" Планеты Солнечной системы"
методическая разработка по географии (6 класс)

Пузина Валентина Ивановна

Цель урока: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы. Познакомить учащихся  с планетами- гигантами.

Задачи урока:

Образовательные: углубить знания о Солнечной системе, о планетах земной группы и планетах гигантах.

Развивающие: умение работать в паре, с учебником, физической картой, контурной картой, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать свою работу и работу одноклассников.

Воспитательные: формирование познавательного интереса обучающихся к предмету, наблюдательности, развитие кругозора, воспитывать качества толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planety_solnechnoy_sistemy.docx37.15 КБ
Файл planety_solnechnoy_sistemy.pptx680.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 4  Тема: " Планеты Солнечной системы"

Тип урока:   урок-путешествие.

Цель урока: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы. Познакомить учащихся  с планетами- гигантами.

Задачи урока:

Образовательные: углубить знания о Солнечной системе, о планетах земной группы и планетах гигантах.

Развивающие: умение работать в паре, с учебником, физической картой, контурной картой, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать свою работу и работу одноклассников.

Воспитательные: формирование познавательного интереса обучающихся к предмету, наблюдательности, развитие кругозора, воспитывать качества толерантной личности.

Планируемый результат

Предметные

УУД

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- понятие «Солнечная система»,

- названия планет Солнечной системы

- строение Солнечной системы;

уметь:

-  уметь характеризовать объекты и явления по тексту учебника, работать с книгой,

- использовать различные методы изучения природы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

- использовать знаково - символичные средства  представления информации,

  • - работать в  группе  (планировать работу, распределять   её между членами   группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог)

Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.

Ресурсы урока: учебник, атлас, контурные карты, тетрадь, физическая карта полушарий, презентация, электронное приложение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.- участвуют в обсуждении;

- отвечают на вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока.

формирование способности к организации своей деятельности

2.Формулировка темы урока.  Целеполагание.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии?

Чтобы совершить путешествие, вам надо отгадать загадки.

1.Эта желтая звезда

 Согревает нас всегда,

 Все планеты освещает,

 От других звезд защищает.

2.Бегают вкруг огонечка

 Шесть сыночков и две дочки,

 Промелькнут года и дни,

 Но не встретятся они.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???

Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах???

А может этих знаний достаточно???

(детям предлагается выполнить задание- сопоставить фотографии планет, их названия и характеристики)

Дети отгадывают загадки

Солнце

Планеты

Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь

Дети отвечают

Дети говорят каких знаний им недостает

Дети формулируют цель урока

Умение проявлять познавательную инициативу

Ориентируются в своей системе знаний

Формирование способности к самоопределению

Целеполагание

Формулировка цели урока

Формирование умений принимать учебную задачу

3.Создание проблемной ситуации.

создание учебной ситуации: Недавно я встретила двух мальчиков, которые поспорили. Один говорил, что планеты, расположенные близко к Земле – такие же как и Земля и ничем от нее не отличаются, на них тоже живут люди и растут цветы. Другой мальчик уверял, что эти планеты совсем не похожи на Землю и сильно от  нее отличаются. Как вы думаете кто из них прав? Давайте  разрешим их спор. Кто из мальчиков прав?

Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?

Поиск решения.
- Какие есть предположения?

- Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?

 Сегодня нам предстоит разрешить эту задачу.

Высказывания учащихся

Формирование познавательного интереса  

Коммуникативные:  учёт мнений собеседника, умение слушать.

5.физ.минутка

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

С мультяшным героем

Делаю упражнения.

Личностные :установка на ЗОЖ.

6. Новая тема

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).

- А можно Землю назвать соседкой Солнца?  Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да)

- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Работа в группах

      Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе.

- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.

 Итак, в путь!

Работа в группах. «Характеристика планет в сравнении с Землей».

Задания для группы №1

1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)

Меркурий – это самая……..

Эта планета названа в честь….

Она намного меньше…………, но ……………схожа с Луной.

Поверхность Меркурия………

Меркурий лишен………….

Спутников …

2. Заполните в таблице строку про Меркурий.

Задания для группы №2

1.  Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

Венера названа……..

Большую поверхность….

Спутников……………

Венера имеет……….., поэтому температура……………….

 2. Заполните в таблице строку про Венеру.

Задания для группы №3

1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)

Земля – самая ……..

Она имеет……………

Более 70 %...................

