План конспект Глобальные проблемы Игорь Германович
методическая разработка по географии (11 класс)

Кыстояков Игорь Германович

План конспект открытоког урока по Географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_globalnye_problemy_igor_germanovich.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок дискуссия «Мир в 21 веке, глобальные проблемы человечества»,

география 11 класс.

Кыстояков Игорь Германович

Учитель географии

МБОУ  «Куйбышеская СШИ»

Цели урока: 

  • Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.
  • Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза. 
  • Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся,  бережного отношения к природе.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, раздаточный материал.

Тип урока: урок-конференция.

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский  «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Верно ли высказывание: «Если худший вариант развития событий возможен, он обязательно произойдет».  

Учитель: Одной  из характерных особенностей современного мира  является обострение глобальных проблем.

       Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух  загрязнен, вода  отравлена, почва  заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.

Учитель формулирует доказательства существования проблемы (писимистический прогноз), ученики формулируют пути решения данных проблем (оптимистически йпрогноз) задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Учитель

Пути решения

Предполагаемые ответы учащихся

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания. Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством....

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

С тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразней и грозит стать глобальной проблемой для человечества.

За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн. куб. метров газа. За этот период человечество увеличило свои энергетические ресурсы в 1000 раз. С 1950 - 1955г. потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов - в 6 раз, электроэнергии - в 8 раз.

Все эти факторы ведут к тому, что происходит постоянное снижение продуктивности биосферы. Беднеют природные ландшафты, воды, недра, скудеют почвы. Следовательно, нарушается устойчивость природных систем, атмосферных и водных потоков, температурного баланса, подымается уровень мирового океана, тают ледники, нарастает фон излучений в природной среде. Планета страдает от действия кислотных дождей, повсеместного опустынивания, озонового истощения, глобального перегрева и потепления, вырождения видов.

Проблема использования Мирового океана - глобальная проблема, состоящая в том, что с развертыванием хозяйственной деятельности и освоением новых морских транспортных путей воды Мирового океана все больше загрязняются с опасными последствиями для всего живого.

До поры до времени человек относился к океанам с благоговением и страхом, а потом начал сбрасывать в воду всевозможные отходы. Пароходы и баржи увозят твердый мусор подальше в море. Через борт корабля выбрасываются отходы из камбуза, прямо в море сливают воду из туалета. Реки выносят в прибрежные воды свой груз сточных вод, биогенных веществ и взвешенного твёрдого материала. Пестициды, соединения свинца и многие другие загрязняющие вещества разносятся в атмосфере, оседают и выпадают вместе с дождём, добавляя грязь в океан.

Не менее важной проблемой является истребление морских животных.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая  урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

В последние 30 лет в мире произошел беспрецедентный демографический взрыв. При сохранении высокой рождаемости и в результате снижения уровня смертности значительно увеличились темпы прироста населения. Однако мировая демографическая ситуация в области народонаселения носит отнюдь не однозначный характер. Если в 1800г. в мире насчитывалось до 1 млрд. человек, то в 1930г. - уже 2 млрд.; в 70-х годах ХХ столетия численность мирового населения приблизилась к величине 3 млрд., а в начале 80-х годов она составляла около 4,7 млрд. человек. К концу 90-х годов численность населения мира составляла более 5 млрд. человек.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольственная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Для решения наиболее острых глобальных проблем, возникающих во взаимодействии общества и природы, необходимы коллективные действия всего мирового сообщества. Именно такой проблемой является постоянно обостряющаяся в мире глобальная продовольственная ситуация.

По некоторым оценкам общая численность страдавших от голода на начало 80-х годов составляла 400 млн., а в 90-х - полмиллиарда. Некоторое время эта цифра колебалась между 700 - 800 млн. человек.

Наиболее остро продовольственная проблема стоит перед африканскими и азиатскими странами, для которых первоочередной является задача ликвидации массового голода. По имеющимся данным, свыше 450 млн. человек в этих странах страдают от голода, недоедания или неполноценного питания. Калорийность потребляемой пищи там в расчете на душу населения в 1,5 раза, а содержание белка в 2 - 3 раза ниже, чем в индустриально развитых европейских государствах. При этом действует тенденция к увеличению такого разрыва.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Уже в древнем мире люди использовали тепловую энергию для обогрева жилища, приготовления еды, изготовления из меди, бронзы, железа и других металлов быта, инструментов и т.д.

С древнейших времен известны уголь и нефть - вещества, дающие при сжигании большое количество теплоты. Сейчас формулировка “топливо” включает все вещества, которые дают при сжигании большое количество теплоты, широко распространены в природе и (или) добываются промышленным способом. К топливу относятся нефть и нефтепродукты (керосин, бензин, мазут, дизельное топливо), уголь, природный горючий газ, древесина и растительные отходы (солома, лузга и т.п.), торф, горючие сланцы, а в настоящее время и вещества, используемые в ядерных реакторах на АЭС и ракетных двигателях. Таким образом, классификацию топлива можно провести, например, по его агрегатному состоянию: твердое (уголь, торф, древесина, сланцы), жидкое (нефть и нефтепродукты) и газообразное (природный газ). Также можно разделить виды топлива и по его происхождению: растительное, минеральное и продукты промышленной переработки.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем и путями их решения.

3. Рефлексия:

1. На какой стадии царила гармония между обществом и природой?

2. Глобальные проблемы со временем все более усугубляются или решаются?

3. Способно ли человечество справиться с глобальными проблемами, и чем нам может это грозить?

4. Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России??

Домашнее задание: стр. 361-364. Творческое задание по одной из глобальных проблем.


Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Учитель

Пути решения

Предполагаемые ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Глобальные проблемы современности".

Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы....

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Конспект урока "Глобальные проблемы человечества"

Конспект урока по географии "Глобальные проблемы человечества"...

План-конспект урока-семинара по дисциплине «География» на тему «Глобальные проблемы человечества»

План-конспект урока-семинара по дисциплине «География» на тему «Глобальные проблемы человечества» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 100116.01 парикма...

План-конспект интегрированного урока по английскому языку и географии, раздел «Глобальные проблемы»

Специфика иностранного языка как учебного предмета закладывается в его метапредметности, интегративности. Интеграция в целом обозначает объединение каких-либо частей в одно целое, при этом все интегри...

План конспект урока Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Целью урока является анализ рассказа Чехова «Ионыч». Рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь и раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оску...