презентация и работа по теме "Влияние Луны на живые организмы
проект по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Чехов-7
Проект по направлению: география
«Влияние Луны на живые организмы»
Тип проекта: информационный
| Выполнила: Серманова М.А. ученица 9 А класса Руководитель: Новикова И.А., учитель географии |
Чехов-7-2021 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………. .3
1.Луна – ближайшее к Земле небесное тело
1.1. Современные данные о Луне и её характеристика………………………5
1.2. Теории возникновения спутника…………………………………………..9
2. Влияние Луны на животных……………………………………………...11
3. Влияние Луны на организм человека
3.1. Влияние фаз Луны на человека………………………………………..….14
3.2. Влияние фаз Луны на самочувствие и успеваемость одноклассников...16
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список литературы………………………………………………………….. 20
Введение
Научный интерес к Луне возник в античные времена. Уже в III в. до н. э. живший в Александрии Аристарх Самосский в своей работе «О величии Солнца и Луны и о расстоянии между ними» пытался дать ответы на некоторые «лунные» вопросы. Во II в. до н. э. древнегреческим астрономом Гиппархом были исследованы и достаточно точно определены особенности движения ночного светила.
В XX в. стартовали космические программы СССР и США. В конце 1950-х годов в конструкторском бюро под началом Сергея Королёва была спроектирована серия лунных автоматических станций, которые были последовательно запущены с космодрома Байконур. 14 сентября 1959 года космический аппарат «Луна-2» коснулся лунной поверхности. В октябре того же года со станции «Луна-3» были получены первые фотоснимки невидимой с Земли обратной стороны Луны.
В 1961 году по инициативе президента США Джона Кеннеди Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) приняло программу «Аполлон» — проект по организации пилотируемых космических полётов на Луну. Главным достижением программы считается выполнение миссии корабля «Аполлон-11»: 20 июля 1969 года на Луну впервые высадились астронавты. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, стал командир экипажа Нил Армстронг. Несмотря на быстрый старт, большие финансовые вложения и впечатляющие успехи, «лунная гонка» двух космических сверхдержав к концу 1970-х была неожиданно свёрнута, и во многом сошло на нет.
Меня заинтересовал вопрос, почему спустя много десятилетий снова возник интерес к изучению Луны - единственного естественного спутника планеты. Какие новые сведения о Луне есть у современных ученых и как влияние Луны сказывается на отдельном человеке, и на жизнедеятельности планеты в целом.
Цель проекта: изучить современную информацию о Луне и ее влиянии живые организмы и человека.
Задачи проекта:
1.Изучить материал из различных источников по изучаемой теме
2.Охарактеризовать возможное воздействие Луны на животных и человека
3.Провести анкетирование учащихся в разные фазы Луны и сделать выводы.
Методы исследования.
- Изучение различных источников
- Анализ теоретического материала
-Анкетирование учащихся
Практическое значение исследования состоит в том, что материалы могут быть использоваться в учебном процессе.
- Луна – ближайшее к Земле небесное тело
- Современные данные о Луне и её характеристика
Луна является нашим небесным «соседом». По космическим меркам расстояние от нас до этого спутника ничтожно. До Луны лететь где-то трое суток: чуть больше каких-то 380 тысяч километров. Диаметр спутника составляет 3476 км, а масса меньше массы Земли примерно в 84 раза. Луна проходит полный путь вокруг Земли примерно за 27 суток. Приблизительно за это же время она делает оборот вокруг собственной оси: это объясняет, почему люди всегда могут видеть только одну сторону Луны.
Как и планета Земля, Луна состоит из ядра, мантии и внешней коры. Лунное ядро относительно небольшое (всего 350 км в диаметре). В нем содержится много жидкого железа, также встречаются примеси никеля, серы и некоторых других элементов. Вокруг ядра находится слой частично расплавленного вещества, возникший в результате кристаллизации магмы около 4 миллиардов лет назад (вскоре после образования самой Луны). Мощность лунной коры изменяется от 10 до 105 километров. Причем ее толщина заметно меньше на той стороне спутника, которая обращена к Земле. Поверхность Луны покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью. Метеориты оставили на её поверхности бесчисленные кратеры. От самых молодых кратеров как бы расходятся лучи – светлые полосы грунта, разлетевшегося во все стороны при ударе. Более тёмная лава прорывалась из недр Луны, постепенно заполняла углубления. В старину астрономы думали, что эти участки – дно высохших водоёмов, поэтому их и назвали морями.