Главное отличие Земли от ………

Земля имеет……………….

2. Заполните в таблице строку про планету Земля.

Задания для группы №4

 1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

Марс - ……….планета, названа в честь……………..

Марс в 2 раза меньше……………

Поверхность Марса..………………

Вулкан Олимп достигает…………

У Марса тонкая………………….

Средняя температура Марса………

Марс имеет ……………………….

2. Заполните в таблице строку про Марс.

Заполнение таблицы (по опорным словам) (см. приложение.)

Краткая характеристика планет гигантов

Выступления учащихся (опережающее задание)

«- Юпитер – самая большая планета СС. Назван  в честь главного римского бога. Быстро вращается вокруг своей оси – полосатый.

Есть кольца, но малозаметны (состоит из мелких частиц пыли).  В центре твердое ядро, а поверхность или жидкая или газообразная. Заметно Большое Красное пятно. Уже 300 лет за ним наблюдают люди.  Это гигантский атмосферный вихрь. Ганимед – самый крупный спутник в СС».

Запишите характеристику планеты в таблицу.

Рассказ учителя:

«- Сатурн – назван в честь бога земледелия. Окружена многочисленными яркими кольцами. Самый большой спутник Титан».

Запишите характеристику планеты в таблицу.

Рассказ учителя:

«- Уран и Нептун одинаковы по размеру, они в два раза меньше Сатурна. Это планеты – близнецы.  Уран назван в честь бога неба, а Нептун – моря. Уильям Гершель открыл Уран через телескоп в 1781 году. Нептун сначала рассчитали, а потом  в 1846 году открыли. У них обнаружены кольца»

Запишите характеристику планеты в таблицу.

Рассказ учителя:

«-  Плутон – назван в честь владыки подземного мира. Открыт он в 1930 году. Был планетой до 2006 года. Это планета – карлик».

  1. Беседа по таблице

Сколько спутников у Сатурна?

Назовите самую большую планету СС?

Назовите самую дальнюю планету от Солнца?

Сколько составляет время вращения Урана вокруг Солнца?

За сколько часов оборачивается Юпитер вокруг своей оси?

Назовите планеты, которые имеют кольца?

Отвечают на вопросы.

Работают в группах

Заполняют таблицу

Беседа с учителем

Выполняют задание

Записывают в тетрадях

Слушают, задают   вопросы

Отвечают на вопросы фронтально с места по поднятой руке.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, моделирование ,построение речевого высказывания.

Познавательные УУД:

 поиск и анализ необходимой информации.

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске информации.

Познавательные УУД:  создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера

Коммуникативные УУД:

 умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества.

7.Первичное закрепление

1. Тест.

1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

А)4     В)6    С)8

2.Сколько спутников имеет Марс?

А)1     В)2     С)3

3.Планета, самая близкая к Солнцу?

А) Меркурий В) Венера С) Земля

4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -70 С?

А) Меркурий В) Земля С) Марс

Взаимоконтроль.

Учащиеся проверяют выполнение теста у соседа.

Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний.

Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном.

Регулятивные УУД:

проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности.

8.Рефлексия. Подведение итогов.

Учащимся предлагается закончить предложения

 Я узнал…

Мне понравилось…

Приводят своё рабочее место в порядок, наклеивают планетки.

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные: личностное самоопределение.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

Д З

1. §10,

2. Составить кроссворд на тему «Планеты»

Записывают домашнее задание в дневник

Характеристика планет Солнечной системы

Планеты        

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы

Юпитер

(образец)

778,3 млн.км.

143000 км

Облака с различными полосами,

t-130°С

Не имеет мезосферы

28 спутников. Самый большой Ганимед

Нет

Меркурий  

     58 млн.км

4880 км и по массе схожа с Луной

Кратеры, горы, до

+ 400°С из-за близости  к Солнцу

Практически лишена атмосферы

Нет

Нет

Венера

108 мл .км

12 100 км

Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500°C

Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа

Нет

Нет

Земля

Около 150 млн.км

Самая большая из планет земной группы – 12 742 км

Более 70% поверхности покрыто водой

Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа

Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.

Есть

Марс

228 млн.км.

В два раза меньше Земли

6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли

Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа

Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом

Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны

Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой

Приложение:

Задания для группы№1

1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)

Меркурий – это самая……..

Эта планета названа в честь….

Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.

Поверхность Меркурия………………

Меркурий лишен…………………..

