Использование ИКТ на уроках географии
материал по географии

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_ikt_na_urokah.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Использование ИКТ на уроках географии через

«Новые подходы в обучении».

Червова Надежда Викторовна,

учитель географии

Использование ИКТ на уроках географии через «Новые подходы в обучении».

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

При интегрировании Новых подходов в обучении и ИКТ:

  • стимулируется познавательный интерес к географии;
  • создаются условия для мотивации учащихся к учению;
  • развивается мышление и творческие способности ребёнка;
  • формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. 
Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
      Уроки географии с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей
  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями  (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

       В зависимости от дидактических целей и специфики курса географии, как учебного  предмета можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные  при помощи Power Point и  Movie Maker.
     Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
    Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.
    После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
    Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся. 
    Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме; 
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,   
3) уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.

Часть 1. Презентация Power Point и особенности ее применения. Общие сведения. Компьютерная презентация Power Point –

  • это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:

  • Какова цель, которую должна решить презентация?
  • Через какие задачи будет достигнута цель?
  • Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?
  • Каковы мотивы  аудитории, чтобы Вас   слушать?
  • В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Условия презентации

1. Проецирование на большой экран (участники  следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).
2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется  только автором).
3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Проецирование на большой экран подходит для  докладов, отчетов, лекций, ознакомительных уроков, конференций.
     Демонстрация на компьютерах слушателей подходит для семинаров, текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.
     Управляемая слушателем, готовая презентация подходит для повторения материала, описания предстоящей практической работы, справочных материалов, самотестирования.

Часть 3. Методические рекомендации по созданию уроков  с использованием программы Movie Maker

Программа Movie Maker входит в пакет стандартных программ   Microsoft Office, поэтому уже автоматически установлена на компьютере. Очень удобна при анонсировании больших тем по географии, на заключительных элементах уроков для создания ярких зрительных образов, позволяет применять множество эффектов в видеопереходах, вставлять видеосюжеты, «резать» звук на фрагменты, создавать титры на слайдах, вначале фильма и в конце его уже с элементами кинематографии. Нравится детям, потому что позволяет им почувствовать себя режиссерами проявить свое творчество.

Часть 4. Интерактивная доска.

Интерактивная доска – поверхность, на которую проецируется экран монитора. Она является чувствительной и позволяет использовать «маркер», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Интерактивная доска является ценным инструментом для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядной подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков географии.

Работая с интерактивной доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала.

Применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ:

  1. Интерактивные доски помогают учителю использовать средства обучения легко и непринуждённо, находясь в постоянном контакте с классом.
  2. Интерактивные доски позволяют проецировать изображения на экран с целью показа динамических моделей, видеоматериалов, презентационных и графических материалов.
  3. Интерактивные доски дают возможность использовать специальный маркер для управления компьютером, как удалённой компьютерной мышью, на поверхности доски.
  4. использование  интерактивной доски на уроках позволяет учителю усилить восприятие информации за счёт увеличения количества иллюстрированного материала, что является незаменимым спутником учителя на уроке, отличным  дополнением его словесного объяснения.

В образовательном процессе имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Во время работы с интерактивной картой ученики воспринимают информацию одновременно и зрительно, и на слух.

Можно выделить главные  плюсы компьютеризации в образовании:

  1. Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
  2. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, её накопление, тиражирование.
  3. С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию частично или практически ограничен.
  4. Повышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося.
  5. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.
  6. Экономит время.
  7. Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  8. Повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  9. Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально.

Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой. Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Список литературы.

  1. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения//Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10.
  2.   Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения в трёх томах. В.А. Сухомлинский М.: Педагогика, 1980 – 383 с. 
  3.   Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.: -Высшая школа,1970. - 296 с.
  4.   Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2008
  5.   Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2007.
  6.   О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. – 1990. - №1.
  7.   Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика. – 2007. - №11, 12.
  8.   И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - №5.
  9.   В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.
  10.   Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.: Радио и связь, 1997.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.openclass.ru/node/9120
  2. http://geo2000.nm.ru/index1.htm - География
  3.  http://www.geoport.ru/ - GEO
  4. http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html - Атлас - фото,
  5. http://naturewonders.chat.ru/index.html - Атлас «Чудеса природы»
  6. http://geoman.ru/ - Географическая энциклопедия
  7. http://www.vokrugsveta.ru/ - Вокруг света
  8. http://www.flags.ru/ - Все флаги мира
  9. http://www.rgo.ru/ - География. Планета Земля
  10. http://www.geograf-ru.narod.ru/ - Географический справочник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...