Урок географии на тему "Уникальная планета – Земля". 5-й класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Земля — уникальная планета. В настоящее время из всех планет Солнечной системы только на ней обнаружена жизнь. ... Воздушная оболочка Земли обеспечивает дыхание живых существ и питание растений, защищает Землю от охлаждения и от метеоритов. Озоновый слой атмосферы задерживает опасное для организмов излучение из космоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 24.32 КБ |
Презентация | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии на тему "Уникальная планета – Земля". 5-й класс
Цели урока: - Создание условий для формирования представления об уникальности планеты Земля — нашего общего дома.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть.
Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с разгадки планет, а затем кроссворда и песни.
Учитель: Ребята, вспомните, сколько планет в Солнечной системе?
Стихотворение для разгадки планет Солнечной системы:
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь – НЕПТУН.
Подводим итог, кто быстро и правильно справился с работой
Учитель.
- В Солнечной системе 8 планет. На какие группы они делятся?
Предполагаемый ответ: на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
(Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса.
1.Вопрос классу: Как вы думаете, о чем поется в этой песне?
2. КРОССВОРД
1 | З | В | Е | З | Д | Ы | ||||||||
2 | С | О | Л | Н | Ц | Е | ||||||||
3 | М | А | Р | С | ||||||||||
4 | П | Л | У | Т | О | Н | ||||||||
5 | А | С | Т | Р | О | Н | О | М | И | Я |
1 Светящиеся газовые шары в космосе
2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты
3 Красная планета
4 Карликовая планета
5 Наука о космических телах
Учитель: Вы прослушали песню и отгадали кроссворд, какое ключевое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)
Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ)
2. Актуализация ранее полученных знаний «Космическая экспедиция»
Учитель: Посетим планеты земной группы? А какие планеты земной группы вы знаете? (Меркурий, Венера, Марс). Я обещала вам путешествие и вы сейчас отправитесь в космический полет, чтобы поискать там жизнь.
Распределение на экипажи (ряды)
-Первая команда – «Меркурий» - полетят на Меркурий; вторая – «ВЕНЕРА» - на Венеру; третья команда – «Марс» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 5минут.
Каждая группа работает с фотографией планет.
-Итак, все команды готовы.
Отчеты групп.
«Меркурий»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.
«Венера»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.
« Марс »: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате этого полета?
Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна!
3. Изучение нового материала.
Учитель: Мы побывали на других планетах, но вернемся на орбиту планеты Земля. Чем отличается земля от других планет?
Как мы ее поэтому можем назвать?
Объявление темы урока: «Уникальность планеты Земля»
Почему же возможна жизнь на Земле?
- Итак, нам известно, что жизнь есть только на Земле. Значит, здесь есть все необходимые для этого условия.
- Какие же условия необходимы для существования жизни?
- Работаем с текстом §14, стр.71 (с первого абзаца сверху) и даем ответ на поставленный вопрос.
На работу 3 минуты.
По истечении указанного времени в процессе обсуждения определяются условия, необходимые для существования жизни на Земле.
1. Вращение Земли вокруг своей оси.
2. Оптимальная температура.
3. Наличие атмосферы (кислород).
4. Наличие воды (3/4 части Земли).
5. Наличие почвы.
. 4. Осмысление новой информации.
Далее проводятся доказательства существования каждого условия с опорой на текст §14 (теоретически) и в результате проведенных опытов (практически).
Учитель.
- Найдите в тексте §14 ответ на вопрос: как вращение Земли вокруг своей оси позволяет создать оптимальные температурные условия для существования жизни? Стр.71.
Учитель.
- Следующим фактором существования жизни на нашей планете является наличие атмосферы. Ребята, но на других планетах также существует атмосфера? А в чем особенность земной атмосферы?
Предполагаемый ответ: “Наличие кислорода”.
Учитель.
- Ребята! Кто знает, сколько воздуху нужно человеку в сутки?
- За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.
- Сейчас мы с вами убедимся в том, что в атмосфере нашей планеты есть кислород. Я Вам покажу опыт, а Вы его объясните.
Опыт №1. Скажите, что поддерживает горение и дыхание? Мы с вами знаем, что процесс горения происходит и поддерживается кислородом. Возьмем две горящие свечки. Свечки горят, значит, кислород в атмосфере присутствует, теперь прикроем одну свечку лабораторным стаканчиком. Что произошло?
- Свечка потухла.
Учитель.
- Какой вывод мы с Вами можем сделать?
Вывод: В атмосфере присутствует кислород.
А еще в атмосфере есть “озоновый слой” (Сообщение учащегося о существовании озонового слоя).
- В атмосфере Земли на высоте 20-25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.
Учитель.
- Следующая особенность нашей планеты - наличие воды.
- Ребята, ведь вода существует и в атмосфере других планет! В чем же уникальность гидросферы на планете Земля?
- Я Вам продемонстрирую одно природное явление и покажу опыты, а вы объясните уникальность гидросферы на планете Земля?
Показываю пластиковую бутылку, в которой находится лед и вода.
Вывод: вода может находиться в твердом и жидком состоянии.
А теперь давайте проведем опыт.
Опыт №2. Возьмем спиртовку и поставим ее на лабораторный поднос, зажжем спиртовку. Представим, что это солнечные лучи, поднесем к огоньку спиртовки пробирку с водой (пробирку держим с помощью держателя), что мы видим? Вода переходит из жидкого состояния в газообразное и поднимается вверх, над пробиркой держим охлажденное стеклышко. Оно запотело. Какой процесс мы наблюдаем? Процесс конденсации (процесс перехода воды из газообразного состояния в жидкое).
