Методическая разработка "Уроки понимания карты. Начало пространственного анализа" 1
план-конспект урока по географии (9 класс)

Гнучева Светлана Александровна

«Что изучает пространственный анализ, природные каналы проницаемости и природные барьеры в размещении человечества»

Тип урока:  интегрированный урок-практикум;

Ключевое понятие: проницаемость пространства, каналы проницаемости, необходимые (или труднопроходимые) точки;

Задачи: познакомить учащихся с природными конфигурациями размещения городов на Земном шаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

«Что изучает пространственный анализ,

природные каналы проницаемости

и природные барьеры в размещении человечества»

Тип урока:  интегрированный урок-практикум;

Ключевое понятие: проницаемость пространства, каналы проницаемости, необходимые (или труднопроходимые) точки;

Задачи: познакомить учащихся с природными конфигурациями размещения городов на Земном шаре.

ЭТАПЫ УРОКА

1 этап

  1. Мотивационный, через создание проблемной ситуации:

1. Предложить ученикам найти и показать на карте следующие города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара. А затем, закрыв карту, предложить учащимся назвать реки, на которых стоят эти города?

2. У подножия  каких гор находятся города: Томск, Новосибирск, Магнитогорск?

3. Почему наш родной город Шахты возник именно в данном месте?

  1. Александровск- Грушевский – Шахты
  2. Река Грушевка
  3. Поселки – уголь
  4. Шахты – центр между поселками

Итог:  уроки  понимания карты помогут школьникам не только запомнить где находятся города, реки, горы в «розницу», но и понимать, почему города возникли именно в этом месте.

  2. Первый пример, объясняющий причину возникновения города на примере Санкт-Петербурга:

1. Задать учащимся вопрос о том, кем и по какому поводу были произнесены  следующие слова: «Здесь будет город заложен…». Напомнить детям, что россияне ненавидели этот город вначале. Но город «пошел» и процветает до сих пор. Почему?

2. Возьмите карту Европейской части России и  циркуль. Установите иглу циркуля в точку Москвы. А теперь поищите ближайшее расстояние до Мирового океана. Нашли? Делайте вывод. Вот вы уже и стали пространственными аналитиками.

3. Ученики  могут возразить, что это было давно, может быть, все на самом деле было не так. Тогда давайте сами займемся исследованием и моделированием…

   3. Создание модели возникновения городов на примере необитаемого острова:

1. Ребятам предлагается ситуация, когда на совершено удаленный остров с выровненной, одинаковой поверхностью, высадили десант переселенцев и равномерно развели их по территории. Через некоторое время картина расселения  преобразуется в неравномерную. Это произойдет в результате разделения труда: новому обществу потребуются изделия, производить которые не удобно в одиночку, возникнет потребность в управлении. Потом возникнет необходимость в обмене товарами. Это приведет к сгущению некоторой части населения в селах, а потом и городах.

Так произойдет даже на идеально выровненной, абсолютно изолированной территории.  Но в природе не существует таких мест.

А давайте представим, что на острове существуют природные преграды: протекает река, расположен горный хребет, рядом находится материк и т.д.

4.  Работа в группах:

Работая в группах, ребята создают модели положения городов на изолированных островах при определенных природных условиях:

1 группа – на западе от острова недалеко находится материк

2 группа – по острову течет река с притоком

3 группа – остров посередине с запада на восток пересекает горный хребет

4 группа – на острове расположен V-образный хребет

5 группа – с запада на восток тянется горный хребет, а в центре – межгорная впадина

Привести примеры городов по каждой схеме (Коломбо, Хартум, Баку, Ташкент, Сан-Франциско)

Итог: проанализировать, почему города появились именно в этих местах.

Обучащиеся сами вводят  ключевое понятие – проницаемость пространства

!!! Задание на дом каждой группе – найти на географической карте по одному примеру расположения города на каждую схему-модель.

  5. Моделирование пространства класса:

Прежде чем школьники отправятся в путешествие по географической карте, для более полного понимания пространственного анализа, смоделируем пространство и пространственные процессы в классе:

  • Предположим, что некто решает сделать обучение в вашем классе платным и начинает продавать входные билеты в ваш кабинет. Где должен засесть этот некто?.. Ясно, что при входе в класс, в дверях, чтобы собирать плату и не запускать не заплативших.
  • Таков – в принципе – механизм возникновения больших крупных городов на Земле: некий центр, захватывая ключевое положение, берет на себя функции контроля над человеческими, товарными, информационными потоками на определенной территории. В сущности, город – это пространственный рэкетир.
  • А если кто-то из вас не захочет платить? Каковы будут его действия? (Фантазия детей разыграется, кто-то заявит, что не будет платить и влезет через окно. Кто-то предложит проломить стену, а кто-то заявит, что, вообще, не будет ходить на уроки. Наиболее отчаянный пообещает дать этому некто в зубы)
  • Где еще в классе можно разместиться, чтобы собирать дань? (Между рядами парт. Здесь могут разместиться города второго порядка. Тот, кто в дверях, собирает по копейке со всех учеников, а тот, кто между рядами – по копейке с половины класса)
  •  А теперь представьте, что дверь – это межгорная впадина, стены – непроходимые горные хребты, парты – реки или болота, которые преодолеть сложно, но можно.

