География коррупции в России".
план-конспект урока по географии (9 класс)

Екатерина Анатольевна Байрак

Федеральным государственным бразовательным стандартом, рекомендует включить вопросы касающиеся коррупции и антикоррупционной политики на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_korruptsii_v_rossii.docx283.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: География коррупции в России.

Учитель географии: Байрак Екатерина Анатольевна

МБОУ «СОШ с. Амурзет» «ООШ» в селе Пузино

2020 год

География 9 класс. Раздел «Хозяйство России».

Тема урока: География коррупции в России.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережение, деятельностного подхода в обучении, проектной деятельности, проблемного обучения.

Цель: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи:

1. Формирование познавательного интереса к изучению географии, умение самостоятельно находить информацию для решения поставленных задач.

2. Устанавливать проблемы хозяйства России.

3. Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

4. Сформировать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.

Оборудование: учебники, карты атласа, тематические карты, Интернет-ресурсы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

Фронтальное обсуждение вопросов.      

  • Что такое хозяйство? (Совокупность предприятий и учреждений удовлетворяющих своей работой потребности населения.)
  • Какова главная задача хозяйства? (Обеспечения населения продуктами питания, одеждой, обувью и другими материальными благами, и услугами.)
  • Из чего состоит хозяйство? (Из отраслей.)
  • Что такое отрасль? (Совокупность предприятий, производящие однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.)
  • Назовите отрасли в России. (Машиностроение, топливная, электроэнергетика, металлургия, химическая, лесная, пищевая, легкая, транспорт, сфера услуг, аграрная.)
  • Назовите ведущие отрасли экономики России.
  • О каких проблемах экономики страны говорит небольшая доля в экономике России? (Социально-экономические – закрытие многих предприятий, разорение сельскохозяйственного производства, в огромной стране задерживают развитие экономики, отсутствие дорог, низкое качество производимой продукции, безработица и коррупция.)

- Вы назвали много проблем, но разберем сегодня одну из них.

III. Работа по теме урока.

Коррупция представляет собой значительную проблему в современной России, затрагивающую функционирование органов государственной власти, правоохранительных органов, систем здравоохранения, образования.

Феномен коррупции исторически является частью модели государственного управления в России. В Индексе восприятия коррупции, ежегодно публикуемом Transparency International, Россия находится в числе 50 наиболее коррумпированных стран мира.

- А что же это такое коррупция?

Коррупция - (от латинского corruptio – подкуп, порча) – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным уставам.

- Рассмотрим формы коррупции:

1. Растрата – хищение чужого имущества, вверенного виновному.

2. Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3. Мошенничество – преступление, состоящее в получении имущественной выгоды посредством обмана.

4. Вымогательство – требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателя.

-Назовите причины коррупции: (учитель помогает правильно сформулировать)

• Незнание законов

• Желание легкой наживы

• Жадность

• Коррупция как привычка

• Низкий уровень жизни населения

• Безработица

• Низкая заработная плата государственных служащих.

Организация Трансперенси Интернешнл начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года.

Задание (работа в парах): проанализируйте карту индекса восприятия коррупции в мире (приложение 1) и ответьте на вопросы:

- Перечислите страны с самым низким показателем.

- Перечислите страны с самым высоким показателем.

- На каком месте находится Россия.

(Взаимопроверка, самокоррекция)

Задание (работа в парах) – Проанализируйте таблицу индекса восприятия России в мире (приложение 2).

(Взаимопроверка, самокоррекция)

Колебания в рейтинге связаны не только с переменами в рейтинге других стран и с включением или исключением некоторых стран из индекса, но и с тем, что системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, а Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию по-прежнему не ратифицирована Россией.

Вывод: Коррупция приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к разорению страны во всех сферах жизнедеятельности.

Практическая работа. Проанализировать карту коррупции в России по регионам (приложение 3). Отметить на контурной карте России регионы (подписать), где:

1) регионы с наименьшим уровнем коррупции;

2) уровень коррупции ниже среднего

3) уровень коррупции выше среднего

4) наивысший уровень коррупции.

IV.Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

Задание: составить синквейн о географии коррупции в России.

V. Рефлексия.

- подумай, что важного ты узнал на уроке?

-какие новые понятия ты использовал на уроке?

- показался ли тебе материал урока сложным?

- правильно ли ты отвечал на вопросы?

- задания выполнял сам или с помощью товарищей, учителя?

- чему ты научился на уроке?

- поставь себе оценку за урок.

Домашнее задание: Подобрать материал об отраслях промышленности России подверженных коррупции.

Приложение 1. Карта индекса восприятия коррупции.

C:\Users\User\Downloads\754853742758604.jpg

Приложение 3. Карта коррупции по регионам в России.

Приложение 2.  Таблица рейтинга  восприятия индекса коррупции в России.

Год

Кол-во стран в рейтинге

Индекс (в баллах)

Место

Такое же значение у других стран

1996

54

2,6

46-47

Индия

1997

52

2,3

49

-

1998

85

2,4

76

-

1999

99

2,4

82

Эквадор

2000

90

2,4

82

Кения

2001

91

2,3

91

Эквадор, Пакистан

2002

102

2,7

86

-

2003

133

2,7

79

Мозамбик

2004

146

2,8

90

Гамбия, Индия, Малави, Мозамбик, Непал, Танзания

2005

159

2,4

126

Албания, Нигер, Сьерре-Леоне

2006

163

2,4

121

Бенин, Гамбия, Гайана, Гондурас, Непал, Филиппины, Руанда, Свазиленд.

2007

180

2,1

143

Гамбия, Индонезия.

2008

180

2,1

147

Сирия, Бангладеш, Кения.

2009

180

2,1

146

-

2010

178

2,1

154

-

2011

182

2,4

143

-

2012

174

28

133

-

2013

174

-

127

-

2014

198

27

136

-

2015

198

29

119

-

2016

198

29

131

-

2017

198

29

135

-

2018

198

28

138

-

2019

28

137

-

Используемая литература:

1. География России. Учебное пособие для 9 класса. В.П.Дронов, И.И.Баринов, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.

2. Поурочные разработки по географии 9 класса. Е.А.Жижина.

3.Википедия - Коррупция в России — Википедия (wikipedia.org)

4.    ТЕМА «КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ» (infourok.ru)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

Классный час по теме "Коррупция в России страшнее стихийного бедствия"

Классный час проводился с учениками 8 класса. К данному классному часу имеется презентация....

Классный час по теме "Коррупция в России страшнее стихийного бедствия"

К данному классному часу имеется презентация. Классный час проводился с учениками 8 класса...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Презентация " "Коррупция в России"

Презентация посвящена истории коррупции в России и состоит из 14 слайдов. Включает следующую информацию: ассоциативный ряд к понятию "коррупция", значение понятия в разных словарях, истоки коррупции в...

Тестовые задания по теме: "Из истории коррупции в России".

Данные тестовые задания и презентация  предназначены для студентов 1 и 2 курса по программе антикоррупционного воспитания....