Лунное притяжение в шесть раз слабее земного. Этого недостаточно, чтобы удерживать атмосферу, поэтому небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Отсутствие атмосферы приводит также к резким перепадам температуры: освещённые Солнцем участки разогреваются до + 117°C, а попавшие в тень остывают до -153°C. Луна не излучает никакого свечения. То, что мы видим, — это отраженное солнечное излучение.
В 1958 году были осуществлены первые (неудачные) попытки СССР и США достичь верхней оболочки Луны. Это удалось в 1959 году межпланетной станции Советского Союза под названием «Луна-2». Итак, станция впервые за всю историю космической эры достигла поверхности спутника. Позже именно станция Советского Союза запечатлела «темную сторону» спутника и произвела беспрецедентную посадку на ее поверхность.
А вот далее лавры в прикладных исследованиях Луны приняли США. В рамках их успешной программы «Аполлон» состоялся первый облет спутника Земли (1968 год). 21 июля 1969 года была осуществлена беспрецедентная высадка человека на Луну – астронавт Нил Армстронг носит звание первого человека, сделавшего шаг на поверхности этого небесного тела.
Когда в конце 90-х годов ХХ века космические программы Советского Союза и Соединенных Штатов подошли к концу, исследования спутника были в общем-то свернуты. Но в 2000-х годах Китай озвучил перспективные планы освоения естественного спутника. Это подвигло и космических лидеров (Россию, Японию, Индию) вновь заняться лунными программами. Сегодня изучение Луны начинают и частные компании. Именно потому и возникли реальные планы по развитию так называемого космического туризма.
Российская лунная программа составлена на перспективу с 2021 по 2040 гг. На первом этапе (2021-2025 гг.) концепция лунных исследований предусматривает высадку на поверхность посредством лунных модулей, находящихся на автоматических космических станциях.
Следующий этап программы предполагает пилотируемые полеты (2026 г.). А также высадку людей непосредственно на поверхность Луны продолжительностью до 14 суток (после 2030 г.). Тогда же планируется возведение начальных элементов будущей лунной базы.
На третьем этапе освоения Луны Россией (после 2035 г.) предусматривается завершение постройки базы на Луне, которую можно будет посещать. А также двух обсерваторий, развитие других инфраструктурных объектов, добыча водного льда с целью создания кислородно-водородного топлива, возведение радиационных убежищ.
До 2040 г. осуществится работа на окололунной орбите аппаратов навигации для создания маршрутов техники, функционирующей на Луне.
Освоение Луны заинтересовало и космическое агентство Соединенных Штатов (NASA). В 2019 году NASA объявило о новой лунной программе «Артемида». Эта программа уже качественно другая. Если по программе Constellation предполагалось только высадиться на Луну, то по программе «Артемида» на Луну прилетят, чтобы там остаться. Кстати, мотивацией для более подробного исследования спутника служит наличие лунных минеральных ресурсов. А также, помимо высадки, планируется провести эксперимент по продолжительному нахождению космонавтов в условиях лунной среды. Так почему же сейчас спустя много десятилетий мы снова хотим идти на Луну?
1. Испытательный полигон. После визита человека на Луне, учёные стали задумываться о колонизации других планет. Сейчас многие компании хотят колонизировать Марс, и Луна может помочь. Колонизация красной планеты может занять десятилетия, ведь придется создать совершенно новую инфраструктуру. Луна, может стать отличным местом для испытания новых технологий, необходимых для выживания на других планетах. Понятно, что с оговорками, потому что у Луны нет атмосферы, а у Марса есть, на Луне сила тяжести слабее, а на Марсе больше. Но в целом, Луна — это подходящий полигон для будущих пилотируемых миссий в глубокий космос.
2. Исследования. Многие астрономы мечтают создать телескопы на Луне, для изучения космоса. Также лунная геология все ещё мало изучена. А гравитация на Луне поможет исследователям научиться жить в сложных условиях пониженной гравитации.
3.Ресурсы. Одна из главных целей колонизации Луны - ресурсы. Некоторые международные компании уже задумываются о добыче полезных ископаемых на астероидах, так что не исключено, что в ближайшем будущем появится профессия космического шахтёра. Луна, например, является возможным «поставщиком» гелия-3 (используется для МРТ и рассматривается как возможное топливо для атомных электростанций). Так, по мнению американского астронавта Гаррисона Шмидта, добыча этого легкого изотопа гелия в ближайшем будущем сможет решить проблему энергетического кризиса на Земле. Гелий-3 в научных кругах нередко называют «горючим будущего». На Земле он встречается крайне редко. Все запасы этого изотопа на нашей планете оцениваются учеными не более чем в одну тонну. Исходя из этого, стоимость одного грамма вещества равна одной тысяче долларов. При этом один грамм гелия-3 способен заменить до 15 тонн нефти.