Итог 1 этапа: точно так же происходит в реальной географии. Можно вести хрусталь по короткой горной дороге и половину разбить, а можно в объезд – по равнине. При этом хрусталь останется целым. Так дальше, но рациональнее. Пространственная связь старается пролечь по такой траектории, чтобы минимизировать издержки передвижения.

2 этап

         В ходе первого этапа мы выяснили, что в природе существуют некие каналы проницаемости: межгорные впадины, реки. Текучая вода тысячелетиями выбирала в рельефе и в растительности путь наименьшего сопротивления. Поэтому, если даже река не судоходна, ее долина выполняет роль «полуфабриката» дороги. По речным естественным каналам проницаемости человечество расселяется на протяжении всей своей истории.

Вы можете возразить: «Но ведь река длинная, а города возникают и развиваются лишь в некоторых ее точках?!»

И это уже предмет пространственного анализа. Города появляются там, где есть сочетание нескольких пространственных связей.

1. Игрек – образные конфигурации.

Простейший случай – слияние двух рек. На карте мира мы найдем много примеров размещения городов при слиянии двух рек.

Три Нила = Большой Хартум

                                    Нил

                                     Хартум

Белый Нил                     Голубой Нил

Наиболее яркий пример – Хартум, при слиянии Белого и Голубого Нила, при рождении собственно Нила.

Задание: найти на карте примеры  возникновения городов при слиянии двух рек.

  1. Ока + Волга = Нижний Новгород
  2. Кама + Волга = Казань
  3. Десна + Днепр = Киев

4.  Обь + Иртыш = Омск

2. Икс – образные конфигурации.

Реки не улицы и не могут пересекаться. Но две долины могут в некоторой точке сблизиться между собой так, что для людей, живущих вдоль этих долин, станет именно здесь возможным и желательным междолинный переход. «Икс» в наименовании этого типа конфигурации, чтобы лучше графически отобразить ее суть.

                      Волгоград

            Дон                         Волга

1. Сближение Волги и Дона = Царицын, Сталинград, Волгоград

2.Сближение Тигра и Ефрата = Вавилон + Багдат

3.Сближение Волги и Оки = Москва

3. Конфигурация восклицательного знака.

С точки зрения пространственного анализа не имеет значения, в каком вещественном виде барьер выражен на местности. Является ли он отрицательной формой рельефа (овраг, каньон), или положительной (гряда, хребет), водный он или сухопутный. На карте мира «палочка» восклицательного знака чаще всего выражена хребтом или возвышенностью.

                                                                                             

                Урал      Аппалачи

  Оренбург          Бирмингем

              квартал

                                              овраг                                                                                                                

               квартал                                        

4. Конфигурация диафрагмы.

Такое положение более всего похоже на рассмотренный на первом уроке пример – контролер на входе в класс. В такой роли «рэкетира» за право транзита через контролируемую точку, начинали свою историю многие города.

                              Антиливан  

ЛИВАН

                                ДАМАСК

                               Хермон

1.Так неизбежно фокусируются пространственные связи в городах, занявших ключевое положение в узких межбарьерных проходах.

Дамаск называют «Глазом Востока», город претендует на звание самого древнего из ныне существующих.

2.Кавказ – Каспийское море=Дербент

5. V – образная конфигурация.

Наиболее частые проявления V – образной конфигурации – треугольные межгорные долины, орошаемые короткой, но энергичной рекой.

                                 Арно

Рудные горы                    Аппенины

                          Флоренция

                                        Эльбурс, горы

                                                Хорасана

                  ТЕГЕРАН

                   

     Кухруг

6.  Выводы урока понимания карты:

На примере рассмотренных примеров сформулируем несколько жизненных (реалистичных) примеров:

  1. Не бывает территорий самих по себе. Любой город при своем зарождении испытывает воздействие внешних факторов.
  2. Не бывает равной проницаемости во всех направлениях. Во всяком пространстве есть барьеры, есть предпочтительные траектории передвижения
  3. Не бывает одинаковых по своим характеристикам территорий.

Домашнее задание:

  1. по черчению: представить модель класса с использованием условных  обозначений, общепринятых в географии
  2. по географии: объяснить, почему именно в данном месте появились города – Владивосток, Омск, Волгоград
  3. привести самостоятельный пример к любой конфигурации, дать физико-географическую и историческую характеристику зарождения данного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...

Разработка урока понимания карты.

Важно донести до учеников то, что карту можно упростить до очень понятной схемы и таким образом найти ответ на один из главных вопросов: почему люди выбрали для своего места жительства, для строительс...

Методическая разработка занятия по предмету "Пространственное моделирование". Тема «Ритм».

Методическая разработка занятия по предмету "Пространственное моделирование". Тема  «Ритм».  (в разработке)Изучение ритма на примере бумажной пластики.Данный материал будет полезен педагогам...

Методическая разработка "Уроки понимания карты. Начало пространственного анализа" 1

laquo;Что изучает пространственный анализ, природные каналы проницаемости и природные барьеры в размещении человечества»Тип урока:  интегрированный урок-практикум;Ключевое поняти...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...

Диагностическая карта сформированности пространственно-временных представлений

Для дефектологов, логопедов, психологов предлагается диагностика пространственно-временных представлений с целью выявления: уровня сформированности представлений о схеме тела человека;  умен...