рабочая программа по географии 6 класс 2018-2019
рабочая программа по географии (6 класс)
Данная программа является рабочей программой по предмету «География» в 6 классе базового уровня к учебнику «География. Землеведние. 5-6 класс» под редакцией О.А. Климановой. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, авторская программа рассчитана на 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018_rab_pr_geografiya_6_klass2.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская областная школа-интернат естественно-математической направленности ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы
«Утверждаю» | «Согласовано» | «Рассмотрено» |
Директор ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | Заместитель директора | На заседании кафедры общественных наук |
школы по УВР | _______Самоварова Л.В. | |
_______Машкова М.Г. | _______Лебедева М.С. | Протокол № 1 от |
« » сентября 2018 г | « » августа 2018 г | «30» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
6 класс
основное общее образование
(Федеральный компонент государственного стандарта общего образования)
БУП-2004
на 2018 - 2019 учебный год
Вид программы: _рабочая, общеобразовательная для базового уровня
Учебник (под редакцией) География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2014.
Всего часов 34 часа
Количество часов в неделю 1 час
Составители:
Кафедра общественных наук
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа является рабочей программой по предмету «География» в 6 классе базового уровня к учебнику «География. Землеведние. 5-6 класс» под редакцией О.А. Климановой. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, авторская программа рассчитана на 34 часа в год.
Раздел 1.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 5 класса.
знать/понимать
- законы и закономерности пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
- основные понятия и термины за курс географии в 6 классе;
расположение на карте основных географических объектов;
уметь
- показывать на карте наиболее важные элементы градусной сети;
- объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней весеннего и осеннего равноденствия;
- определять координаты точек и точек по их географическим координатам;
- составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;
- приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;
- определять по карте местоположение объекта;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- объяснять движения вод мирового океана, причины их образования;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
- наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
- описывать погоду и климат своей местности;
- объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;
- приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- классифицировать информацию.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирование географической картины мира и общей культуры;
- формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
- осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Раздел 2.
Содержание учебного предмета.
№ п/п | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ | Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги? Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота? Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе? | |
РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ | План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты? Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности? Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности. Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу? Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте? | |
РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ | ||
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ | Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды? Движение вод в Мировом океане.Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков? | |
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ | Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков? Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение? Вулканы.Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры? | |
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ | Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности? Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах? Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер? | |
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ | Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето? Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер? Облака и атмосферные осадки.Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки? Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря? Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров. Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление? | |
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ | Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем? Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро? Подземные воды. Болота. Ледники.Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата? | |
РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ | ||
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА | Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных? Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву? | |
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ | Понятие о географической оболочке.Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка? Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах? Природные зоны Земли.Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты? | |
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | Стихийные бедствия и человек.Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий? | |
ПОВТОРЕНИЕ | Повторение изученного материала |
РАЗДЕЛ 3.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№ п\п | ТЕМА | Количество часов | Практические работы |
Земля во Вселенной | 3 | 1 | |
Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 | |
Природа Земли | 17 | 2 | |
Географическая оболочка – среда жизни | 6 | - | |
Повторение | 3 | - | |
ИТОГО: | 34 | 5 |
РАЗДЕЛ 4.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностными результатами являются следующие качества:
- ответственное отношением к учебе;
- опыт участия в социально значимом труде;
- целостное мировоззрение;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- основа экологической культуры.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами являются следующие умения
- формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основные этапы её географического освоения, особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы на разных материках и в отдельных странах;
- овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формировать представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
РАЗДЕЛ 5.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал. Самостоятельные письменные и контрольные работы.
Самостоятельные письменные и контрольные работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. ли не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
РАЗДЕЛ 6.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
- География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
- Атлас. География. 5 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2015
- Контурные карты. География. 6 класс. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2015
Оборудование и приборы
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.
8.Электронные носители - 6-7 класс. Уроки географии Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....
Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019
Рабочая программа 10-11 классов...
Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...
рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....
Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год
Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...