Луна также считается потенциальным источником редкоземельных элементов, таких как европий и тантал, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, производстве солнечных батарей и других современных приборов. Теоретическая добыча полезных ископаемых на Луне вполне возможна. Но вот практически осуществить это очень непросто. Для этого планируется использовать как роботов, так и живых людей. NASA еще в конце 2017 года объявила о приеме заявок с технологическими предложениями по добыче ресурсов на космических объектах. Специалисты этого ведомства надеются, что добыча полезных ископаемых станет реальностью уже к 2025 году. А вот Китай всерьез заинтересован редкоземельными элементами, которые содержатся в лунной коре. Для изучения и освоения этого ресурса страна планирует основать на Луне специальную исследовательскую базу. Не отстает от ведущих космических держав и Российская Федерация. К 2025 году Роскосмос планирует создать серию роботов для добычи полезных ископаемых на Луне.
1.2. Теории возникновения спутника
Учёные до сих пор не знают правильного ответа на вопрос откуда взялась Луна. Существует много теорий и гипотез по возникновению нашего спутника и вот несколько самых популярных:
1.Гипотезу отделения Луны от Земли впервые выдвинул Джордж Дарвин, сын знаменитого Чарльза Дарвина, в 1878 году. Он предположил, что после образования молодой Земли она вращалась с очень высокой скоростью. Под действием центробежных сил планета стала настолько вытянутой по экватору, что от неё оторвался крупный кусок вещества. Из этого вещества впоследствии образовалась Луна. Эту гипотезу поддержал в 1882 году геолог Осмонд Фишер, по его мнению, бассейн Тихого океана образовался именно на том месте, где оторвалась от Земли будущая Луна. Гипотеза Дарвина-Фишера приобрела большую популярность и оставалась общепринятой в начале XX-го века. Эту гипотезу центробежного отделения в шутку называют «дочерней».
2.Гипотеза совместного формирования (совместной аккреции) Впервые подобную гипотезу представил Иммануил Кант в 1755 году. Он предположил, что все небесные тела появились в результате сжатия пылевого облака, а Луна и Земля сформировались вместе, из одного пылевого сгустка: сначала Земля, потом, из оставшегося вещества, Луна. Большим сторонником гипотезы совместной аккреции был знаменитый астроном Эдуард Рош. До 1970-х годов гипотеза совместной аккреции считалась наиболее проработанной..
3.Гипотезу захвата первым выдвинул в 1909 году американский астроном Томас Джефферсон Джексон Си. По этой гипотезе, Луна образовалась как независимая планета, где-то в Солнечной системе, а затем в результате неких пертурбаций (отклонений небесного тела от орбиты под влиянием иных сил) перешла на орбиту, пересекающуюся с орбитой Земли. При очередном сближении с Землёй Луна была захвачена гравитацией Земли и стала её спутником.
4.Также существует гипотеза многих лун об образовании одной большой Луны из нескольких спутников. Её представили в 1960-х годах Т. Голд и Г. Макдональд. Их основная идея состояла в том, что Земле гораздо проще было бы захватить по отдельности несколько пролетавших мимо небольших небесных тел, чем одно крупное. Если Земля «поймала» от шести до десяти мелких лун, то их орбиты в дальнейшем могли изменяться приливными силами. На протяжении примерно миллиарда лет луны могли сталкиваться друг с другом, а из их обломков сформировалась Луна.
5.Гипотеза столкновения была предложена У. Хартманом и Д.Дэвисом в 1975 году. По их предположению, протопланета (её назвали Тейя) размером примерно с Марс столкнулась с прото-Землей на ранней стадии её формирования, когда наша планета имела примерно 90 % нынешней массы. Удар пришёлся не по центру, а под углом (почти по касательной). В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Обломки, вращаясь вокруг Земли, постепенно притянулись друг к другу, и образовалась прото-Луна и начала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км. Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения.
