Муниципальный конкурс "Космическая весна". Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна. В данной работе представлена игра “Полёт в космос”. Участники: 5 кл. В ходе игры обучающиеся работают в группах и при этом используют свои индивидуальные возможности и знания.
методическая разработка по географии (5 класс)

Стекленёва Светлана Юрьевна

Конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий "Космокейс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ им.. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»

Полёт в космос. 5 класс.

Выполнила: Стекленёва Светлана Юрьевна

Учитель географии высшей категории

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука  

р.п. Духовницкое  Саратовская область»

Аннотация.
Одним из способов развития познавательной деятельности во внеурочной деятельности это проведение интеллектуальных игр. В данной работе представлена игра “Полёт в космос”. В ходе игры  обучающиеся работают в группах и при этом используют свои индивидуальные возможности и знания, что эффективно сказывается на процессе обучения, развития и воспитания. При работе в группах формируется культура общения, ответственность за принятие решения. Коллективная работа способствует развитию умения анализировать информацию, расширяет возможности по поиску решения задач в нестандартных ситуациях, развивает творческую активность подростков.

Игра посвящена освоению и изучению космического пространства. Она может быть проведена в рамках вечера или  классного часа. Задания ориентированы на уровень знаний учащихся 5 классов. Вопросы требуют от участников игры актуализации знаний по естественнонаучным дисциплинам. Общее время мероприятия1 академический час . Игра “Полёт в космос” является командной игрой, предполагает участие зрителей, что повышает интерес и расширяет круг участников игры.

Цель. Развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации ребят, проверить познания в области космоса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать представления об освоении космического пространства.

Метопредметные:

Развитие психических познавательных процессов ( память, внимание, восприятие, мышление).

Формирование умения работать в группе.

Развитие умения выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и агрумментировать своё мнение.

Способствовать формированию элементарной эрудиции обучающихся, их общей культуры.

Личностные:

Воспитывать навык выразительного чтения стихотворений, чувство гордости и уважения к своей Родине, её героям.

Воспитывать бережное отношение к своей планете Земля.

Формы, методы, приёмы. Игра проводится в форме комплексной игры, состоящей из нескольких этапов. Каждый этап проводится по отдельной форме: викторина.

Актуальность мероприятия.

Игра «Полёт в космос» позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Она  имеет большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможности в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

   В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение  и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надёжным диагностическим средством психического развития детей.

 «Полѐт в космос».

Солнечная система

10

20

30

40

50

Космонавты рассказывают

10

20

30

40

50

Спутники планет

10

20

30

40

50

Планеты карлики и астероиды

10

20

30

40

50

Дорога в космос

10

20

30

40

50

Правила викторины по географии «Полёт в космос».

В викторине принимают участие три команды из учащихся 5 классов, которые, пользуясь

приведённой ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим

названием. В случае верного ответа, на счѐт команды поступает количество

баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право

выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с еѐ

счѐта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а

право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.

В игре встречаются следующие подраунды:

- «Кот в мешке»*. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой

другой команде;

- «Сюрприз»**. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена

в пределах всей суммы баллов,  которой на данной момент располагает

команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив

на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит

только выигравшей торги команде. Если одна из команд идѐт ва-банк, то есть

ставит на кон всю имеющуюся на счету сумму баллов, другие участники

могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них

на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету

команды останется ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на

счету команды удваивается.

Солнечная система.

10. Что такое Солнечная система? (Солнце и все движущиеся вокруг него

тела составляют Солнечную систему.)

20. Назовите планеты Земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)__

30.* Почему спутники Марса названы Фобос и Деймос? (Так как планета

Марс названа в честь древнеримского бога войны, то есть спутники имеют

названия Фобос – «страх», Деймос – «ужас».)

40. В какой части Солнечной системы движется больше всего астероидов?

(Астероиды – часть Солнечной системы. Большинство из них движется

между орбитами Марса и Юпитера.)

50. Какие небольшие твѐрдые частицы, полностью сгорающие в атмосфере

Земли, дают яркие световые вспышки? (Метеоры.)

Планеты.

10. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)

20. У какой планеты больше всего спутников? (Сатурн имеет рекордное

количество спутников: сейчас их известно 60.)

30. Какая планета земной группы имеет самую плотную облачную

атмосферу? (Венера.)

