Рабочая программа по географии 10 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (10 класс)
Ю. Н Гладкий, В. В. Николина ("Полярная звезда")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_10_klass.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ЕМЦ Руководитель Круглова М. А.________ Протокол № 1 От 28.08.2020 г. | СОГЛАСОВАНО Ответственный за УВР | УТВЕРЖДАЮ Директор Степанова С. В.________ Приказ № От 31.08.2020 г. |
Рабочая программа среднего общего образования
по учебному предмету «География»
для 10 общеобразовательного класса, базовый уровень
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Круглова М. А., учитель географии и биологии, высшей квалификационной категории
п. Кировский, 2020 год
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Основной образовательной программы основного общего образования.
Календарного учебного графика на 2020 - 2021 учебный год.
Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.
Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняяобщеобразовательная школа».
Авторской программы:
Алексеев А. И., Бахир М. А., Ильинский С. В., Вавилова К. Н., Николина В. В. «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 год с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общегообразования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Алексеев А. И., Бахир М. А., Ильинский С. В., Вавилова К. Н., Николина В. В. «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 год
2. Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков «География. Поурочные разработки. 10-11 классы», Москва, «Просвещение, 2017 год
3.Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География.10 кл. Базовый и углубленный уровень. – М.: Просвещение, 2020 г.
4. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. «Мой тренажер», 10-11 класс, Москва, «Просвещение», 2020 г.
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 ч в неделю).
1.5. Общая характеристика учебного предмета:
В условиях динамически развивающегося мира всё большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры-одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется её положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи. Усвоение географического содержания проверяется с учётом требований к уровню подготовки учащихся.
1.6. Основные цели и задачи
Цели и задачи:
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо
развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,
поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в
одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные
инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и
предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать
следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с
ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,
так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать
деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10
минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации образовательного процесса: В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал),ИКТ .
1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.11. Методы и приемы обучения:
∙ Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
∙ Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
∙ Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
∙ Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
∙ Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
∙ Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).
∙ Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
1.12. Формы и способы проверки знаний:
тестовый контроль, проверочные работы, словарные, географические диктанты, работы с контурными картами.
1.13. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям
оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и
критериях оценивания учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора.
Структура изучаемого предмета.
№ | Название темы | Ч | Практических работ |
10 класс | |||
1 | Человек и ресурсы Земли | 10 | 3 |
2 | Политическая карта мира | 5 | 1 |
3 | География населения | 6 | 3 |
4 | География культуры, религий, цивилизаций | 5 | 2 |
5 | География мировой экономики | 9 | 2 |
35 | 11 |
Календарно-тематический план по географии в 10 классе.
№ | Раздел, тема урока | ч | Дата по плану | Дата по факту |
ЧЕЛОВЕК И РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ | 10 | |||
1 | Начало освоения планеты человеком. | 1 | 03.09 | |
2 | Круговорот вещества и ресурсные проблемы. | 1 | 10.09 | |
3 | Круговорот вещества и ресурсные проблемы. П. р. № 1 «Оценка обеспеченности основными видами природных ресурсов». | 1 | 17.09 | |
4 | Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. П. р. № 2 «Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами РФ и Саудовской Аравии» | 1 | 24.09 | |
5 | Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы. | 1 | 01.10 | |
6 | Водные ресурсы. | 1 | 08.10 | |
7 | Лесные ресурсы. П. р. № 3 «Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов)». | 1 | 15.10 | |
8 | Ресурсы Мирового Океана: биологические, минеральные и энергетические. | 1 | 22.10 | |
9 | Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. | 1 | 05.11 | |
10 | Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. | 1 | 12.11 | |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА | 5 | |||
11 | Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейшие периоды. | 1 | 19.11 | |
12 | Государство- главный объект политической карты. | 1 | 26.11 | |
13 | Государство- главный объект политической карты. П. р. № 4 «Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства». | 1 | 03.12 | |
14 | Типы государств. Главные критерии типологии. | 1 | 10.12 | |
15 | Политическая география и геополитика. | 1 | 17.12 | |
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ | 5+1 | |||
16 | Рост численности населения Земли. П. р. № 5 «Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран» | 1 | 24.12 | |
17 | Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. П. р. № 6 «Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле» | 1 | 14.01 | |
18 | Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения. | 1 | 21.01 | |
19 | П. р. № 7 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран» | 1 | 28.01 | |
20 | Географические особенности размещения населения. Плотность населения. | 1 | 04.02 | |
21 | Формы расселения: городское и сельское население. | 1 | 11.02 | |
ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ | 5 | |||
22 | Содержание понятия «география культуры». П. р. № 8 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия» | 1 | 18.02 | |
23 | География религий. | 1 | 25.02 | |
24 | Цивилизации Востока. | 1 | 04.03 | |
25 | Цивилизации Запада. | 1 | 11.03 | |
26 | П. р. № 9 «Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя)» | 1 | 18.03 | |
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ | 8+1 | |||
27 | Мировая экономика.Основные этапы её развития. П. р. № 10 «Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран». | 1 | 01.04 | |