Гипотеза столкновения в настоящее время считается основной (по крайней мере, среди западных ученых), поскольку она хорошо объясняет все известные факты о химическом составе и строении Луны, а также и физические параметры системы Луна-Земля. Одной из главных целей американских лунных экспедиций 1960—1970 годов было найти доказательства одной из трёх лидировавших тогда гипотез «Большой тройки» (гипотезы центробежного отделения, захвата и совместной аккреции). Но первые же полученные данные обнаружили серьёзные противоречия со всеми тремя гипотезами. Все накопленные к настоящему моменту факты, как считается, свидетельствуют в пользу гипотезы, которой во время полётов «Аполлонов» ещё не существовало: гипотезы гигантского столкновения.
2. Влияние Луны на животных
Луна оказывает важное, иногда загадочное влияние на поведение многих животных. Она воздействует на нашу планету своим светом и гравитацией. Проведенными исследованиями было с очевидностью доказано, что лунные ритмы определяют поведение многих животных. Существует теория, утверждающая, что Луна заменяет животным часы. Особенно это заметно при наблюдении за морскими обитателями. К примеру, крабы или морские черепахи, а также множество мелких организмов, живущих в океане, демонстрируют одинаковое поведение, словно расписанное по лунным фазам, даже если находятся в аквариуме.
Вспышка массового размножения морских животных запускается Луной и происходит каждый год по всей линии Большого Барьерного рифа в австралийском Квинсленде. Огромное количество кораллов, образующих риф, начинает размножаться в один и тот же час, в одну и ту же ночь, в конце ноября — начале декабря, почти точно через неделю после полнолуния.
Интересны также вызываемые Луной брачные танцы грунионов (Leuresthes tenuis) — изящных серебристых рыбок, обитающих у побережья Калифорнии. Икрометание у них происходит восемь раз за сезон, но оно всегда начинается на третью или четвертую ночь после полнолуния, во время высоких весенних приливов.
Морские слизни, которые меняют своё положение в пространстве в соответствии с магнитным полем, но также одновременно перемещаются на дно океана под влиянием лунных циклов. Ученые считают, что это может быть связано с воздействием нашего спутника на Землю. Дело в том, что в момент полнолуния он входит в геомагнитный хвост, который образуется «по бортам» движущейся в космосе планеты благодаря высокоэнергетическому потоку, испускаемому Солнцем. Когда Луна проходит через этот район, заряженные частицы бомбардируют её поверхность, временно придавая ей отрицательный заряд. Тот ускоряет другие ионы, находящиеся внутри хвоста, вызывая легкий сдвиг магнитного поля, который ощущается на Земле. Люди его не чувствуют, однако этот процесс не даёт покоя живописным моллюскам на дне океана, заставляя их менять положение своих крошечных тел.
Неудивительно, что многие морские животные проявляют биологические ритмы, связанные с приливами и отливами, периодически повторяющимися каждые 12,4 часа. Приспособление к этим ритмам позволяет животным выживать в условиях местообитаний с резкими циклическими изменениями.
Доказано, что некоторые животные, особенно активные по ночам, приспосабливают к лунному свету свои охотничьи и брачные действия. Другие животные, наоборот, при яркой Луне начинают искать укрытия и прятаться, так как осознают повышенный риск быть съеденным.
Например, волчий вой на Луну. Ученые до сих пор спорят по поводу причин, которые заставляют этих хищников выть. По мнению одних, волки уверены, что при Луне их вой становится более громким и угрожающим. Другие считают, что вой этих животных вызывает именно внешний вид Луны. Среди других возможных причин можно выделить предупреждение волками своих товарищей об опасности, проявление чувства голода или предложение поохотиться.
Уровень поведенческой активности, демонстрируемый животными, взаимосвязан с луной у многих видов. Как сообщал доктор Д. К. Ягода, изучавший животных, живших в течение двух месяцев в закрытых помещениях, кузнечиковые хомячки демонстрировали максимум активности – во время полнолуния. Более того, если их содержали при постоянном освещении, температуре и атмосферном давлении, крысы, хомяки и многие другие грызуны демонстрировали высокую активность связанного с Луной поведения в часы, когда Луна над горизонтом, и низкую – когда за ним.
В 2010 году исследователи провели интересный эксперимент. Они обрабатывали ультрафиолетом одну группу скорпионов до тех пор, пока те не перестали светиться в ответ, после чего сравнили её поведение с контрольным коллективом членистоногих. Под лучами УФ-лампы «выключённые» скорпионы не смогли нормально ориентироваться в пространстве, в то время как животные из второй группы быстро находили себе убежища.
