Река. Части реки. Речная система.
план-конспект урока по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Халенева Т. И. МБОУ СОШ с. Чаадаевка
Урок географии в 6 классе по теме:
«Река. Части реки. Речная система»
Выполнил: Халенева Т. И.
Класс: 6
Тема: Реки. Части реки. Речная система.
Цели:
Образовательная:
- Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде вод суши
- Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.
Развивающая:
Продолжить формирование:
- умений и навыков работы с физической и контурной картами;
- умений: называть и показывать реки, давать характеристику речной системы по плану.
Воспитательная:
- Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению природы
- Продолжить систему экологического воспитания учащихся
Оборудование:
Карта полушарий, физическая карта России, презентация к интерактивной доске, мультимедийный комплекс
Тип урока по дидактическим целям:
Урок комбинированный.
Тип урока по характеру познавательной деятельности:
Не проблемный.
Методы:
-частично-поисковый;
-репродуктивный;
-исследовательский.
Структура урока. | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | |||
момент.
Вводная беседа. 1 слайд Понятие река. 2 слайд. Понятия «речная долина, пойма, надпойменная терраса». 3 слайд. Понятие «исток» 4 слайд. Понятие «устье» 5 слайд. Направление течения реки.
Физкультпауза 6 слайд Верхнее, среднее и нижнее течение реки. 7 слайд. Приток, левые, правые притоки, речная система.
8 слайд. Понятия «бассейн», «водораздел». 9 слайд. Реки горные и равнинные. 10 слайд Пороги и водопады. 11 слайд. Питание рек. 12 слайд. Режим рек. 13 слайд. Закрепление.* 14 слайд. Рефлексия. 15 слайд. Домашнее задание. | Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе. Сегодня со мной произошёл интересный случай. В окошко нашего класса постучался Капитошка. Это маленькая капелька дождя. Капитошка пришёл к нам вместе со своим другом Волчонком. Он пожелал помочь нам узнать много нового и интересного. Капитошка приготовил нам загадку: «Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий в море». Вы уже поняли, ребята, что тема урока… Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки». Сегодня на уроке мы: - узнаем, что такое река. - научимся находить на карте исток, русло, устье реки. - узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы. - Научимся определять направление течения по карте. Ребята! Обратите внимание на слайде фотография нашей реки Суры. Ребята! давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река? Итак , вспомним схему для составления определения. Итак, какое слово будет определяемым? Давайте назовём существенные признаки. Прочитаем определение на слайде. - Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем, что записано в учебнике. Запишите определение в тетрадь.
-Что делает река с горными породами? Итак, река размывает горные породы медленно, иногда многие тысячи лет. Обычно русло находится на дне широкого понижения в рельефе, выработанном рекой за очень продолжительной время. Это понижение называется речной долиной. Во время разлива река заливает часть речной долины. Этот участок называется поймой. Посмотрите на рисунок и скажите, как река образует надпойменные террасы? -Посмотрите на слайде фотография долины Суры. - Вы знаете, как называется начало реки? Правильно, именно отсюда река берёт своё начало, она истекает. . - А что может служить истоком рек? Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги». Учитель показывает истое реки на карте: Вот от сюда. именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо – Русская великая река. А теперь запишите в тетради, что может служить истоком реки. У реки выделяют устье. - Кто из вас видел устье? - А что это такое? Устье, ребята, это место, куда, Впадает ручей-караван. Это может быть море, другая река, Это может быть весь океан. Запишите, куда может впадать река. Существуют различные виды устьев. Демонстрирует определение: Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря. Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло. Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запишите понятие «дельта», «эстуарий» -Подумайте, при каких условиях река может течь? Показывать реку нужно всегда от истока к устью! Реку условно можно разделить на несколько отрезков. Отрезок, прилегающий к истоку- верхнее течение, к устью- нижнее течение. Между ними- среднее течение. -Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, что такое «приток» -Объясните пословицу: «Ока-Волги правая рука». -Чтобы узнать, как отличать правые притоки от левых , поработаем с учебником. стр. 88 -Итак, как же отличать друг от друга правые и левые притоки? Главная река с притоками – это речная система. Запишите схему в тетрадь. На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира. -Сравните речные системы Амазонки и Нила. На стр. 88 прочитайте и ответьте на вопросы: что такое «бассейн реки» и «водораздел». Запишите определения этих понятий в тетради. - Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»? Важной характеристикой бассейна является площадь. Например, площадь Амазонки с притоками составляет 7 млн. кв. км. Выполним задание в учебнике стр. 90 -Наша река Сура- равнинная. Опишите характер её течения. А теперь в учебнике на стр. 92 найдите описание горной реки Терек. Назовите отличия горной и равнинной рек . Сейчас мы посмотрим видеофрагмент о водопаде Кивач. После просмотра, попробуйте ответить на вопрос, как же образуются водопады и пороги. (во время просмотра рассказ) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров (причём, вода падает с нескольких уступов). Водопад Кивач — третий по величине водопад Европы. Кивач был воспет Гаврилой Державиным в стихотворении «Водопад»:
Название водопада происходит от финского «kiivas», что означает «мощный, стремительный». -Итак, как же появляются в русле реки пороги? А как рождается водопад? Найдите в атласе на карте полушарий водопады, фотографии которых представлены на слайде. Источниками питания рек служат: талые снеговые воды, подземные воды, талые воды горных ледников, дождь. Большинство равнинных рек нашей страны, в том числе и река Сура, имеют смешанное питание -Объясните, что такое режим? А что означает понятие «режим реки»? От питания зависит режим реки. -Вспомните, что представляет собой половодье на Суре. -Прочитайте на стр. 91, что такое «паводок». -Итак, что же это такое? Есть ещё одно понятие – это межень – низкий уровень воды в водоёме. Для нашей реки Суры характерна летняя и зимняя межень. Как вы думаете, почему? Запишите понятия «паводок» и «межень» в тетрадь. Выполните задание 1 на стр. 94.* (если достаточно времени для объяснения хода работы и проведения самой работы) § 30 (чтение и пересказ), стр. 95, задание 6 (контурная карта), задание 8 (письменно)
| Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку. Река. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Поток воды Текущий в выработанном им углублении – русле. Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника. -размывает -постепенно углубляя свою долину. Исток. Отвечают. Работают с атласом. . Это место, где река впадает в другую реку, море, озеро или океан. Работа с атласом Запись в тетради Исток находится выше устья. -река, впадающая в главную реку. Ока впадает в Волгу справа. Работа с учебником -Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый. Запись в тетрадь Работа с атласом. Речная система Амазонки более густая Бассейн реки - площадь, с которой главная река собирает воду. Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек Выполнение работы рассказывают называют Есть выступы твёрдых пород в русле , которые река не разрушила –это пороги. А водопад образуется, если вода реки падает с уступа. Озвучивают варианты. Как «ведёт себя» в течении года. рассказывают отвечают отвечают запись в тетрадь | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Реки. Части реки. Речная система
Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....
Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.
Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...
Части реки. Речная система
Части реки. Речная системаЦель урока: Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географическ...
Реки. Части реки. Речная система
Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...
Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...
Реки. Части реки. Речная система.
Урок в 6 классе...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...