28 | Научно-техническая революция на современном этапе. | 1 | 08.04 | |
29 | Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. | 1 | 15.04 | |
30 | География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. | 1 | 22.04 | |
31 | Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. | 1 | 29.04 | |
32 | Обрабатывающая промышленность. | 1 | 06.05 | |
33 | Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. П. р. № 11 «Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства( по выбору учащегося)». | 1 | 13.05 | |
34 | Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. | 1 | 20.05 | |
35 | Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. | 1 | 27.05 |
Планируемые результаты обучения:
Выпускник научится:
• различать этапы освоения Земли человеком; • понимать изменение характера связей человека с природой; • оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; • определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов; • различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»; • оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; • использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду; • выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире; • анализировать характер взаимодействия человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
• понимать этапы формирования политической карты мира; • анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира; • прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира; • прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов; • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различие в воспроизводстве населения различных регионов и стран мира; • анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира; • определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; • выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения; • оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; • объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира; • анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений; • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
• различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; • объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества; • формулировать прогностические и ценностные суждения.
• объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства; • оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества — науку, производство, характер труда, культуру, быт людей; • оценивать технико-экономические и организационноэкономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; • понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; • выявлять особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны; • характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; • определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; • объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции; • выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;
• определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; • составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; • предвидеть тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; • оценивать вклад отдельных макрорегионов в мировое хозяйство.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду; • выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире; • анализировать характер взаимодействия человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
• анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; • оценивать современное геополитическое положение стран и регионов
• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
• анализировать состояние современного цивилизационного пространства; • находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий.
• анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран; • проводить географическую экспертизу экономических процессов и явлений в современном мире.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Алексеев А. И., Бахир М. А., Ильинский С. В., Вавилова К. Н., Николина В. В. «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 год
2. Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков «География. Поурочные разработки. 10-11 классы», Москва, «Просвещение, 2017 год
3.Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География.10 кл. Базовый и углубленный уровень. – М.: Просвещение, 2020 г.
4. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. «Мой тренажер», 10-11 класс, Москва, «Просвещение», 2020 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Карты по разделам курса.
2. Интернет-ресурсы.
3. Икт- ресурсы: диски, презентации, видеофрагменты.
4. Раздаточный материал.
5. РМУ: ноутбук, проектор, МФУ
6. Глобус
7. Справочники по странам мира.
Перечень практических работ:
П. р. № 1 «Оценка обеспеченности основными видами природных ресурсов». |
П. р. № 2 «Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами РФ и Саудовской Аравии» |
П. р. № 3 «Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов)». |
П. р. № 4 «Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства» |
П. р. № 5 «Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран» |
П. р. № 6 «Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле» |
П. р. № 7 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран» |
П. р. № 8 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия» |
П. р. № 9 «Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя)» |
П. р. № 10 «Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран» |
П. р. № 11 «Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства ( по выбору учащегося)». |
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) ___________________________________________________________
Составитель программы____________________________________________________________
Класс Дата заполнения _______________________
Эксперт __________________________________________________________________________
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | ||
2 | Пояснительная записка | ||
- выходные данные материалов | |||
- цель программы | |||
- задачи программы | |||
- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | |||
- количество часов курса | |||
- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | |||
- общая характеристика учебного процесса | |||
- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | |||
- система оценивания учебных результатов | |||
3 | Содержание курса | ||
4 | Тематический план | ||
5 | Календарно-тематическое планирование | ||
- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | |||
- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | |||
6 | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
7 | Перечень учебно-методических средств обучения | ||
8 | Контрольные работы по предмету |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка | |||
Дата урока | Тема урока | Дата | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...