ЮАР).
- Одна из развитых стран мира, большую часть населения составляют иммигранты (США).
- ГП этой страны сходно с ГП России. На флаге кленовый лист (Канада).
4 конкурс. Командам раздаются карточки-задания. Провести анализ половозрастных пирамид. Одной команде предлагается определить, как отличается доля детей от доли старших возрастов у стран различного типа воспроизводства населения. Второй команде сравнить долю трудоспособного населения в разных странах, указать причины различий.
5 конкурс домашнего задания «Если бы я был президентом…» проводится на основе знаний учащихся о демографической политике, проводимой государствами с различными типами воспроизводства населения.
Задание: если бы я был президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить. Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять. Каждая команда высказывается по данной проблеме.
Задание активизировало учащихся, заставило творчески обдумать вопрос и принять необходимые решения.
Завершить конкурс можно, приведя выводы демографов о семье будущего. Семья должна состоять из двух родителей и не менее 3 детей. Третий ребенок необходим как компенсация в случае непредвиденных потерь (детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.). Семья будет жить в благоустроенной квартире с телевизором, компьютером, видеотелефонной связью. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все будут заниматься любимым делом, общаться с природой. В семье будет царить любовь и уважение. Семья будет счастливой.
Можно предложить написать сочинение-размышление на тему: «Какой должна быть семья будущего».
6 конкурс Д/З. 6 слайд. Некоторым участникам дано было задание:
- Провести социологическое исследование в своих семьях. Выяснить сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализировать и сделать выводы. Выявить причины изменения количества детей в семье. Узнать, где жили ваши предки (в горах или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки. Учащиеся представили свои графики и делают выводы: а) количество детей по сравнению с прошлым сократилось, б) причинами этого являются: смена сельского образа жизни на городской, более высокий уровень образования, повышение требований к условиям жизни, ускорение темпов жизни.
- Изучить, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в одном районе (5-10 семей). Следует учесть число детей в семьях, образованных до 1991-1992гг (начиная с них происходит существенное снижение рождаемости).
Сделать выводы, ответив на вопросы: будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье; изменился ли тип воспроизводства на уровне семьи. Выводы: население в районе проживания будет сокращаться, т.к. уменьшилась рождаемость; тип воспроизводства сменился от расширенного к суженному.
7 конкурс «Веришь - не веришь».7 слайд. С каждой команды участвуют по одному учащемуся. Учитель читает вопросы, ученики отвечают «да» или «нет»
- Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (да).
- Политика государственного сдерживания проводится в ФРГ (нет).
- К однонациональным государствам относится Швеция, Япония, Дания (да).
- Буддизм распространен в Новой Зеландии (нет).
- Урбанизация – это слияние городов(нет).
- Россия занимает 9 место по численности населения (да).
- Осетины относятся к индоевропейской семье (да).
- Агломерация – это увеличение числа городов (нет).
- Демографический взрыв – это резкое увеличение населения (да).
- Конфуцианство – основная религия в Китае (да).
- Депопуляция – это увеличение численности населения (нет).
- В Китае проводится политика на увеличение рождаемости (нет)
8 конкурс «Звездный час». 8 слайд. Проводится между двумя участниками.
- Самая распространенная по числу приверженцев религия: а)ислам б) буддизм в) христианство
- Наиболее многочисленная языковая семья: а)алтайская б) индоевропейская в)урало-юкагирская
- Средняя плотность населения мира составляет: а)15 чел/км2 б) 700 чел/км2 в) больше 30 чел/км2
- В какой из стран преобладают мужчины: а) Польша б) США в) Индия
- В какой из стран многодетность поощряется религией: а) Саудовская Аравия б) Швеция в) Дания
- В возрастной структуре населения преобладают дети в государствах: а) Швеция б) Индия в) Молдова
- К индоевропейской языковой семье относятся группы: а) китайская б)романская в)тюркская
- Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется: а) эмиграция б) утечка умов в) иммиграция
- К малозаселенным территориям относятся: а) высокогорья б) низменности в) возвышенности
- Демографический кризис наблюдается в государствах: а)Индии б) России в) Бангладеш.
Рефлексия. Ученикам даются вопросы. Что я узнал нового при изучении темы?
Что я могу, изучив данную тему? Какие трудности были при изучении темы?
Подведение итогов. Выставление оценок.
ЗАКЛЮЧЕНИИЕ. В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника соблюдая уважение и к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса географии. Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- География. Интерактивные формы работы с учащимися. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н.Н. Зинченко. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
- Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2015.
© Кадацкая Н.В., 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
В статье рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
обобщение опыта работы...
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...