Спутников ……………………..

2 Заполните в  таблице строку про Меркурий  (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Задания для группы№2

1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

Венера названа……..

Большую поверхность….

Спутников……………

Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….

2 Заполните в  таблице строку про Венеру (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Задания для группы№3

1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)

Земля – самая ……..

Она имеет……………

Более 70 %...................

Главное отличие Земли от ………………

Земля имеет…………………..

2 Заполните в  таблице строку про планету Земля (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Задания для группы№4

1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..

Марс в 2 раза меньше…………………

Поверхность Марса..………………

Вулкан Олимп достигает…………………..

У Марса тонкая……………………..

Средняя температура Марса…………..

Марс имеет ……………………….

2 Заполните в  таблице строку про Марс (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий

Венера

Земля

Марс

 

Интернет ресурс: http://www.zavuch.ru/methodlib/142/125817/#sthash.Np7CEb4K.dpbs


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадай загадки Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает . Бегают вкруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они.

Слайд 2

Планеты Солнечной системы

Слайд 3

Кто из мальчиков прав? Недавно я встретила двух мальчиков, которые поспорили. Один говорил, что планеты, расположенные близко к Земле – такие же как и Земля и ничем от нее не отличаются, на них тоже живут люди и растут цветы. Другой мальчик уверял, что эти планеты совсем не похожи на Землю и сильно от нее отличаются. Как вы думаете, кто из них прав? Давайте разрешим их спор.

Слайд 4

НА УРОКЕ НАМ ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬ: Размеры Состав Температуру Цвет Количество спутников Удалённость от Солнца Происхождение названия

Слайд 5

ПЛАНЕТЫ Планеты земной группы Планеты- гиганты Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Пояс астероидов Карликовые планеты

Слайд 6

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНЕТ ПЛАНЕТЫ РАССТ.ОТ СОЛНЦА (МЛН.КМ ) Температура на планете ПЕРИОД ВРАЩЕНИЯ (СУТ.) Спутники Юпитер Сатурн Уран и Нептун Меркурий Венера Земля Марс

Слайд 7

Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники Меркурий Венера Земля Марс 1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53) Меркурий – это самая …… .. Эта планета названа в честь … . Она намного меньше ………… , но ……………………………………… .схожа с Луной. Поверхность Меркурия ……………… Меркурий лишен ………………… .. Спутников …………………… .. 2. Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55) Характеристика планет земной группы Задания для группы№1

Слайд 8

Задания для группы№2 Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники Меркурий Венера Земля Марс 1. Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53) Венера названа …… .. Большую поверхность … . Спутников …………… Венера имеет ………………………… .., поэтому температура ……………… . 2. Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55) Характеристика планет земной группы

Слайд 9

Задания для группы№3 Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники Меркурий Венера Земля Марс 1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53) Земля – самая …… .. Она имеет …………… Более 70 %................... Главное отличие Земли от ……………… Земля имеет ………………… .. 2. Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56) Характеристика планет земной группы

Слайд 10

Задания для группы№4 Название планеты Удаленность от Солнца Температура на планете Продолжительность года Спутники Меркурий Венера Земля Марс 1. Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54) Марс - ………… . ………… ..планета, названа в честь …………… .. Марс в 2 раза меньше ………………… Поверхность Марса.. ……………… Вулкан Олимп достигает ………………… .. У Марса тонкая …………………… .. Средняя температура Марса ………… .. Марс имеет ……………………… . 2. Заполните в таблице строку про Марс (стр.56) Характеристика планет земной группы

Слайд 11

Тест 1.Сколько планет входит в Солнечную Систему? А)4 В)6 С)8 2.Сколько спутников имеет Марс? А)1 В)2 С)3 3.Планета, самая близкая к Солнцу? А) Меркурий В) Венера С) Земля 4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь? А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -70 С? А) Меркурий В) Земля С) Марс

Слайд 12

Домашнее задание п. 10,11 Составить кроссворд на тему «Планеты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце и планеты Солнечной системы

В помощь учителю: презентация по астрономии "Солнце и планеты Солнечной системы"....

Презентация к уроку "Планеты Солнечной системы"

Презентация включает в себя замечательные фотографии планет, спутников...

география 6 класс фрагмент презентации к уроку ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: "Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли"...

Презентация "Планеты солнечной системы"

Презентация способствует усвоению темы "Планеты" на уроке географии в 6 классе коррекционной школе....

Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....