Тут необходимо одно важное уточнение - глаза скорпионов не видят ультрафиолет, однако членистоногие каким-то образом обнаруживают его и стараются избегать. Учёные считают, что они чувствительны к «зелёным» длинам волн и ориентируются по собственному свечению в этой части спектра, чтобы определять, сколько ультрафиолета исходит от Луны. То есть они используют свои тела как оптические датчики. Пока не очень понятно, почему для этого нужно именно УФ-излучение, но, возможно, в нём есть какая-то информация, которой нет в видимом свете. Как бы то ни было, этот навык помогает скорпионам решить, подходит ли ночь для охоты или лучше спрятаться где-нибудь, чтобы самим не стать добычей хищников. Чем больше ультрафиолета, тем сильнее они светятся, и тем опаснее для них снаружи.
3. Влияние Луны на организм человека
3.1. Влияние фаз Луны на человека
Спутник Земли влияет на здоровье всех людей, живущих на нашей планете. Исследования показывают, что Луна вызывает изменения в теле человека наподобие отливов и приливов, ведь человек на 80% состоит из воды. Отсюда объясняются причины, почему при разных фазах Луны человек замечает или прилив сил, или истощение.
Китайская медицина доказывает, что 12 основных органов, связанных соответствующими каналами, раз в сутки испытывают двухчасовую приливную волну активности, и противоположную – отливную волну, когда орган минимально омывается кровью. При этом Луна ускоряет протекание биохимических процессов в тканях человека.
Характер воздействия Луны на человека зависит в значительной степени от фазы лунного цикла, каждая фаза которого длится примерно неделю. Существуют четыре основные фазы лунного месяца: Новолуние (1 — фаза Луны) Первая четверть или растущая Луна (2 — фаза Луны) Полнолуние (3 — фаза Луны) Последняя четверть: полнолуние и убываюшая Луна (4 — фаза Луны)
В период новолуния больше всего бывает случаев возникновения инсультов и инфарктов. Энергетический баланс понижен, человек испытывает подавленность, истощение, возникают головные боли. В период новолуния наши энергетические ресурсы находятся на нулевом уровне. Жидкость, которая раньше находилась в области головы, уходит вниз и равномерно распределяется по всему телу. В этот период времени люди с психическими расстройствами становятся более агрессивными. Человек может чувствовать: слабость; постоянную потребность в пассивном отдыхе; существенный упадок сил. Положительным моментом этого периода является ускоренный обмен веществ.
Новолуние намного сильнее действует на мужчин, чем на женщин. Они становятся нервными, раздражительными, нетерпеливыми, агрессивными, могут жаловаться на боли в области сердца и головные боли.
В период растущей Луны человек с каждым днем чувствует себя активнее. В организме начинают активизироваться физические и психические процессы. Организм впитывает в себя все самое полезное и ценное. Уровень энергии повышается, а настроение заметно улучшается. Также заметно ускоряется обмен веществ.
В полнолуние наблюдается избыток энергии, который не особо способствует укреплению здоровья. В первую очередь изменяется психика человека, повышается эмоциональность и чувственность. Девушки в этот день могут чувствовать себя менее уверенными в своих силах. И мужчины, и женщины в полнолуние страдают от повышенной активности. День тянется очень долго, тяжело усидеть на одном месте и сосредоточиться на важных вопросах. Многие страдают от бессонницы и кошмарных снов. В период полнолуния могут обостриться хронические заболевания, усилиться болевые ощущения.
И мужчины, и женщины в полнолуние страдают от повышенной активности. День тянется очень долго, тяжело усидеть на одном месте и сосредоточиться на важных вопросах. Многие страдают от бессонницы и кошмарных снов.
В период убывающей Луны организм человека становится вялым, истощенным, восприимчивым к болезням, настроение ухудшается, и физические силы идут на спад. Употребляемая пища плохо усваивается, начинают откладываться шлаки.
3.2. Влияние фаз Луны на самочувствие и успеваемость одноклассников
Цель исследования: убедиться в наличии влияния фаз Луны на самочувствие и успеваемость одноклассников.
Метод: Анкетирование.
Схема исследования: в школе проводилось анкетирование. Учащимся были выданы анкеты с интересующими нас вопросами. Мы опросили 20 человек, из которых 10 мальчиков и 10 девочек. Анкетирование проходило в 4 разных дня, в 4 разных фазах Луны: полная Луна, первая четверть, вторая четверть и третья четверть.
Из диаграммы №1(Новолуние) можно сделать вывод, что мальчики и чувствовали себя лучше, и настроение у них было более спокойное, чем у девочек, при одинаковой успеваемости респондентов. Т.е. новолуние сказалось больше на девочек.
