типы населенных пунктов
план-конспект урока по географии (6 класс)

Шипулина Оксана Николаевна

Плпн-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_naselennyh_punktov.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии по теме: «Типы населенных пунктов».

Подготовила: учитель географии МБОУ СОШ №20 г.Михайловска Шипулина Оксана Николаевна.

Цель: Усвоить существующие основные типы населенных пунктов, научиться выделять и объяснять различия между городскими и сельскими населенными пунктами.

Задачи:

-Рассмотреть с учащимися новые термины и понятия.

-Продолжить формировать у учащихся представления и знания о населении Земли.

-Рассмотреть особенности различных типов  населенных пунктов и особенности хозяйственной деятельности городского и сельского населения.

-Продолжить формировать умения выполнять творческие и практические задания.

Термины и понятия: населенный пункт, типы населенных пунктов (городские, сельские), городское и сельское население, хозяйственная деятельность.

Тип урока: Комбинированный

Ход  урока

I. Оргмомент

Учитель: Ребята! Мы продолжаем изучение темы "Население Земли". И сегодня мы узнаем с вами, какие типы населенных пунктов существуют,  чем они отличаются. А самое главное мы постараемся ответить на вопрос: «В каких частях нашей страны будет больше городских населенных пунктов, а в каких - сельских? И  почему?» На уроке мы вместе вспомним то, что уже изучили, продвинемся в изучении этой темы дальше. И я думаю, каждый из вас сегодня узнает и для себя что - то новое, чего не знал раньше.

- Откройте тетради и запишите тему урока!

II. Проверка домашнего задания

-Ребята , кому было непонятно задание? Ответьте на вопросы: «Что такое человеческая раса? Что значит понятие «смешанные расы»?  Какие смешанные расы выделяют?»

-Как вы считаете, где могут жить люди?

III. Усвоение новых знаний

Введение в тему: вступление учителя

    Для того чтобы ответить на главный вопрос сегодняшнего урока, нам необходимо разобраться , в том, какие же типы населенных пунктов существуют на нашей планете.

-Как вы считаете, что же называется населенным пунктом. Варианты детей.

Населенный пункт – это  место, где живут люди.

Задание:

- А сейчас, ребята, подумайте, посмотрев на предложенный слайд(слайд2). Запишите в тетради по 4 признака,  характерных на ваш взгляд для городов.

Дети называют свои признаки, учитель вносит замечания, если признак не подходит.

- Молодцы! Вы назвали много различных черт города. Давайте теперь попробуем сформулировать вывод : «Чем же город будет отличаться  от села?»

Вывод записываем в тетради: город и все городские населенные пункты отличаются от сельских,  численностью населения и видом хозяйственной деятельности  людей (слайд 3).

Схема формируется из ответов учащихся на наводящие вопросы:

-Как вы думаете, какими могут быть сельские населенные пункты?

-Какие городскими?

-Чем они будут отличаться?

    Учитель:  (Слайд 4) Определение города в разных странах различно. Городом считается населенный пункт с определенным количеством жителей: США - более 2,5 тыс. человек; Индия - более 5 тыс. человек; Нидерланды - более 20 тыс. человек; Япония - более 30 тыс. человек; Швеция - более 200 человек; Дания - более 200 человек; Финляндия - более 200 человек. А например, в России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения.

    Учитель: Большая часть сельских населенных пунктов представлена территориями , в которых жители заняты сельским хозяйством. Число жителей в них от нескольких человек до 5 тысяч и более. А так же небольшие населенные пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, ж/дорожном транспорте и рыболовстве. Городом считается населенный пункт, в котором живет не менее 12 тысяч человек, при условии, что 85 % из них рабочие или служащие, а так же члены их семей. Для того, чтобы населенный пункт считался ПГТ (поселком городского типа) необходимо, что бы численность его жителей была не менее 3 тысяч человек, а доля не занятых в сельском хозяйстве в составе всего населения превышала 85 %.

- Записать в тетрадях: жители городов и ПГТ - это городское население, а остальных населенных пунктов - сельское население.

    Учитель: Как вы думаете, к какому типу населенных пунктов нужно отнести Ставрополь? Рыздвяный?

    Учитель: Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Но ребята, все ли города одинаковы по численности населения? Нет.

    Учитель: Ребята, как вы думаете, а что же еще мы можем узнать о городах?

На доске слайд: "Крупнейшие города мира"(слайд 5).        

    Учитель: Смотрим названия и по карте находим местоположение этого города (слайд 6). Запишите эти города в свою тетрадь.

     Учитель: А сейчас посмотрим на этот слайд  "Крупнейшие города России" (слайд 7) и узнаем какие же города есть у нас на Родине. В Росси насчитывается свыше 1000 городов и более 2200 поселков разного типа, где проживает более 100 млн. человек и 74 % населения России. Сельское население России - это 40 млн. человек, то есть 24 %. в настоящее время. В России 12 городов с население более 1 млн. человек.

Работаем с атласом. Физическая карта России стр. 15. Найти на карте крупнейшие города России.

Учащиеся работают на местах в парах. По окончании работы выйти и показать у доски все города на Физической карте России.

IV. Закрепление нового материала

     Учитель: Сегодня на уроке мы изучили тему "Населенные пункты".

И теперь, я думаю, мы сможем ответить на главный вопрос урока – где же на в нашей стране будет больше городов. От чего это зависит?

 - Молодцы!

Проведем экспресс - опрос по данной теме: 1. Что является причиной разделения населенных пунктов на городские и сельские? 2. Что называют "городским поселение"? 3. К какому типу отнести ПГТ? 4. Городское население преимущественно занято, в какой сфере?

    Учитель: Ребята! Скажите, что нового узнали для себя на этом уроке? Ответы учащихся.

V. Домашнее задание

Д/З - параграф 53 в учебнике и задание по контурной карте (слайд 8)

Используемая литература:

1.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.-М.:Дрофа

2.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии:6 класс.-М.:ВАКО,2010

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Населённый_пункт

4. http://seleniya.com/article/9/tipy-naselennyh-punktov.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего населенного пункта с применением ресурсов сети Интернет"

Урок – практикум « Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего   населённого пункта с применением ресурсов сети Интернет» проводится в 1 четверти в региональном курсе «География О...

Проект: Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта

Данный проет был разработан мною в рамках изучения регионального компонента "Геоэкология" 8 класс....

Населенные пункты

Презентация,которая может использоваться на уроках географии  в 6 классе....

Презентация "Выход к населенному пункту"

Презинтация предназначена для проведения урокаОБЖ в 6 классеУчебные вопросы:1.Сохранение направления движения. Движение по азимуту.2.Техника движения. Способы переправы через реку и преодоление болот....

Программа краеведческого кружка "История населенного пункта в истории страны"

Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. ...

Топономический словарь природных объектов и населенных пунктов Астраханской области

Рассмотрено происхождение названий: "Волжанка", "Ямгурчев", "Красный мост", Капустин Яр", "Ахтуба", "Богдо", "Баскунчак", "Астрахань", "Знаменск", "Лиман"....

История моего сельского населенного пункта.

Прректно- исследовательская  работа....