Использование ИКТ на уроках географии
статья по географии (5 класс)

Агафонов Николай Геннадьевич

Статья раскрывает возможности использования информационных технологий в преподавании географии. В статье представлены способы и методы применения ИКТ на уроках географии, а также соответствие мультимедийных средств дидактическим модулям урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках географии.

     Одним из направлений модернизации системы географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

  Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании». 

Специфика современных школьников заключается в их избирательном подходе к изучению учебных предметов. Взвешенный и прагматичный подход заставляет их часто задаваться вопросом: пригодятся эти знания, умения или нет? Внедрение ЕГЭ заставляет учеников, начиная с 5-6 классов концентрировать внимание лишь на тех предметах, по которым они планируют сдавать единый экзамен. Увеличение умственной нагрузки учащихся по математике, а также русскому и английскому языкам актуализирует проблему мотивации учащихся на занятиях по остальным, не относящимся к перечню сдаваемых на ЕГЭ, предметам (одним из которых является география). Как сформировать интерес у учащихся к изучению таких предметов, и как поддержать их активность на протяжении всего занятия? Включаясь в работу по поиску ответов на эти вопросы, нужно помнить мысль выдающегося немецкого педагога А. Дистервега, который убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Как же заинтересовать и включить ребёнка в деятельность по изучению предметов «второго плана», выработать устойчивый познавательный интерес к ним? Поставленные вопросы требуют поиска новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, умений, что позволяло бы создавать «новое качество» образования - компетенции.

Применение ИКТ в образовательном процессе, в частности, на уроках географии, позволяет педагогу решать следующие задачи:
- поставить ученика в позицию субъекта;

  1. сделать переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;
  2. оптимизировать свою работу и учащихся;
  3. научить ученика различным способам поиска, переработки и передачи информации;
  4. реализовывать дифференцированный подход в обучении;
  5. развивать познавательный интерес учащихся;
  6. формировать мотивацию учащихся к освоению новых знаний;
  7. включать обучающихся в исследовательскую деятельность;
  8. развивать самостоятельность в работе ученика;
  9. воссоздать, реконструировать историко-географические события, смоделировать их;
  10. развивать критичность мышления;
  11. делать урок более динамичным, а, значит, продуктивным;
  12. повышать эмоциональность урока;

Ещё одним индикатором, способствующим решению проблем мотивации, является возможность рассылки используемых на уроке мультимедийных материалов на электронные адреса учащихся. Такой шаг позволяет сделать учебный материал доступным для учащихся в любое время. Кроме этого, это учит детей дистанционной форме общения.
Важным условием использования ИКТ в образовании является учёт физиологических и психических особенностей обучаемого. Использование ИКТ должно быть обязательно оправдано образовательными целями и задачами, а также требованиями СанПиНа [2].
Таким образом,
- информационные технологии в образовании являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности, формирования компетенций;
- новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИКТ в сочетании с различными педагогическими технологиями.

           К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

-  интерактивные доски,

-  электронные энциклопедии и справочники,

- тренажеры и программы тестирования,

-  образовательные ресурсы Интернета,

-  DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

-  видео и аудиотехника,

-  интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

-  интерактивные конференции и конкурсы,

-  материалы для дистанционного обучения,

-  научно-исследовательские работы и проекты.

                   Список литературы, изученной по теме самообразования:

  Указатель статей к использованию ИКТ на уроках географии в методическом журнале «География в школе»:

- О новых технологиях в преподавании географии (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №7/99).

- Проведение дистанционного исследовательского проекта через Интернет в школьной географии (А.И. Шейнис, аспирант РГПУ имени А.И. Ирцена;№ 5/00).

- Опыт реализации в компьютерных средах проекта «Рекреационные ресурсы планеты» (Т.В. Бабакова, преподаватель информатики, В.В. Тенишева, преподаватель географии, Москва «Педагогический колледж – лицей» №4; №8/00).

- Современные образовательные технологии в преподавании географии (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/01).

 - Проект «VOUNGNET»: электронное обучение в Интернете (Клер Брукс, Эшли Кент, Великобритания; №4/02).

 - Непрерывное образование: информационные аспекты (Г.П. Чепуренко, проректор ЛГОУ имени А.С. Пушкина; №8/02).

collection.edu.ru
9) http://it-nru
10) http://www.ecosystem.ru
11) http://www.Smartboard.ru.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...