Роль географического краеведения в формировании компетентной личности
статья по географии
В статье раскрыта роль краеведческого материала при обучении и воспитании будущего гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль географического краеведения в формировании компетентной личности.
Н.А. Зарипова
МБОУ «Лицей №1», г. Шадринска Курганской области
Учитель географии.
В современное время все более и более усиливается заказ государства на конкурентоспособного, грамотного, мобильного и приспособленного к быстро меняющимся условиям выпускника школы, то есть выпускника, обладающего рядом компетенций. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентная личность – личность, обладающая определенной системой знаний и умений, правильными ценностными ориентациями, высокой культурой речи, собственным стилем общения, объективным отношением к себе и своей деятельности.
Такие требования к современному выпускнику ведут за собой смену и переосмысление привычных методов и приемов обучения и воспитания учителя на более современные и эффективные, нахождение новых необычных форм взаимодействия с классом и многие другие изменения в учебно-воспитательном процессе. Одним из главных принципов в таком обучении и воспитании выступает принцип связи с жизнью, опоры на местный материал. В географии- это принцип краеведения , заключенный в региональном компоненте. Региональный компонент, отражая политику государства, позволяет не только более полно раскрыть учебный материал на основе его насыщения примерами и фактами, взятыми из окружающей жизни, но и содержит объективные предпосылки для воспитания и развития общественно активной личности, позволяет сочетать теоретическую и практическую части обучения, а значит, формирует способность действовать в определенной ситуации, опираясь на свои знания, умения и, самое главное, навыки.
Региональный компонент имеет большую учебную и воспитательную ценность. В установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследования родного края, ученые, педагоги видели суть краеведческого принципа (К.Ф.Строев) и отмечали его большое значение в обучении (Н.Н.Баранский, А.С.Барков, А.В.Даринский, И.С. Матрусов, М.А.Никонова, В.А.Щенев и др.). Как известно, что только тот, который знает свои корни и историю своей малой Родины может называться гражданином своей страны, может создавать и строить новую Россию.
Исходя из того, что краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края, следует, что комплексное изучение территории основывается на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволяет более полно понять многие явления и процессы на территории. Каждый регион, область, город имеет свои достояния культуры: музеи, памятные места, исторические традиции. Педагоги отмечали и отмечают двойную дидактическую функцию материала о своем регионе: как средство конкретизации общего курса учебного предмета и как средство формирования системы знаний о родном крае. Прием конкретизации на региональном материале рассматривается как раскрытие общего через частное. Овладевая приемами краеведческого изучения своей местности, ученики учатся применять для решения конкретных задач знания, полученные ими на занятиях краеведения, практических работах на местности, полевых практикумах
Итак, региональный компонент в преподавании географии формирует компетентную личность, так как он призван:
- способствовать более углубленному пониманию учащимися природных явлений и процессов, своеобразия местности, на которой проживает
- способствовать формированию географической картины мира
- воспитать неравнодушного гражданина своей малой и большой Родины, гражданина ответственного за свою деятельность
- побуждать к деятельности, а значит, к желанию исследовать, изучать родной край
- рассматривать свой край с точки зрения других дисциплин: истории, биологии, музыки, изобразительного искусства, экологии и др.
Формирование компетенций при обучении географии и краеведению:
№п\п | Организация работы | Знания | Умения |
1 | Научно – исследовательская работа | Методы и приемы исследования | Составлять план, отбирать материал, работать с разными источниками географической информации, ставить цель и задачи, оформлять работу |
2 | Урок географии и краеведения | Место и роль географического краеведения в изучении курса географии, и наоборот. | Работать с картой и планом, показывать взаимосвязи между компонентами природы; производить практические работы на местности; использовать карту для формирования пространственных представлений и др. |
3 | Учебные экскурсии | Цель, значение, содержание и тему. Правила поведения в природе, технику безопасности, как оформлять материал. | Выполнять практические задания, находить закономерности, делать выводы, составлять описание, проявлять творчество при составлении гербария, коллекций. |
4 | Внеклассная работа | Содержание географо-краеведческой работы и способы ее осуществления, требования к выполнению. | Приспосабливаться к неизвестной ситуации, действовать по-новому, опираясь на опыт и знания. |
5 | Факультативы | Содержание программы факультатива «Географическое краеведение» или т.п. | Устанавливать связь краеведческого материала с соответствующими темами школьной географии, использовать все приемы, известные из школьного курса. |
Таким образом, практическая готовность (познавательная, организаторская, коммуникативная, проектировочно-конструкторская) и теоретическая (аналитическая, проектировочная, прогностическая, рефлексивная) готовность являются неотъемлемыми структурными элементами компетентной личности наряду с самовоспитанием и самообразованием.
Школьное краеведение – действенное средство связи школы с жизнью. Оно способствует развитию у учащихся познавательных интересов, помогает учителю активизировать учебный процесс, используя межпредметные связи и проблемные ситуации в учебных темах. Краеведение «развивает у учащихся наблюдательность, мышление, способствует увлечению наукой, воспитанию воли, коллективизма и других ценных качеств личности» (М.Н. Скаткин).
Литература
- А.В. Шатных. Изучение географии Курганской области в средней школе. – Курган, 1999
- И.В. Душина. Методика и технология обучения географии в школе.- М., «Астрель», 2002
- М.А. Никонова. Методика преподавания региональной географии в школе.- М., «Астрель», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль краеведения в формировании нравственной личности
На уроках краеведения можно более успешно формировать нравственную личность с опорой на местную историю....
Роль краеведения в формировании нравственной личности
На уроках краеведения можно более успешно формировать нравственную личность с опорой на местную историю....
Доклад "Роль географического образования в развитии современной личности".
В докладе освещены причины кризиса современного географического образования, а также названы основные приоритеты современного школьного географического образования....
Внедрение эффективных технологий как способ формирования компетентной личности
Современные модернизации образования в России, определяя главную цель современной школы как формирование нравственной, творческой, активной и конкурентоспособной личности ученика (“портрет” выпускника...
Выступление на ШМО по теме: «Формирование компетентности личности как основа самореализации социализации учащихся»
Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения каса...
выступление на тему: «Роль географического образования в формировании современной личности".
География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе. В связи с возрастающей необходимостью...
Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников
laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...