40.* Планета, открытая в 1846 году как подтверждение математических

расчѐтов и названная в честь бога морей (Нептун.)

50. Опрокинутая планета, ось вращения почти перпендикулярна его орбите

(Уран.)

Космонавты рассказывают.

10. «Детство моѐ прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем – в

небольшом городке Гжатске. Родился 9 марта 1934 года. К учениям я

относился серьѐзно. Не гнался за хорошими отметками в дневнике, а просто

хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. В

училище определилась моя будущая профессия, которой не суждено было

стать основной: формовщик литейного цеха. Профессия не из лѐгких. Тем не

менее с Саратовом связано появление у меня болезни, которой нет названия в

медицине, - неудержимой тяги в небо, тяги к полѐтам». (Ю.А. Гагарин.)

20. « Я не принадлежу к числу сентиментальных людей, но меня глубоко

растрогала скромная ветка сибирского кедра, которую привезли с Алтая

журналисты перед моим полѐтом в космос. Ветвь разбудила воспоминания о

родном Алтайском крае. Здесь, в селе Верхнее Жилино, Косихинского

района, Алтайского края 11 сентября 1935года мне суждено было родиться.

В девятом классе сломал руку. Отчаялся было. Ну, думаю,теперь даже на

турнике не покрутишься. Врачи посоветовали делать специальные

упражнения. Вскоре я так «разработал» руку, что забыл о переломе, а в

«наследство» от этого случая осталась любовь к гимнастике и акробатике.

Ещѐ в школе увлекался техникой. Это увлечение привело меня в авиацию.

Спортивная закалка очень помогла в подготовке к космическому полѐту».

( Г.С. Титов.)

30. «Мне кажется, что если бы я не стал лѐтчиком, то обязательно

пристрастился бы к зоологии. Люблю разную живность. Часами могу

наблюдать за хлопотами белок. Знаю беды зайчат, хитрость лис. Люблю

рыбную ловлю. Я чуваш. Родился и вырос в чувашской деревне Шоршелы.

Много носился я в небе в одиночку и в паре, полюбил скорость и свою

машину. Я люблю нагрузку, но такую, чтобы ветер бил в лицо. Вот

парашютные прыжки. Летишь как птица. Дышится легко. Воздух тугой,

чистый.

В космическом полѐте всѐ главное. Я на космическом корабле «Восток – 3»

должен был пробыть в космосе четверо суток». (А. Г. Николаев.)

40. «Много пришлось мне поработать, выучить, сделать, тренироваться и

поволноваться, конечно, прежде чем мне доверили космический корабль

«Восток – 4». Чтобы летать так, как это делали мои учителя, я по десять,

двадцать, тридцать раз повторял порой одно и тоже упражнение, одну и ту

же фигуру. 12 августа 1962 года настал и мой день отчитаться за всѐ, чему

научили меня друзья и наставники». (П.Р. Попович.)

50.** «Жила наша семья в Москве. Недалеко от метро «Красные ворота»,

теперь « Лермонтовская». Жили дружно. Всѐ большое в жизни начинается,

по-моему, с обыкновенных, маленьких, простых дел. Я был дублѐром

космонавта Андрияна Николаева во время группового полѐта. Вместе с ним

прошѐл весь комплекс предполѐтной подготовки. Если через много-много

лет спросят меня, с чего для нас, космонавтов началась эра завоевания

космоса, я отвечу: «С утренней зарядки». А если спросят меня, что прежде

всего помогло одолеть все трудности, ставшие на нашем пути, отвечу:

«Дружба и товарищество». (В. Ф. Быковский.)

Спутники.

10. Форма спутника практически соответствует шару радиусом 1738 км.

Масса спутника в 81, 3 раза меньше массы Земли. Спутник лишѐн

атмосферы, магнитного поля, кажется холодным и безжизненным.

Поверхность спутника покрыта кратерами. (Луна.)

20. Спутник Юпитера. Считают, что спутник покрыт слоем льда толщиной

до 10 – 20 км. В целом имеет чрезвычайно светлую поверхность. Она

отражает в среднем около 60% света. Температура поверхности в

экваториальной области колеблется от -190ºС ночью, до -150ºС в полдень.

Атмосфера не обнаружена. Цвет спутника – желтоватый. (Европа.)

