Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития».
план-конспект урока по географии (10 класс)
Сформировать представление об электроэнергетике мира; рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки; познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными; сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10_klasse_dok.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Солнцева Ирина Николаевна
МКОУ «Никольская СОШ» пос. 1 отд. с-за «Масловский» Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Предмет: география.
Тема: «Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития».
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение: учебник, атлас, рабочая тетрадь, дополнительная литература, интернет-ресурсы.
Время реализации занятия: 45 минут
Цели и задачи урока:
сформировать представление об электроэнергетике мира; рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки; познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными; сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: конференция
Оборудование: карта «Электроэнергетика мира», презентация «Электроэнергетика мира», атласы, инструктивные карточки.
План проведения урока:
Этапы урока | Время реализации |
| 3 минуты |
2.Изучение нового материала: | 35 минут |
а) вступительное слово учителя; | 5 минут |
б) выступления учащихся с сообщениями об электростанциях традиционного типа, об их преимуществах и недостатках; | 15 минут |
в) выступления учащихся о перспективах использования альтернативной электроэнергии в мире и в России. | 15 минут |
3)Заключение | 3 минуты |
4)Итоги урока. Оценка работы учащихся, самооценка. | 2 минуты |
5) Д/З. Подготовиться к тестированию по теме «Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития». | 2 минуты |
Заранее учащимся даётся задание подготовиться к уроку-конференции по вопросам:
- Недостатки и преимущества традиционных типов электростанций.
- Особенности альтернативой электроэнергетики.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. (Слайд 1,2). Цели и задачи сегодняшнего урока заключаются в том, чтобы познакомиться со значением и структурой электроэнергетики, с особенностями электростанций традиционного типа в мире и России, поговорить о проблемах этой отрасли и перспективах её развития.
Вы знаете, что ведущей отраслью материального производства является промышленность. В её отраслевой структуре главнейшее место занимают обрабатывающие отрасли, в которых на протяжении всей эпохи НТР опережающими темпами развивались отрасли «авангардной тройки»: электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение, на долю которых в среднем в мире приходится 50-60% валовой промышленной продукции.
Вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии. Иногда даже говорят: «Энергетика управляет миром». Потребление энергии растёт во всём мире, оказывая огромное влияние на политическую и экономическую ситуацию. Энергетика – это основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономике и развивается опережающими темпами по сравнению другими отраслями. Лидерами по производству электроэнергии в мире являются.
-Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии?
-В мире и России работают электростанции традиционного типа: ТЭС, ГЭС, АЭС и электростанции, использующие альтернативную энергию.
ТЭС вырабатывают 63%, ГЭС 20%, АЭС – 17% электроэнергии. На долю альтернативных источников приходится менее 1% от всей производимой электроэнергии в мире ( в России: 69% -на ТЭС, 20% - на ГЭС, 11% - на АЭС).
-Теперь давайте оценим экономико-географические достоинства и недостатки различного типа электростанций.
(учащиеся получают инструктивные карточки и по мере выступлений заполняют их ):
- Используют невозобновимые ресурсы.
- Воздействуют на водные ресурсы.
- Используют возобновляемые ресурсы.
- Дают самую дешёвую электроэнергию.
- Создают опасность радиационного заражения.
- Дают много твёрдых отходов.
- Дают дорогую электроэнергию.
- Могут работать на разнообразном сырье.
- Дорогое и длительное строительство.
- Затопление плодородных земель, заболачивание, засоление почв.
- Процесс выработки электроэнергии не сопровождается загрязнением окружающей среды.
- Повышает уровень воды в реке.
- Используют небольшое количество сырья.
- Выгодно строить в районах острого дефицита электроэнергии, а также при отсутствии других источников энергии.
- Сравнительно дешёвое строительство при быстром строительстве.
- Дают дешёвую электроэнергию.
Выступление ученика.(Слайд 3)
Тепловые электростанции работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны и мира. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство ГЭС и АЭС. Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ, которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло.
Но ТЭС имеют недостатки:
- Работают на невозобновимых ресурсах.
- Дают много отходов (в т.ч. твёрдых, самые чистые ТЭС на газе).
- Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 соток).
- Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей).
Выступление ученика.(Слайд 4)
Гидравлические электростанции строят на реках с быстрым течением, с высокими берегами и большим расходом воды. Образующиеся водохранилища – это огромные запасы воды, которая используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту населением. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).
