типы населенных пунктов
план-конспект урока по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока географии по теме: «Типы населенных пунктов».
Подготовила: учитель географии МБОУ СОШ №20 г.Михайловска Шипулина Оксана Николаевна.
Цель: Усвоить существующие основные типы населенных пунктов, научиться выделять и объяснять различия между городскими и сельскими населенными пунктами.
Задачи:
-Рассмотреть с учащимися новые термины и понятия.
-Продолжить формировать у учащихся представления и знания о населении Земли.
-Рассмотреть особенности различных типов населенных пунктов и особенности хозяйственной деятельности городского и сельского населения.
-Продолжить формировать умения выполнять творческие и практические задания.
Термины и понятия: населенный пункт, типы населенных пунктов (городские, сельские), городское и сельское население, хозяйственная деятельность.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Ребята! Мы продолжаем изучение темы "Население Земли". И сегодня мы узнаем с вами, какие типы населенных пунктов существуют, чем они отличаются. А самое главное мы постараемся ответить на вопрос: «В каких частях нашей страны будет больше городских населенных пунктов, а в каких - сельских? И почему?» На уроке мы вместе вспомним то, что уже изучили, продвинемся в изучении этой темы дальше. И я думаю, каждый из вас сегодня узнает и для себя что - то новое, чего не знал раньше.
- Откройте тетради и запишите тему урока!
II. Проверка домашнего задания
-Ребята , кому было непонятно задание? Ответьте на вопросы: «Что такое человеческая раса? Что значит понятие «смешанные расы»? Какие смешанные расы выделяют?»
-Как вы считаете, где могут жить люди?
III. Усвоение новых знаний
Введение в тему: вступление учителя
Для того чтобы ответить на главный вопрос сегодняшнего урока, нам необходимо разобраться , в том, какие же типы населенных пунктов существуют на нашей планете.
-Как вы считаете, что же называется населенным пунктом. Варианты детей.
Населенный пункт – это место, где живут люди.
Задание:
- А сейчас, ребята, подумайте, посмотрев на предложенный слайд(слайд2). Запишите в тетради по 4 признака, характерных на ваш взгляд для городов.
Дети называют свои признаки, учитель вносит замечания, если признак не подходит.
- Молодцы! Вы назвали много различных черт города. Давайте теперь попробуем сформулировать вывод : «Чем же город будет отличаться от села?»
Вывод записываем в тетради: город и все городские населенные пункты отличаются от сельских, численностью населения и видом хозяйственной деятельности людей (слайд 3).
Схема формируется из ответов учащихся на наводящие вопросы:
-Как вы думаете, какими могут быть сельские населенные пункты?
-Какие городскими?
-Чем они будут отличаться?
Учитель: (Слайд 4) Определение города в разных странах различно. Городом считается населенный пункт с определенным количеством жителей: США - более 2,5 тыс. человек; Индия - более 5 тыс. человек; Нидерланды - более 20 тыс. человек; Япония - более 30 тыс. человек; Швеция - более 200 человек; Дания - более 200 человек; Финляндия - более 200 человек. А например, в России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения.
Учитель: Большая часть сельских населенных пунктов представлена территориями , в которых жители заняты сельским хозяйством. Число жителей в них от нескольких человек до 5 тысяч и более. А так же небольшие населенные пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, ж/дорожном транспорте и рыболовстве. Городом считается населенный пункт, в котором живет не менее 12 тысяч человек, при условии, что 85 % из них рабочие или служащие, а так же члены их семей. Для того, чтобы населенный пункт считался ПГТ (поселком городского типа) необходимо, что бы численность его жителей была не менее 3 тысяч человек, а доля не занятых в сельском хозяйстве в составе всего населения превышала 85 %.
- Записать в тетрадях: жители городов и ПГТ - это городское население, а остальных населенных пунктов - сельское население.
Учитель: Как вы думаете, к какому типу населенных пунктов нужно отнести Ставрополь? Рыздвяный?
Учитель: Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Но ребята, все ли города одинаковы по численности населения? Нет.
Учитель: Ребята, как вы думаете, а что же еще мы можем узнать о городах?
На доске слайд: "Крупнейшие города мира"(слайд 5).
Учитель: Смотрим названия и по карте находим местоположение этого города (слайд 6). Запишите эти города в свою тетрадь.
Учитель: А сейчас посмотрим на этот слайд "Крупнейшие города России" (слайд 7) и узнаем какие же города есть у нас на Родине. В Росси насчитывается свыше 1000 городов и более 2200 поселков разного типа, где проживает более 100 млн. человек и 74 % населения России. Сельское население России - это 40 млн. человек, то есть 24 %. в настоящее время. В России 12 городов с население более 1 млн. человек.
Работаем с атласом. Физическая карта России стр. 15. Найти на карте крупнейшие города России.
Учащиеся работают на местах в парах. По окончании работы выйти и показать у доски все города на Физической карте России.
IV. Закрепление нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы изучили тему "Населенные пункты".
И теперь, я думаю, мы сможем ответить на главный вопрос урока – где же на в нашей стране будет больше городов. От чего это зависит?
- Молодцы!
Проведем экспресс - опрос по данной теме: 1. Что является причиной разделения населенных пунктов на городские и сельские? 2. Что называют "городским поселение"? 3. К какому типу отнести ПГТ? 4. Городское население преимущественно занято, в какой сфере?
Учитель: Ребята! Скажите, что нового узнали для себя на этом уроке? Ответы учащихся.
V. Домашнее задание
Д/З - параграф 53 в учебнике и задание по контурной карте (слайд 8)
Используемая литература:
1.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.-М.:Дрофа
2.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии:6 класс.-М.:ВАКО,2010
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Населённый_пункт
4. http://seleniya.com/article/9/tipy-naselennyh-punktov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего населенного пункта с применением ресурсов сети Интернет"
Урок – практикум « Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего населённого пункта с применением ресурсов сети Интернет» проводится в 1 четверти в региональном курсе «География О...
Проект: Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта
Данный проет был разработан мною в рамках изучения регионального компонента "Геоэкология" 8 класс....
Населенные пункты
Презентация,которая может использоваться на уроках географии в 6 классе....
Презентация "Выход к населенному пункту"
Презинтация предназначена для проведения урокаОБЖ в 6 классеУчебные вопросы:1.Сохранение направления движения. Движение по азимуту.2.Техника движения. Способы переправы через реку и преодоление болот....
Программа краеведческого кружка "История населенного пункта в истории страны"
Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. ...
Топономический словарь природных объектов и населенных пунктов Астраханской области
Рассмотрено происхождение названий: "Волжанка", "Ямгурчев", "Красный мост", Капустин Яр", "Ахтуба", "Богдо", "Баскунчак", "Астрахань", "Знаменск", "Лиман"....
История моего сельского населенного пункта.
Прректно- исследовательская работа....