Использование ИКТ на уроках географии
статья по географии

Шеляпина Надежда Владимировна

Краткое описание опыта применения ИКТ на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_geografii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Использование ИТК на уроках географии  

Учитель географии

Шеляпина Надежда Владимировна 

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

Использование компьютера на уроках географии – это средство достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс, способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.

При обучении географии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения практических работ.

Использование компьютерных технологий на уроках изучения нового материала может осуществляться в нескольких направлениях. Главное из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по географии: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники. В географии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким разделам можно отнести: Атмосфера и климат Земли, Литосфера. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.  Например, анимация по теме «Ветер».

В процессе изучения географии, у учащихся должны сложиться представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных ПТК.  Формирование представлений происходит одновременно с овладением учащимися основными географическими понятиями. Более того, формировать у учащихся верные географические представления об объектах и явлениях без опоры на понятия невозможно. Значит важной методической особенностью отбора содержания школьного курса географии, является определение именно индивидуальности изучаемой территории или явления. Для достижения наилучшего качества этой деятельности существуют разнообразные педагогические технологии, практика ставит перед нами задачи освоения и активного внедрения их в свою деятельность. Мне глубоко импонирует обучение с применением компьютерных технологий, в частности интерактивной доски. Она имеет следующие возможности:

  • работа с «конспектом» занятия, как на традиционной доске;
  • запуск на компьютере различных приложений (программ) и полное управление ими с поверхности доски;
  • работа с графическими и видеоматериалами (включая имеющиеся в памяти доски);
  • выход в Интернет и просмотр сайтов;
  • нанесение комментариев поверх отображаемых на доске материалов (при этом все сделанные записи сохраняются в памяти компьютера и существует возможность возвращаться к интересующему моменту в конспекте необходимое количество раз);
  • предварительная подготовка необходимых для занятия материалов;
  • изменение и дополнение подготовленных материалов в процессе проведения занятия;
  • запись хода урока в видеофайл.

Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя:

  • визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
  • представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
  • классификация и систематизация учебного материала,  изучение его на повышенном уровне;
  • упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
  • наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;
  • высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
  • возможность выхода за рамки школьной программы;
  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

Сегодня существует много дисков, которые содержат большое количество информации по предмету. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.

Программа PowerPoin  облегчает восприятие изучаемого материала. Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • позволяет получить представления о конкретных географических объектах, явлениях, территориях;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений об объектах, территориях и явлениях у учащихся.

Очень помогает в работе использование программы Notebook, а так же средств интерактивной доски SMART Board и интерактивных средств Lessons Activity Toolkit. Они позволяют работать дома или на любом компьютере, не привязанном к конкретному интерактивному устройству, а запустить готовый продукт можно впоследствии на любой доске. Для работы с изображениями и перевода их в нужные форматы можно использовать программу Adobe Photoshop. Программа достаточно проста и удобна для работы: изменение изображений, создание собственных рисунков, сохранение в нужном формате.

Также можно говорить о возможности использования компьютера как эффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках географии. При этом учитель может, например: отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране, остановить кадр и попросить ученика попробовать описать дальнейшее протекание процесса, продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.

Помимо уроков изучения нового материала, использование компьютера эффективно при закреплении знаний, на промежуточном этапе между получением новой информации и контролем знаний. Необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Один из эффективных способов – обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой. Учащийся получает возможность работать в удобном для него темпе и обращать внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, которые нуждаются в помощи.

Также на уроках географии ИТ использую при проведении практических работ и контроле знаний учащихся (компьютерное тестирование). В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления.

Компьютерные тесты  ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание. Они содержат не только текстовый, но и графический материал, а также, где это возможно, видео-фрагменты. Для получения успешного результата учащемуся необходимо анализировать все виды представленной информации.

Новые ИТ активно внедряю в исследовательскую деятельность учащихся. Широко распространённая в последнее время проектная деятельность может быть представлена в форме мультимедийной презентации, позволяющая сделать доступным и привлекательным результаты исследовательской работы.

Я понимаю, что использование ИКТ в образовании это не дань моде, а насущная необходимость. Преподавание предмета становится более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения. Я формирую банк данных, в котором  содержатся рабочая программа по географии, календарно-тематическое планирование, критерии оценки знаний и умений, тестовые задания, презентации к урокам.

                Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Современный ученик, а затем и выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...