Недостатки ГЭС:
- Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет).
- Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.
- Водохранилища изменяют режим рек, влияют на климат.
- Вода в водохранилище быстро загрязняется, т.к. идёт накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится «мёртвой», т.к. в ней гибнут микроорганизмы.
Выступление ученика.(Слайд 5)
Атомные электростанции работают на ядерном топливе (уран, плутоний). АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, а энергия нужна.
Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг. Ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т. Каменного угля. На 20-30 т. ядерного топлива АЭС может работать несколько лет.
Недостатки АЭС:
- Риск экологических катастроф на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
- Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
-Посмотрите на заполненную таблицу. Какой вывод можно сделать? (ЭС имеют достоинства и недостатки. Объединяет их одно: они отрицательно влияют на окружающую среду)
-Какие типы электростанций работают в Воронежской области? Какие проблемы в связи с этим возникают?
-Мы установили, что большая часть электроэнергии в мире и в России вырабатывается на ТЭС.
-С какими проблемами современная мировая электроэнергетика и электроэнергетика России?
(Работа ТЭС на исчерпаемых видах топлива. Сокращение прироста мощностей. Возможность ядерных катастроф. Загрязнение окружающей среды).
-Каковы перспективы развития электроэнергетики?
(Переход ТЭС на газ – экологически более чистое топливо. Строительство мини-ГЭС. Предусматривать безопасность АЭС и хранение ядерных отходов. Применять энергосберегающие технологии в экономике. Необходимо шире использовать альтернативные источники энергии).
-Какие источники энергии относятся к альтернативным? Каковы перспективы использования альтернативной энергии в мире, в России?
Выступление ученика.(Слайд 6)
Энергетические ресурсы возобновляемые и практически неисчерпаемые. Опыт эксплуатации уже действующих систем океанской энергетики показывает, что они не приносят какого-либо ощутимого ущерба океанской среде.
Работа приливных электростанций основана на колебаниях уровня воды на морских побережьях в течение суток. Огромные массы воды в мировом океане приводятся в движение силами притяжения Луны и Солнца. Через каждые 6ч. 12 мин. Прилив сменяется отливом.
Первая приливная электростанция была пущена в 1966 г. Во Франции в устье реки Ранс, впадающей в Ла-Манш. Высота приливной волны достигает здесь 8,4 м..
В 1968 г. На Баренцевом море, недалеко от Мурманска, вступила в строй опытная ПЭС.
Существуют проекты крупных ПЭС на Белом море (высота приливов 7-10 м). Планируется использовать также огромный потенциал Охотского моря (высота приливов 12-14 м). В 1985 г. Пущена в эксплуатацию ПЭС в Канаде (высота приливов 19,6 м). В Китае построены 3 приливных электростанции небольшой мощности. Разрабатывается проект ПЭС в Великобритании в устье р. Северн (высота приливной волны 16,3 м).
С точки зрения экологии ПЭС имеют бесспорное преимущество перед тепловыми электростанциями.
Выступление ученика.(Слайд 7)
Уже очень давно, видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, человек задумался над тем, нельзя ли использовать энергию ветра.
Ветряные мельницы с крыльями-парусами из ткани первыми начали сооружать древние персы свыше 1,5 тысяч лет назад. В дальнейшем ветряные мельницы совершенствовались. В Европе они не только мололи, но и откачивали воду, сбивали масло, как, например, в Голландии. Первый электрогенератор был сконструирован в Дании в 1890 г. Через 20 лет в стране работали уже сотни подобных установок.
Энергия ветра очень велика. Её запасы по оценкам Всемирной метеорологической организации составляют 170 трлн кВт. ч в год. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у ветра есть два существенных недостатка: его энергия сильно рассеяна в пространстве и он непредсказуем – часто меняет направление, вдруг затихает. А иногда достигает такой силы, что ломает ветряки.
Строительство, содержание, ремонт ветроустановок, круглосуточно работающих в любую погоду под открытым небом, стоит недёшево. К тому же ветроэлектростанции небезвредны: они мешают полётам птиц и насекомых, шумят, отражают радиоволны, создавая помехи приёму телепередач в близлежащих населённых пунктах.
Сейчас в мире работает более 30 тыс. ветроустановок различной мощности. Германия получает от ветра 10% своей электроэнергии, а всей Западной Европе ветер даёт 2500 Мвт электроэнергии. Но на сегодняшний день энергия ветра обходится дороже, чем энергия АЭС, хотя себестоимость её год от года снижается.
