сообщение на МО
статья по географии
Роль и место самостоятельной работы на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_samostoyatelnoy_raboty_s_uchebnikom_na_urokah_geografii.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира,16
Телефон:(886386)35-2-48,35-2-08
Юридический адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира,16
E-mail: dyachkino_sosch@mail.ru
Выступление на МО учителей естественно-математического цикла
На тему: « Роль и место самостоятельной работы с учебником на уроках географии»
Выполнила: учитель географии Волохова Т.М.
с.Дячкино
2017г.
На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.
Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия.
Самостоятельная работа- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа, позволяет:
вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Организация самостоятельной работы учащихся проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования общих компетенций.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общих компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся
Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Я использую различные виды самостоятельной работы на уроках географии:
1.Работа со школьным учебником ( работа с рисунком, графиком, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам
2. Постановка проблемных вопросов и обсуждение с учащимися перед изучением новой темы
3. Уроки- семинары, где учащиеся выступают с сообщениями по заданной теме, а одноклассники задают выступающим вопросы.
Творческий подход при подготовке сообщений. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Развитие умения правильно формулировать вопросы.
4. «Географическая дуэль»- соревнование на быстроту нахождения географических объектов на карте.
Стремление выиграть повышает интерес к изучению географических карт, способствует зрительному восприятию и запоминанию названий и положения географических объектов на карте.
5. Защита рефератов.
Развитие умений по самостоятельной работе с источниками географических знаний- картами, учебниками, дополнительной литературой. Развитие умений выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
6. Уроки- викторины, уроки- конкурсы.
Учащиеся заранее получают тему для подготовки к викторине или уроку конкурсу, что способствует более тщательному самостоятельному изучению темы учащимися и получению новых сведений из дополнительной литературы.
7. Проверочные самостоятельные работы
Проведение контрольных работ с использований раздаточных материалов, включающих схемы, диаграммы способствует развитию образного мышления и концентрации внимания, приучает к самостоятельности при решении тестов и задач
8.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику, изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
предусматривать ее место в структуре урока;
ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
подбирать соответствующий дидактический материал;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм. Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений
Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...
Сообщение с курсов "Новейшие тенденции в преподавании русского языка и литературы"
Выступление с курсовой подготовки...
Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....
Сообщение на V Сократовских чтениях
Я занимаюсь краеведением в ДОУ. В своём сообщении я, как мне кажется, подняла некоторые проблемы патриотического воспитания в дошколных учреждениях....
Методическое сообщение
Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....
Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).
Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...
Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»
В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...