30.** Поверхность спутника образована из летучих веществ на

безатмосферном теле. Исходя из средней плотности, спутник наполовину от

массы состоит из воды и водяного пара. Рельеф на спутнике Юпитера в

целом очень гладкий. Самый крупный кратер находится в южном

приполярном районе – это кратер называется Гильгамеш. Самый большой

спутник Юпитера. (Ганимед.)

40. Из всех изученных тел Солнечной системы, этот спутник Сатурна имеет

наименьшую плотность кратеров. Еѐ поверхность напоминает материковую

поверхность Луны. Для названий деталей рельефа использовались имена

героев мифов о сотворении мира, для каньонов – географические названия из

этих мифов. (Рея.)

50. Самый светлый спутник Урана. Его поверхность изобилует разломами.

Наряду с кратерами в изученной части спутника наблюдается много

каньонов и долин. Близ полюса, находится кратер Домовой. (Ариэль.)_ Планеты – карлики и астероиды.

10. Открыта планета - карлик в 1801году. Получила своѐ название в честь

римской богини растущих растений и материнской любви. Предполагают,

что планета – карлик имеет каменное ядро, над которым лежит ледяная

мантия толщиной 80 км, и тонкую пылевидную кору. (Церера.)

20.Открыта планета - карлик в 1930 году. Названа в честь римского бога

подземного царства мѐртвых. Время обращения по орбите 247, 7 лет, а

средняя скорость 4,7 км /с.

У планеты – карлика три спутника: Харон, Гидра, Никс. (Плутон.)

30. Самая удалѐнная от Солнца и наибольшая карликовая планета в

Солнечной системе. Она названа в честь греческой богини раздора. Была

открыта в июле 2005 года. Совершает один оборот вокруг Солнца за 557 лет.

(Эрида.)

40. Этот астероид открыт в 1916 годы. Первый астероид, который был

отснят космическим аппаратом с близкого расстояния. Назван он в честь

приморского крымского посѐлка. (Гаспра.)

50. Ближайший к Земле астероид. Характерной особенностью является

наличие участков с большим количеством каменных глыб размером до 50 и

более метров. (Эрос.)

Дорога в космос.

10. «Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут

по московскому времени». О каком событии рассказывал Юрий Гагарин в

своей книге «Дорога в космос»? (Время, когда двигатели ракеты были

включены.)

20. Самый большой предмет в кабине ракеты. В него вмонтирована

спасательная лодка, рация, запас медикаментов. (Кресло.)

30. Продолжительность полѐта космического корабля «Восток». (108 минут.)

40. Место спуска «Востока» на Землю. (Поле у деревни Смеловка.)

50. Первые люди, встретившие Юрия Гагарина после возвращения его из

космоса. ( Анна Акимовна Тахтарова и еѐ внучка Рита Тахтарова.)

Подводятся итоги викторины. Жюри анализируют а в это время  проводится  разминка со зрителями. Презентация по ссылке – https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2021/03/31/polyot-v-kosmos-igra-so-zritelyami-avtor-steklenyova-svetlana

Презентация игровых моментов в классе.  https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2021/04/02/polyot-v-kosmos-prezentatsiya-igrovyh-momentov-avtor

Итог.  Команда, победившая в викторине,

награждается почѐтной грамотой, а участники – сертификатами.

Список литературы.

1. Пищик Б.В. Космонавты рассказывают. М.: Детская литература, 1964. –

200 с.: ил.

2. Томилин А.Н. Занимательно об астрономии. – М.: Просвещение, 2009.

– 160 с.: ил.

3. Шингарева К.Б. Солнечная система. Астрономия. Атлас. 2-е издание,

перераб. и доп./ К.Б. Шингарева, Б.В. Краснопевцева. – М.: Дрофа;

 2008. – 48 с.: текст, ил., карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра", посвящённая 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина

Мероприятие посвящено 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина...

Конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий «Космокейс». Автор. Стекленёва Светлана Юрьевна. "Полёт в космос".

quot;Полёт в космос".Игра посвящена изучению и освоению космического пространства. Задания ориентированы на уровень знаний учеников 5 класса. Общее время проведения игры 1 академический час....

Космическая весна. Презентация участников игры "Полёт в космос.

Презентация игровых моментов на тему "Полёт в космос"....

Полёт в космос. Презентация игровых моментов . автор: Стекленёва С.Ю.

Игровые моменты. Презентация в 5 "в" классе." Полёт в космос.  Конкурс "Космическая весна"....