Реки. Части реки. Речная система.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Софронова Татьяна Геннадьевна

Урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx124.41 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема:   Реки. Части реки.  Речная система.

Цели урока:

     1. Формировать представление о реке, ее частях, частях речной

системы.

2. Учить измерять длину реки по географической карте;                                              

3.Определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I,          II и т. д. порядка.

4. Развивать речь у учащихся.

5. Формировать познавательный интерес.

Оборудование:

  1. демонстрационные таблицы «Реки, части реки»;
  2. карта полушарий, физическая карта России;
  3. карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система»,  «пойма», «русло».
  4. карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река.

 Тип урока: объяснение нового материала.

 

Методы обучения:

  1. словесные (беседа, рассказ);
  2. наглядные (демонстрация картин, географические карты, аппликация на доске);
  3. практические  (работа с книгой, с контурной картой).

МПС: литература.

Литература:

  1. Герасимова Т. П. Физическая география. Учебу. для 6 кл.
  2. Крылова О. В. Физическая география Учебн. для 6 кл.
  3. Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.
  4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 кл.
  5. Энциклопедия по географии.
  6. Журнал «География в школе».

Ход урока:

        I. Организационный момент.

II. Опрос.

Задание на знание определений, понятий.

Игра – географическое лото.

III. Изучение нового материала.

            Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

 

                    Течет, течет - не вытечет;

Бежит; бежит - не выбежит.

Не конь, а бежит,

 Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый - конь.

-Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)

- Итак, открываем тетради, записываем тему.

               РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА.

        - Обратите внимание на  картину художника «Большая вода» И. И. Левитана.

   Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им

        посвятили они.        

(Проверить творческие задание, прослушать 2 произведения.)

Это могут быть:        

        О, Волга!.. колыбель моя,

        Любил ли кто тебя, как я?

        (Некрасов.)

                           Нева всю ночь рвалась к морю…

                           и спорить стало ей невмочь...

                           ...Но силой ветра от залива

                           Прегражденная Нева

                           Обратно шла, гневна, бурлива,

                           И затопляла острова.

                                                    (А. С. Пушкин.)

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)

Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили  внимание на эту деталь определения?

- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

- Подпишите: приток, исток, устье, русло.

- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное, течение воды в русле.        

Устье – место  впадения потока  (реки, ручья)  в другую реку, море, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

        

- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная  системa? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

- Где берет начало главная река? (В озере.)        

- Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

- Сколько всего притоков получилось? (Три.)

- Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.)

      Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике. Посмотрите на притоки, берущие начало с гор и болота . Что вы можете сказать о них? (оба правые.)

У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба правые?)

- Один из них первого, порядка; а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот  который впадает  в приток первого порядка - второй.)

    Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

        

- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите, речную систему по плану:

1) Главная река.                

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки I, II, III и, т. д. притоков.

Ответ:

1) Обь - главная река.

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье Карское море.

3) Левый приток - Иртыш;

4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается, сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)        

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант -Енисея.

IV. Закрепление.

        

        (Можно на этом этапе урока отгадывать  ребусы, анаграммы,

омонимы.)

- Название, какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна.)

- Название, какой реки у тебя во  рту? (Десна.) 

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве? (Прут.)        

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

                                Я - сибирская река,

                                Широка и глубока.

                                Букву «е» на «у» смени –

                                Стану спутником Земли.

                                          (Лена – Луна)

               Ты меня, наверно, знаешь,

                               Я сказки Пушкина героя.

                               Но, если «л» на  «н» сменяешь,

                               Сибирской стану я рекой.

                         (Елисей -  Енисей)

                В Селенгу с буквой «д» впадаю,

                               И в Волгу с  «с» я попадаю,

                               Но с «ф» я Белую теку.        

                (Уда  - Уса - Уфа.)

- Немного отдохнули и вновь, принимаемся за работу. В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы,  Инд, Ганг, Дон,  Днепр, Амазонка, Миссисипи.        

        Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

  V. Домашнее задание.

        

 §.30 (1 пункт).

        Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте.


1. Название, какой реки состоит из предлога и цифры?

2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?

3.Название, какой реки у тебя во  рту?

4.Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве?

5.Какая река Западной Сибири носит название посуды?

                               6. Я - сибирская река,

                                   Широка и глубока.

                                   Букву «е» на «у» смени –

                                   Стану спутником Земли.

              7. Ты меня, наверно, знаешь,

                                Я сказки Пушкина героя.

                                Но, если «я» на  «н» сменяешь,

                                Сибирской стану я рекою.

              8. В Селенгу с буквой «д» впадаю,

                                 И в Волгу с  «с» я попадаю,

                                 Но с «ф» я Белую теку.        

_____________________________________________________________________                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Части реки. Речная система

Части реки. Речная системаЦель урока:         Сформировать представление о реке, ее частях, частях системы и долины. Научить измерять длину реки по географическ...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".

Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....

Река. Части реки. Речная система.

Изучение материала о реке....