Река. Части реки. Речная система.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Татьяна Ивановна Халенева

Изучение материала о реке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Река. Части реки. Речная система85.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Халенева Т. И. МБОУ СОШ с. Чаадаевка

Урок географии в 6 классе по теме:

«Река. Части реки. Речная система»

        

Выполнил: Халенева Т. И.

Класс: 6

Тема: Реки. Части реки. Речная система.

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  вод суши
  • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая:

Продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
  • умений: называть и показывать реки,  давать характеристику речной системы по плану.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению природы

  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся

Оборудование:

Карта полушарий, физическая карта России, презентация к интерактивной доске, мультимедийный комплекс

Тип урока по дидактическим  целям:

Урок комбинированный.

Тип урока по характеру познавательной деятельности:

Не проблемный.

Методы:

-частично-поисковый;

-репродуктивный;

-исследовательский.

Структура урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

  1. Организационный

момент.

  1. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

1 слайд

Понятие река.

2 слайд.

Понятия «речная долина, пойма, надпойменная терраса».

3 слайд.

Понятие «исток»

4 слайд.

Понятие «устье»

5 слайд.

Направление течения реки.

 

Физкультпауза

6 слайд

Верхнее, среднее и нижнее течение реки.

7 слайд.

Приток, левые, правые притоки, речная система.

       

8 слайд.

Понятия «бассейн», «водораздел».

9 слайд.

Реки горные и равнинные.

10 слайд

Пороги и водопады.

11 слайд.

Питание рек.

12 слайд.

Режим рек.

13 слайд.

Закрепление.*

14 слайд.

Рефлексия.

15 слайд.

Домашнее задание.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Сегодня со мной произошёл интересный случай. В окошко нашего класса постучался Капитошка. Это маленькая капелька дождя. Капитошка пришёл к нам вместе со своим другом Волчонком. Он пожелал помочь нам узнать много нового и интересного.

Капитошка приготовил нам загадку:

      «Чуть дрожит на ветерке

          лента на просторе.

          Узкий кончик в роднике,

          А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки».

Сегодня на уроке мы:

-  узнаем, что такое река.

- научимся находить на карте  исток, русло, устье реки.

 - узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.

 - Научимся определять направление течения по карте.

     Ребята! Обратите внимание на слайде фотография нашей реки Суры.

Ребята! давайте попробуем  ответить на вопрос: что такое река?

Итак , вспомним схему для составления определения.

Итак, какое слово будет определяемым?

Давайте назовём существенные признаки.

Прочитаем определение на слайде.

   -  Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем, что записано в учебнике.

       Запишите определение в тетрадь.

     

                

 

-Что делает река с горными породами?

Итак, река размывает горные породы медленно, иногда многие тысячи лет.

Обычно русло находится на дне широкого понижения в рельефе, выработанном рекой за очень продолжительной время. Это понижение называется речной долиной.

Во время разлива река заливает часть речной долины. Этот участок называется поймой.

Посмотрите на рисунок и скажите, как река образует надпойменные террасы?

-Посмотрите на слайде фотография долины Суры.

   - Вы знаете, как называется начало реки?

  Правильно, именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

.

-  А что  может служить истоком  рек?

   Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в  болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает истое реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.

    А теперь запишите в тетради, что может служить истоком реки.

У реки выделяют устье.

     -   Кто из вас видел устье?

     -   А что это такое?

      Устье, ребята, это место, куда,

       Впадает ручей-караван.

       Это может быть море, другая река,

        Это может быть весь океан.

Запишите, куда может впадать река.

Существуют различные виды устьев.

Демонстрирует определение:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

      Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Запишите понятие «дельта», «эстуарий»

-Подумайте, при каких условиях река может течь?

Показывать реку нужно всегда от истока к устью!

Реку условно можно разделить на несколько отрезков.

Отрезок, прилегающий к истоку- верхнее течение, к устью- нижнее течение. Между ними- среднее течение.

-Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, что такое «приток»

-Объясните пословицу: «Ока-Волги правая рука».

-Чтобы узнать, как отличать правые притоки от левых , поработаем с учебником. стр. 88

-Итак, как же отличать друг от друга правые и левые притоки?

Главная река с притоками – это речная система.

Запишите схему в тетрадь.

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

-Сравните речные системы Амазонки и Нила.

На стр. 88 прочитайте и ответьте на вопросы: что такое «бассейн  реки» и «водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

  -   Что вы записали в определении «Бассейн реки»?

«Водораздел»?

Важной характеристикой бассейна является площадь. Например, площадь Амазонки с притоками составляет 7 млн. кв. км.

Выполним задание в учебнике стр. 90

-Наша река Сура- равнинная. Опишите характер её течения.

А теперь в учебнике на стр. 92 найдите описание горной реки Терек.

Назовите отличия горной и равнинной рек .

Сейчас  мы посмотрим видеофрагмент о водопаде Кивач. После просмотра, попробуйте ответить на вопрос, как же образуются водопады и пороги.

(во время просмотра рассказ)

Кива́ч  — водопад на реке Суна в Карелии.

Высота водопада около 11 метров (причём, вода падает с нескольких уступов). Водопад Кивач — третий по величине водопад Европы.

Кивач был воспет Гаврилой Державиным в стихотворении «Водопад»:

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Название водопада происходит от финского «kiivas», что означает «мощный, стремительный».

-Итак, как же появляются в  русле реки пороги? А как  рождается водопад?

Найдите в атласе на карте  полушарий водопады, фотографии которых представлены на слайде.

Источниками питания рек служат: талые снеговые воды, подземные воды, талые воды горных ледников, дождь. Большинство равнинных рек нашей страны, в том числе и река Сура, имеют смешанное питание

-Объясните, что такое режим? А что означает понятие «режим реки»?

От питания зависит режим реки.

-Вспомните, что представляет собой половодье на Суре.

-Прочитайте на стр. 91, что такое «паводок».

-Итак, что же это такое?

Есть ещё одно понятие – это межень – низкий уровень воды в водоёме. Для нашей реки Суры характерна летняя и зимняя межень. Как вы думаете, почему?

Запишите понятия «паводок» и «межень» в тетрадь.

Выполните задание 1 на стр. 94.*

(если достаточно времени для объяснения хода работы и проведения самой работы)

§ 30 (чтение и пересказ), стр. 95, задание 6 (контурная карта), задание 8 (письменно)

 

Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

Река.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Поток воды

Текущий в выработанном им углублении – русле.

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

-размывает

-постепенно углубляя свою долину.

Исток.

Отвечают.

Работают с атласом.

.

Это место, где река впадает в другую реку, море, озеро или океан.

Работа с атласом

Запись в тетради

Исток находится выше устья.

-река, впадающая в главную реку.

Ока впадает в Волгу справа.

Работа с учебником

-Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.

Запись в тетрадь

Работа с атласом.

Речная система Амазонки более густая

Бассейн реки - площадь, с которой  главная река собирает воду.

Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек

Выполнение работы

рассказывают

называют

Есть выступы твёрдых пород в русле , которые река не разрушила –это пороги. А водопад образуется, если вода реки падает с уступа.

Озвучивают варианты.

Как «ведёт себя» в течении года.

рассказывают

отвечают

отвечают

запись в тетрадь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Части реки. Речная система

Части реки. Речная системаЦель урока:         Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географическ...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...