Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ЕМЦ Руководитель Круглова М. А.________ Протокол № 1 от 28.08.2020 г. | СОГЛАСОВАНО Ответственный за УВР | УТВЕРЖДАЮ Директор Степанова С. В.________ Приказ № 39 от 31.08. 2020 г. |
Рабочая программа среднего общего образования
по учебному предмету «География»
для 6 общеобразовательного класса
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Круглова М. А., учитель географии и биологии, высшей квалификационной категории
п. Кировский, 2020 год
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Основной образовательной программы основного общего образования.
Календарного учебного графика на 2020- 2021 учебный год.
Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.
Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняяобщеобразовательная школа».
Авторской программыА. И. Алексеева «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 год.,с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общегообразования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. А. И. Алексеева «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 год.
2. Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. «География. 5-6 классы, Москва, «Просвещение», 2019
3. В. В. Николина «География. Поурочные разработки. 5-6 классы», Москва, «Просвещение», 2012
4. А. В. Матвеев «География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы», Москва, «просвещение»,2014
6.В.В. Николина Е.К. Липкина «География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2012.
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 час в неделю).
1.5. Общая характеристика учебного предмета:
Курс географии в 5—6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве. Курс ориентирован на усвоение учащимися: — общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека; — опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства; опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов); — опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.
1.6. Основные цели и задачи:
Целями изучения географии в 6 классе являются: — формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; — понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов; — формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде; — формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; — формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; —формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; — формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
Основные задачи курса:
∙ развитие географических знаний о Земле;
∙ формирование представления о современных этапах научных исследований;
∙ показать Землю как планету Солнечной системы;
∙ приобретение школьниками собственных практических действий самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо
развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,
поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в
одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные
инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и
предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать
следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с
ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,
так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать
деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10
минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,
фронтальные; классные и внеклассные.
1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.11. Методы и приемы обучения:
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные. Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером. Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.).
1.12. Формы и способы проверки знаний:
Фронтальный и индивидуальный опрос, проверочные самостоятельные работы, практические работы, творческие работы, тестовые работы, словарные работы, географические диктанты.
1.13. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся:
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям
оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и
критериях оценивания учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора.
Структура изучаемого предмета
№ | Раздел | ч | П. р. |
1 | Гидросфера-водная оболочка Земли | 13 | 2 |
2 | Атмосфера-воздушная оболочка Земли. | 12 | 2 |
3 | Биосфера-живая оболочка Земли. | 4 | |
4 | Географическая оболочка Земли. | 6 | |
итого | 35 | 4 |
Календарно-тематический план по географии в 6 классе.
№ | Раздел, тема урока | ч | Дата по плану | Дата по факту |
Гидросфера-водная оболочка Земли. | 11+2 | |||
1 | Состав и строение гидросферы. | 1 | 03.09 | |
2 | Мировой океан. | 1 | 10.09 | |
3 | Мировой океан. | 1 | 17.09 | |
4 | П. р. № 1 «Описание океана и моря на основе анализа географических карт» | 1 | 24.09 | |
5 | Решение практических задач по карте. | 1 | 01.10 | |
6 | Воды океана. | 1 | 08.10 | |
7 | Воды океана. | 1 | 15.10 | |
8 | Реки Земли. | 1 | 22.10 | |
9 | Реки Земли. | 1 | 05.11 | |
10 | П. р. № 2 «Описание реки по плану на основе анализа географических карт» | 1 | 12.11 | |
11 | Озёра, подземные воды и ледники. | 1 | 19.11 | |
12 | Озёра, подземные воды и ледники. | 1 | 26.11 | |
13 | Гидросфера и человек. | 1 | 03.12 | |
Атмосфера-воздушная оболочка Земли. | 10+2 | |||
14 | Состав и строение атмосферы. | 1 | 10.12 | |
15 | Тепло в атмосфере. | 1 | 17.12 | |
16 | Тепло в атмосфере. | 1 | 24.12 | |
17 | П. р. № 3 «Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды». | 1 | 14.01 | |
18 | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | 21.01 | |
19 | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | 28.01 | |
20 | П. р. № 4 «Вычерчивание и анализ розы ветров». | 1 | 04.02 | |
21 | Влага в атмосфере. | 1 | 11.02 | |
22 | Влага в атмосфере. | 1 | 18.02 | |
23 | Погода и климат. | 1 | 25.02 | |
24 | Наблюдение за погодой. Карты погоды. | 1 | 04.03 | |
25 | Атмосфера и человек. | 1 | 11.03 | |
Биосфера-живая оболочка Земли. | 3+1 | |||
26 | Биосфера-земная оболочка. | 1 | 18.03 | |
27 | Почва как особое природное образование. | 1 | 01.04 | |
28 | Биосфера-сфера жизни. | 1 | 08.04 | |
29 | Биосфера-сфера жизни. | 1 | 15.04 | |
Географическая оболочка Земли. | 6 | |||
30 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 22.04 | |
31 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 29.04 | |
32 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 06.05 | |
33 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 13.05 | |
34 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 20.05 | |
35 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 27.05 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностным результатомобучения географии являетсяформирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современныхмировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения кОтечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому идуховному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыковсамостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами итехническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правилиндивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всехее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающейсреде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейнойжизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметнымирезультамиосвоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоватьсясправочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основекоординации различных позиций при выработке общего решения в совместнойдеятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатамиосвоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планетычеловеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, ихнеобходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основыгеографического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном ибыстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов иинструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыкаминахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний вповседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
УМК:
1. А. И. Алексеева «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 год.
2. Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. «География. 5-6 классы, Москва, «Просвещение», 2019
3.В. В. Николина «География. Мой тренажёр. 5-6 классы», Москва, «Просвещение», 2019
4. В. В. Николина 2География. Поурочные разработки. 5-6 классы», Москва, «просвещение», 2012
5. А. В. Матвеев «География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы», Москва, «просвещение»,2014
6.В.В. Николина Е.К. Липкина «География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2012.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Коллекция горных пород.
2. Коллекция образцов почв.
3. Таблицы по темам курса.
4. Компасы.
5. Глобус.
6. Атласы и контурные карты.
7.РМУ: ноутбук, МФУ, проектор.
8.Электронное приложение к учебнику.
9.Коллекция видеоматериалов.
Перечень практических работ по географии в 6 классе.
П. р. № 1 «Описание океана и моря на основе анализа географических карт»
П. р. № 2 «Описание реки по плану на основе анализа географических карт»
П. р. № 3 «Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды».
П. р. № 4 «Вычерчивание и анализ розы ветров».
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) ___________________________________________________________
Составитель программы____________________________________________________________
Класс Дата заполнения _______________________
Эксперт __________________________________________________________________________
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | ||
2 | Пояснительная записка | ||
- выходные данные материалов | |||
- цель программы | |||
- задачи программы | |||
- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | |||
- количество часов курса | |||
- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | |||
- общая характеристика учебного процесса | |||
- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | |||
- система оценивания учебных результатов | |||
3 | Содержание курса | ||
4 | Тематический план | ||
5 | Календарно-тематическое планирование | ||
- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | |||
- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | |||
6 | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
7 | Перечень учебно-методических средств обучения | ||
8 | Контрольные работы по предмету |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка | |||
Дата урока | Тема урока | Дата | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...