В России запасы ветроэнергетических ресурсов настолько велики, что их можно приравнять всей электроэнергии, производимой в стране за год.
Энергию ветра рентабельно использовать в районах, где его среднегодовая скорость 3 метра в секунду. Это Нижнее Поволжье, берег Каспийского моря, Северный Кавказ, Юг Западной Сибири, Курильские острова, побережье Северного Ледовитого океана. Арктика. В использовании ветра Россия значительно отстаёт от мирового уровня.
Выступление ученика.(Слайд 8)
Воды, температура которых превышает 20 градусов, называют термальными. Нагреваются подземные воды в результате радиоактивных процессов и химических реакций, протекающих в недрах Земли. В районах вулканической деятельности на глубине 500-1000 метров встречаются бассейны с температурой 150-250 град.; вода в них находится под большим давлением. В горных областях термальные воды выходят на поверхность в виде горячих источников с температурой 90 град.
Люди научились использовать глубинное тепло Земли. В странах, где термальные воды подходят близко к поверхности, сооружают геотермальные электростанции (геоТЭС). В России первая геоТЭС была построена в 1966 г. На юге Камчатки. В Италии работают 11 таких станций. ГеоТЭС действуют в США, Японии, Исландии, Новой Зеландии, Мексике. Поскольку топливо у геоТЭС бесплатное, то и себестоимость электроэнергии низкая.
В России, Болгарии, Венгрии, Грузии, США, Японии, Исландии термальными водами обогревают здания. теплицы, парники, плавательные бассейны. А столица Исландии Рейкьявик получает тепло исключительно от горячих подземных источников.
Выступление ученика.(Слайд 9,10)
Солнце изливает на Землю океан энергии. Человек буквально купается в этом океане, энергия везде. Она доступна всем и каждому. Она экологична – ничего не загрязняет, ничего не нарушает. Эта энергия доровая, но при всех своих достоинствах и самая дорогая. Именно поэтому солнечные электростанции не так распространены, как электростанции других видов.
Солнечные электростанции работают на о. Сицилия, на юге Испании, в Германии.
В России более благоприятные условия для использования солнечной энергии в течение большей части года имеются южнее 50-й параллели (южные районы Европейской части России, юг Сибири и Дальнего Востока).
В России космические летательные аппараты используют в качестве основного источника питания солнечные батареи, которые преобразуют энергию солнечной радиации в электрическую.
Заключение.
-Итак, спор о том, что опаснее, а что выгоднее в производстве электроэнергии пока что не завершён.
Несмотря на внешнюю привлекательность «нетрадиционных» видов, у них есть ряд недостатков.
-Например, если построить много приливных электростанций, они могут существенно замедлить вращение Земли вокруг оси.
-В Германии чрезмерное использование ветра привело к ослаблению ветров, которые раньше выдували смог и вредные отходы, выделяемые в окружающую среду фабриками и заводами.
-Главный недостаток альтернативной энергетики сегодня – это дороговизна
и, к сожалению, заменить собой традиционные виды получения электроэнергии в нужном количестве они пока не могут.
Итоги урока.
Оценка работы учащихся.
Д/З. Подготовиться к тестированию по теме «Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития.
Список используемой литературы
- «Энергия будущего» А.Н. Проценко, М., «Мол. Гвардия», 1980
- Энциклопедия для детей. Техника, М., «Аванта+», 1999
- Энциклопедия для детей. География. М., «Аванта+», 1994
- «Энергетика: проблемы и надежды», Л.С. Юдасин, М., «Просвещение», 1990
- «Человек и океан», Ф.Н Громов, С.Г. Горшков, С.-П., ВМФ, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по экономике "Проблемы и перспективы развития банковского маркетинга"
Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугамиВ данной работе использованы результаты исследований качества обслуживания в ОАО «Альфа-банк», которое было проведено авто...
Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»
Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падае...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Презентация к статье....
Газовая промышленность России. Проблемы и перспективы развития.
Исследовательская работа ученицы 9 класса на одну из очень актуальных тем географии России. Может использоваться как работа - реферат на итоговую аттестацию в 9 классе....
Областной семинар по теме: «Реализация ФГОС ООО по физической культуре: проблемы и перспективы развития»
Проведение внеурочной деятельности по физической культуре в школе в соответствии с требованиями ФГОСосновного общего образования...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...