Учитель.
- Какой вывод мы с вами сделаем?
Вывод: вода на планете существует в 3 состояниях (твердом, жидком и газообразном).
Учитель.
- Гидросфера необходима для жизни на Земле: вода входит в состав всех живых организмов, является средой обитания (примеры), обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.
- Решите задачу: вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды. Вспомните примерно свой вес, разделите его на 3 и умножьте на 2. Сколько воды содержится в каждом из вас и во всей группе?
- Следующая особенность нашей планеты - наличие почвы. Как вы думаете, всегда ли была почва?
Предполагаемый ответ: “ Нет, не всегда”.
Учитель.
- Посмотрите на эти кадры. Что вы видите?
Предполагаемый ответ: “Земля безжизненная, каменистая”.
Учитель.
- Давайте посмотрим на Землю современного природного облика.
Просмотр кинофрагмента о растительности и животном мире. ВВС “Живая природа”. “От полюса до полюса”.
Учитель.
– Почему изменился облик Земли?
Предполагаемый ответ: “Появилась почва, имеющая в своем составе все необходимые вещества для роста и развития растений. Зеленые растения поглощают минеральные вещества и воду из почвы, углекислый газ из воздуха и при участии солнечного света образуют вещества, необходимые для жизни. В состав почвы входят минеральные вещества – песок, щебень, органические вещества – фрагменты насекомых, листьев и др.
Учитель: “Что еще входит в состав почвы?”
Опыт №3. Перед вами спиртовка, в фарфоровую чашку кладем немного почвы. Зажигаем спиртовку. С помощью держателя подносим фарфоровую чашку к огню, а сверху держим стеклышко. Что мы наблюдем?
Вывод: стекло запотело, это говорит о наличие воды в почве. В состав почвы входит вода.
Опыт №4. Возьмите ложкой немного земли и поместите ее в стакан с водой. Что вы наблюдаете?
Предполагаемый ответ: “Выход пузырьков газа”.
Вывод: в состав почвы входит воздух. ( Краеведческий материал: Почва из нашего огорода, Какого цвета почва? -подзолистая, дерново-подзолистая)
Учитель: итак, какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока?
Предполагаемый ответ: неповторимость нашей планеты – это наличие жизни, для которой здесь есть все необходимые условия.
Учитель.
- 30-40 тыс. лет назад на Земле появился “человек разумный”. Сейчас, в наше время, он активно влияет на планету в целом, на климат, на состав атмосферы. Человеку даже под силу уничтожить Землю. И сейчас именно от человека зависит, решит ли он те экологические проблемы, которые ставят под угрозу существование всего живого на Земле
Кадры о загрязнении планеты.
Учитель.
- Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом”. Слайд № 29. Приложение 3.
Учитель.
- Как обычный человек, каждый из нас может беречь свою планету, не делать ей больно?
Далее идет беседа об охране природы.
Вывод. Необходимо каждому человеку помнить следующее правило: не покорять, а жить в гармонии с природой – вот главное.
Учитель.
- Одним из вопросов, на который пока нет однозначного ответа, является вопрос о существовании жизни на других планетах. Ученые заняты поисками живых существ. К другим планетам запускают исследовательские аппараты, космос прослушивают при помощи огромных локаторов. Но пока никаких сигналов из космоса людям услышать не удалось. Но пройдут десятилетия, века и, возможно, будет так …
5. Подведение итогов (контрольно-оценочный этап урока).
6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…
Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился…
У меня получилось… Я смог… Я попробую…
Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
7. Домашнее задание. Слайд № 33.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт: МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН, Восемь – НЕПТУН.
Космические снимки Планета Земля
Планеты Солнечной системы
Меркурий Венера Марс
Условия жизни на Земле 1. Вращение Земли вокруг своей оси. 2. Оптимальная температура 3. Наличие атмосферы (кислород) 4. Наличие воды (3/4 части Земли) 5. Наличие почвы.
Состав воздуха атмосферы: азот – 78% кислород – 21% углекислый газ – 1,5%
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом». Антуан де Сент-Экзюпери
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо... Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!
Рефлексия самоанализ знаний, действий на уроке ) сегодня я узнал… было интересно… было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по географии "Человек на планете Земля" 7 класс
Контрольная работа по географии для 7 класса , линия "Сферы"...
Рабочая программа курса географии, вошедших в учебник «География. Планета Земля» в 6 классе
Рабочая программа в 6 классе 1час (34 нед.) по географии...
5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...
Открытый урок по теме "Уникальность планеты Земля" 5 класс
Задачи:1.Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси;2.Закрепить знания об окружающих Землю оболочках;3.Акцентировать внимание ...
План-конспект урока по теме : Как ты запотишься о планете Земля" (для 7 класса)
План-конспект урока по теме : Как ты запотишься о планете Земля" (для 7 класса)...
Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."
Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...
Разработка урока по географии 9 класса. Тема урока: "Байкал – уникальное явление планеты Земля".
Тема урока: "Байкал - уникальное явление планеты Земля". Урок входит в рассмотрение темы "Восточная Сибирь. В процессе урока обучающиеся 9 класса должны получить информацию о озере Байк...