Кейс-Метод на уроке географии
методическая разработка по географии

Крутикова-Пронько Дарья Михайловна

Кейс-метод на уроке в школе.

«Родиной» кейс-метода являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.

Метод «Case-study» (или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик  обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (Harward Business Review) – органе Гарвардского университета.

Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

За рубежом метод «Case-study» наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время – для решения свойственных ему образовательных задач  в медицине, юриспруденции и других сферах: воздействуя на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, развивает позитивную мотивацию и интерес к учебной деятельности. Сегодня метод «Case-study» завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Так, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов.

В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Case method», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади», «Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».

Метод кейсов — метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Например, перед учителем информатики стоит задача рассказать про алгоритмы упорядочивания информации (фамилии по алфавиту, числа по возрастанию или убыванию и пр.) и учитель пожелал дать этот материал в режиме кейс-метода.   Начать надо, как было отмечено выше, с правильной постановки задачи. Задача должна прозвучать так, чтобы она описывала практическую ситуацию. Например: некоторое малое торговое предприятие решило создать свою собственную информационную мини-систему для определения прибыльности от продажи тех или иных видов продукции с целью еженедельного анализа ситуации и изменения, при необходимости, объемов поставок. Перед программистом была поставлена задача - создать базу данных по всем видам продукции и сделать функцию упорядочивания базы по возрастанию (убыванию) итоговой суммы полученной прибыли от продажи каждого из видов продукции.

Для дальнейшего решения учитель должен подготовить необходимые данные – «кейс» для решения поставленной задачи. Что может войти в «кейс» в рассмотренном выше примере? Например, это могут быть статьи с описаниями различных способов-алгоритмов упорядочивания информации, статьи с оценкой эффективности этих способов с точки зрения программистского стиля, быстродействия и т.д., неупорядоченная база видов продукции, список поставщиков этих видов продукции, краткое описание деятельности малого предприятия и пр.

Структура «кейса»

Предисловие или вводная часть или введение – дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов – небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

Основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения.

Послесловие или материалы для решения – завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

Технологическая схема создания «кейса»

1.      Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2.      Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».

3.      Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.

4.      Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5.      Определение источников и методов сбора информации.

6.      Выбор техник работы с «кейсом».

7.      Определение желаемого результата по работе учащихся с данным «кейсом».

8.      Создание заданной модели.

9.      Апробация в процессе обучения.

Модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология):

•        Учитель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию

•        Учитель готовит кейс.

•        Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал.

•        Групповое обсуждение содержания кейса.

•        Выработка нескольких решений.

•        Презентация учащимися принятых решений.

•        Учитель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения.

•        Учитель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Технология кейс-метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.

Кейс-метод предполагает следующую самостоятельную деятельность учащихся: подготовительную работу (сбор информации), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой. Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у учащихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие навыки и умения:

- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;

- отбирать главное, существенное;

- формулировать задачи;

- определять механизм решения задач;

- принимать решения;

- организовывать работу малых групп;

- излагать, представлять разработанное решение или проект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod_na_uroke_geografii.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный курс «Интерактивные методы в практике школьного образования»

Модуль 2. Кейс-метод на уроке в школе.

Изучите информацию о методе кейсов и определите основные преимущества и недостатки в его использовании в школьной практике.

«Родиной» кейс-метода являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.

Метод «Case-study» (или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик  обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (Harward Business Review) – органе Гарвардского университета.

Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

За рубежом метод «Case-study» наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время – для решения свойственных ему образовательных задач  в медицине, юриспруденции и других сферах: воздействуя на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, развивает позитивную мотивацию и интерес к учебной деятельности. Сегодня метод «Case-study» завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Так, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов.

В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Case method», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади», «Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».

Метод кейсов — метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Например, перед учителем информатики стоит задача рассказать про алгоритмы упорядочивания информации (фамилии по алфавиту, числа по возрастанию или убыванию и пр.) и учитель пожелал дать этот материал в режиме кейс-метода.   Начать надо, как было отмечено выше, с правильной постановки задачи. Задача должна прозвучать так, чтобы она описывала практическую ситуацию. Например: некоторое малое торговое предприятие решило создать свою собственную информационную мини-систему для определения прибыльности от продажи тех или иных видов продукции с целью еженедельного анализа ситуации и изменения, при необходимости, объемов поставок. Перед программистом была поставлена задача - создать базу данных по всем видам продукции и сделать функцию упорядочивания базы по возрастанию (убыванию) итоговой суммы полученной прибыли от продажи каждого из видов продукции.

Для дальнейшего решения учитель должен подготовить необходимые данные – «кейс» для решения поставленной задачи. Что может войти в «кейс» в рассмотренном выше примере? Например, это могут быть статьи с описаниями различных способов-алгоритмов упорядочивания информации, статьи с оценкой эффективности этих способов с точки зрения программистского стиля, быстродействия и т.д., неупорядоченная база видов продукции, список поставщиков этих видов продукции, краткое описание деятельности малого предприятия и пр.

Структура «кейса»

Предисловие или вводная часть или введение – дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов – небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

Основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения.

Послесловие или материалы для решения – завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

Технологическая схема создания «кейса»

1.        Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2.         Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».

3.        Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.

4.        Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5.        Определение источников и методов сбора информации.

6.        Выбор техник работы с «кейсом».

7.        Определение желаемого результата по работе учащихся с данным «кейсом».

8.        Создание заданной модели.

9.        Апробация в процессе обучения.

Модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология):

•        Учитель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию

•        Учитель готовит кейс.

•        Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал.

•        Групповое обсуждение содержания кейса.

•        Выработка нескольких решений.

•        Презентация учащимися принятых решений.

•        Учитель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения.

•        Учитель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Технология кейс-метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.

Кейс-метод предполагает следующую самостоятельную деятельность учащихся: подготовительную работу (сбор информации), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой. Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у учащихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие навыки и умения:

- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;

- отбирать главное, существенное;

- формулировать задачи;

- определять механизм решения задач;

- принимать решения;

- организовывать работу малых групп;

- излагать, представлять разработанное решение или проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»Тема урока: Разные задачи на проценты.

Работа с кейсом:Учитель объявляет тему урока «Разные задачи на проценты». Кейс предоставляется ученикам на первом уроке по теме. На его изучение отводится 20 минут урока.Затем организуется работа в по...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...

«Применение кейс-метода на уроках биологии и географии»

В свое время Николай Рерих сказал: «Новый мир имеет новые условия и требует новых действий». С введением ФГОС, эти слова актуальны и сегодня.Системно-деятельностный подход, лежащий в основ...

Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"

Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания....

Кейс метод на уроках географии

Неотъемлемой частью современного урока географии является самостоятельная практическая деятельность учащихся (самостоятельный познавательный творческий поиск  школьников, решение ими проблемных с...