Анализируя диаграмму №2, можно сделать вывод о том, что мальчики чувствовали себя также лучше девочек как в период первой четверти. Правда в этот период успеваемость девочек была выше, чем у мальчиков
На диаграмме №3(полнолуние) видно, что опрошенные разделились на две группы, половина опрошенных прочувствовали на себе влияние Луны, при этом и мальчики и девочки в период полной Луны чувствовали себя одинаково.
Анализируя диаграмму №4, мы видим, что в период убывающей Луны, сказался на девочках больше чем на мальчиках, они ухудшили успеваемость и чувствовали себя вяло. Мальчики же чувствовали себя как и в другие фазы Луны.
Заключение.
Луна – наиболее близкое к нам небесное светило. Еще со времен глубокой древности люди заметили, что Луна оказывает сильное влияние на многие стороны их жизни и здоровья.
То, в какой фазе находится Луна, влияет на ритм водного обмена в живых организмах, на функциональную физиологию, на цикличность размножения в животном мире и на многие другие процессы, что уже давно подтверждается научными исследованиями. Различные лунные фазы сказываются на нашем настроении, самочувствии.
Изучив материал о современном изучении Луны, мы сделали вывод, что ряд стран: Китай, США, Россия и другие разработали программы освоения Луны на ближайшие 20-30 лет, цель которых добывать ресурсы необходимые человечеству в перспективе, такие как гелия-3 (используется для МРТ и рассматривается как возможное топливо для атомных электростанций). Также целью лунных программ является желание превратить Луну в полигон для испытания новых технологий, необходимых для выживания на других планетах
Характеризуя возможное воздействие Луны на животных, мы выяснили, что безусловно все живое подвержено влиянию этого спутника Земли, особенно это заметно при наблюдении за морскими обитателями, чье поведение словно расписанное по лунным фазам.
Луна вызывает изменения в теле человека наподобие отливов и приливов, ведь человек на 80% состоит из воды. Анкетирование одноклассников в разные фазы Луны подтверждает предположение, что в период новолуния человек испытывает подавленность, истощение, слабость и упадок сил. Вопреки мнению ученых, мы при анализе анкет сделали вывод, что девочки восприимчивее к фазам Луны, и в убывающую Луну у них снижается успеваемость, настроение и физические силы идут на спад.
Список литературы.
- https://mir--znaniy-com.turbopages.org/mir-znaniy.com/s/vliyanie-lunyi-na-zhivotnyih/
- https://zen.yandex.ru/media/zdoroveika/vliianie-luny-na-zdorove-cheloveka-otchego-zavisit-nasha-aktivnost-i-passivnost-5d9cdab11ee34f418955048b
- https://bestlavka.ru/vlijanie-luny-na-zhizn-cheloveka/
- https://mir--znaniy-com.turbopages.org/mir-znaniy.com/s/vliyanie-lunyi-na-zhivotnyih/
- https://express-novosti.ru/interesting/2147498968-osobennosti-vliyaniya-lunyi-na-zhivotnyih-i-rasteniya.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Луна
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Происхождение_Луны
- Ридерз Дайджест «Атлас Вселенной для детей» 2001г.
- https://zen.yandex.ru/media/kosmos/interes-k-lune-pochemu-imenno-seichas-my-hotim-vernutsia-na-lunu-5b9d3f0bcf668400aae4d636
- «Метеориты и происхождение СС», Дж.Вуд, Мир. М.1971.
- «Луна и ее наблюдение», В.В.Шевченко, Наука, М.1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокубиологии 9 класс "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоноценозы"
Биогеоценоз. Это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. В это сообщество поступают энерги...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"
Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...
Контрольная работа. Органы и системы органов живых организмов. 6 класс
Данная контрольная работа содержит разноуровневые задания по вариантам для обобщения и систематизации знаний об органах и системах органов растений и животных. Количество заданий рассчитано на 30 мину...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"
Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"...
Презентация к уроку природоведения "Свет в жизни живых организмов"
Презентация к уроку природоведения в 5 классе по программе И.Н.Пономарёвой "Свет в жизни организмов"....
Лабораторная работа "Разнообразие опорных систем в живых организмах" 6 класс.
Лабораторная работа "Разнообразие опорных систем в живых организмах" 6 класс. УМК Сонин Н.И. концентрический курс. Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы с презентацией....
презентация и работа по теме "Влияние Луны на живые организмы
Исследовательская работа...