Статья "Формирование навыков аналитического мышления на уроках географии"
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье приведены примеры заданий, направленных на формирование предметных и метапредметных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Голованова Ольга Андреевна
к.г.н., учитель географии ГБОУ СОШ №591
Невского района Санкт-Петербурга
Формирование навыков аналитического мышления
на уроках географии
Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это:
- разделение информации на составные части;
- всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом;
- получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации, например, дано предложение: «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез». Какие выводы можно сделать, получив эту информацию? Человек, обладающий аналитическим складом ума, предположит примерно следующее: самый очевидный вывод - событие происходит в светлое время суток (ночью солнца нет); вероятно, на улице довольно неплохая погода (так как в предложении говорится, что солнце светит ярко); данное событие происходит не ранней весной, не поздней осенью и уж точно не зимой (вероятнее всего летом), потому что листва у деревьев есть и имеет ярко зеленый (изумрудный) цвет; речь идет о месте, где имеется несколько берез (это может быть смешанный лес - слово «береза» употреблено во множественном числе); описываемая ситуация происходит в умеренной или холодной части Евразии, либо Северной Америки (в других широтах березы не распространены). Все эти выводы сделаны на основе всего нескольких слов благодаря аналитическому мышлению!
- выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько).
Формирование аналитического мышления — одна из сопутствующих задач, решаемых на уроках географии, для формирования целостной картины мира и ее восприятия. Поставленная задача может быть реализована у школьников, начиная с 5 класса — в условиях реализации ФГОС нового поколения, и закончена в 11 классе. Приемы, применяемые учителем, являются частью общего подхода, определяемого как «обучение умению думать».
Для формирования основ аналитического мышления на уроках географии можно применять различные виды деятельности. Расскажу про 2 из них. Первое задание – «снежный ком» (проанализировать информацию по пройденному разделу, выделить главное, сформулировать мысль в виде одного предложения). Второе задание – составление тематических карт (получив знания составить тематическую карту, например, «Эндемики мира»).
Несомненно, способность мыслить аналитически полезна каждому, особенно тем, кто хочет стать успешным в своем деле. Преимущества человека, обладающего аналитическим складом ума безграничны: эффективное и быстрое решение сложных задач (жизненных, профессиональных); умение взглянуть на проблему с разных точек зрения и, как следствие, подобрать оптимальный вариант ее решения; построение логически обоснованных выводов даже в случае недостатка сведений.
Таким образом, ряд заданий творческой направленности в каждой из школьных параллелей может способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления, необходимого для полного представления об особенностях организации окружающего их мира (с одновременным умением составлять причинно-следственные связи).
Методические рекомендации по проведению упражнений для закрепления знаний и развития аналитического мышления
- «Снежный ком» проводится после изучения разделов в курсе географии 5-11 классов для обобщения знаний перед написанием проверочной работы по конкретному разделу
1. В начале урока ученики в течение 5-7 мин. повторяют изученный материал по конкретному разделу (например, темы в разделе «Атмосфера» в курсе географии 6 класса). Затем закрывают учебники и тетради.
2. Жеребьевкой определить очередность ответов – ученики какой колонки начинают отвечать, какой – заканчивают.
3. Ученики по очереди проговаривают одно предложение, содержащее законченную мысль в рамках пройденных тем.
4. Задачи учеников – слушать и не повторять того, что было сказано; кратко формулировать и высказывать мысль, когда подходит очередь его ответа.
Например (по тематике раздела «Атмосфера» в курсе географии 6 класса):
Ученик 1. Ветер дует из области высокого давления в область низкого.
Ученик 2. Температура воздуха понижается на 0,60 на каждые 100 м высоты.
Ученик 3. Давление воздуха измеряется в мм рт ст.
5. В 9-11 классах задание можно усложнить: в пределах одной колонки каждый ученик в правильной последовательности повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое предложение. Остальные колонки не повторяют сказанное, но и не повторяются.
Например (по тематике раздела «Северо-Западный экономический район» в курсе географии 9 класса):
Ученик 1. Северо-Западный район – самый маленький экономический район в РФ по площади.
Ученик 2. Северо-Западный район – самый маленький экономический район в РФ по площади. В состав СЗ ЭР входит 5 субъектов РФ.
Ученик 3. Северо-Западный район – самый маленький экономический район в РФ по площади. В состав СЗ ЭР входит 5 субъектов РФ. На территории СЗ ЭР есть один город-миллионер.
- Составление тематических карт проводится после изучения раздела «Биосфера» в курсе географии 6 класса; для обобщения знаний после изучения курса географии 7 класса; в рамках предметных недель.
Задание носит творческий характер. Ученикам предлагается на чистом листе любого формата (от А4 до А1) составить авторскую карту. На карту обязательно нанести контуры материка (-ов) / страны, подписать океаны (моря). И далее информацию в рамках темы задания. Так, были составлены карты природных и архитектурных достопримечательностей, национальных блюд и костюмов, биосферных заповедников России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы."
Методы творческого обучения на уроках литературы....
Критическое мышление на уроках географии
В данном материале есть полный теоретический материал по данной теме, примерная разработка урока. Показаны как правильно составлять сенквейн, кластер и т.д....

Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...

Презентация по теме "Формирование навыков аналитического мышления"
Презентация по теме "Формирование навыков аналитического мышления"...

Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка
Для успешной интеграции в современное общество ученикам необходимо умение критически осмысливать жизненные обстоятельства и принимать взвешенные решения на основе анализа соответствующей информации. Е...

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка
Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка...