Атмосферное давление
методическая разработка по географии (6 класс)
Урок по теме "Атмосферное давление" спроектирован на основе УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.Н. География 6 класс /М: Русское слово, 2016. Используются технологии деятельностного типа: интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, ИКТ, здоровьесбережение и проблемное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_atm._davlenie.docx | 67.07 КБ |
atmosfernoe_davlenie.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 6 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география. 6 класс /М: Русское слово, 2016. |
Тип урока | комбинированный урок. |
Тема урока | Атмосферное давление. |
Цель урока | Формирование представления об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. |
Задачи урока | 1. Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся по изучению атмосферного давления: что такое атмосферное давление, причины его возникновения, как и почему изменяется атмосферное давление, каким прибором оно измеряется, научить рассчитывать атмосферное давление с изменением высоты, работать с барометром. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах со сменным составом, сформировать чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе. 3. Развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, решать проблемные задачи. 4. Использовать знания об атмосферном давлении в жизни. 5. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - что такое атмосферное давление, барометр; - чему равно нормальное атмосферное давление; - сколько весит кубический метр воздуха; - единицу измерения атмосферного давления. Уметь: - объяснять причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением; Умение определять: - атмосферное давление с помощью барометра-анероида; - атмосферное давление на основании расчетов. Раскрывать: - значение атмосферного давления как важнейшей характеристики погоды. Метапредметные: Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её; - строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в группе, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; -самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: - оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; - понимать закономерности изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияние атмосферного давления на здоровье человека; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические, исследовательские. |
Технологии обучения | интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Основные образовательные идеи | атмосферное давление, изменение атмосферного давления, причины изменения, Э. Торричелли, барометр, решение практических задач. |
Основные понятия | атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид, |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс / М: Русское слово, 2016. Раздаточный материал. Барометр-анероид. Оборудование для проведения опытов. Мультимедиа, компьютер. Авторская презентация «Атмосферное давление». |
Организационная структура урока.
УУД:
Л – личностные.
П – познавательные.
Р – регулятивные.
К – коммуникативные.
Список литературы:
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс /М: Русское слово, 2016.
- Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. М: Русское слово, 2014.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс /М: Вако, 2007.
- Ладилова Н.Н. Дидактические материалы. Физическая география 6 класс /М: Просвещение, 1998.
- Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /М: Просвещение, 1991.
- https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- https://trojden.com/books/geography/initial-geography-course-andrievskaya-7-class-2011/4
- https://www.calc.ru/Atmosfernoye-Davleniye.html
- https://profile.ru/news/society/health/atmosfernoe-davlenie-rezko-upadet-v-moskve-152467/
- https://www.shopzdorov.ru/barometr-pogodnik-gerb-rst-05774.html
- https://ppt4web.ru/fizika/kipenie2.html
- https://infourok.ru/uchenicheskiy-proekt-opiti-s-atmosfernim-davleniem-3097122.html
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Вид деятельности на уроке | Само- оценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка |
1.Проверка домашнего задания | ||||
2. Экспериментальная работа (опыт) | ||||
2.Фронтальная работа | ||||
3.Участие в совете экспертов | ||||
4.Работа в группе по обучению фрагменту нового материала | ||||
5.Первичное закрепление нового материала |
Опытно-экспериментальная часть урока (для каждой группы - один опыт, количество групп -7):
1. Оборудование: длинная линейка, стол, газетный лист.
Процесс:
- положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола;
- четыре раза сложит газетный лист;
- положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;
- пальцем стукните по свисающему концу линейки;
- посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета;
- разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки;
- посмотрите, что случится с линейкой и газетой.
2. Оборудование: одна сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.
Процесс:
- положите картофелину на стол;
- возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая отверстия вверху.
- поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины;
- резким движением воткните соломинку в картофелину;
- возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;
- снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину;
- зафиксируйте, что произойдет.
3. Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.
Процесс:
- налейте в стакан воды;
- накройте стакан с водой листом бумаги;
- переверните аккуратно стакан, придерживая лист;
- уберите руку от листа;
- зафиксируйте, что произойдет.
4.Оборудование: воронка, вода, лист бумаги.
Процесс:
- налейте в воронку воду, предварительно закрыв пальцем узкое отверстие воронки;
- накройте воронку с водой листом бумаги;
- переверните аккуратно воронку, придерживая лист;
- уберите руку от листа;
- зафиксируйте, что произойдет;
- уберите палец, который закрывал узкое отверстие воронки;
- зафиксируйте, что произойдет.
5.Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка.
Процесс:
- закрепляете два одинаково надутых шарика на стержне;
- уравновешиваете их;
- иголкой прокалываете один из шариков и выпускаете воздух;
- зафиксировать, что произойдет.
6.Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, спички и свечки для торта.
Процесс:
- очистить варенное яйцо от скорлупы;
- воткнуть свечки в яйцо и поджечь их;
- сверху поднесите бутылку и вставьте яйцо в неё как пробку;
- зафиксируйте, что произойдет.
7.Оборудование: 2 стакана, бумажное кольцо диаметром со стакан, свеча, спички.
Процесс:
- в первый стакан поставьте зажжённую свечу;
- сверху положите на него бумажное кольцо, смоченное в воде;
- накройте первый стакан вторым стаканом и слегка надавите;
- дождитесь, когда свеча потухнет;
- начните поднимать верхний стакан;
- зафиксируйте, что произойдет.
Проблемные и практические задачи, которые решают группы на этапе первичного закрепления знаний и умений:
- Объясните, почему В Новосибирске атмосферное давление постоянно изменяется, хотя высота над уровнем моря остается неизменной?
- Вы отдыхаете летом в лагере, который находится в лесу. На речку купаться вы идете через луг. Где атмосферное давление будет выше- над лесом или лугом? Почему?
- На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление?
- Почему над разными территориями земной поверхности атмосферное давление неодинаково?
- Атмосферное давление на вершине горы, в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 700 мм. рт. ст. Определите относительную высоту точки А (в метрах), если известно, что атмосферное давление в точке Б у подножия горы составляет 750 мм. рт. ст.
- Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление составляет 450 мм. рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст.
- Можно ли измерить высоту холма при помощи атмосферного давления. Если можно, то объясните, как?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разноуровневые вопросы и задания /учебник стр. 111-112/
Внимание! Эксперимент! Опыт — вот учитель жизни вечный. И. Гёте
Что такое атмосферное давление? Понятие Что такое? Существенные признаки = + Атмосферное давление сила воздуха с которой он давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
Проблемный вопрос На человека давит воздух весом, примерно, 15 тонн. Вы это ощущаете? Почему? Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаём сам ответ. Ллойд Александер
Атмосферное давление стр. 114. Изменение атмосферного давления стр. 114-115. Барометр и изменение атмосферного давления стр. 115-117. Расчёт изменения атмосферного давления с высотой (смотреть алгоритм в раздаточных материалах). Смысловые блоки темы работа в группах
Это интересно Самое высокое атмосферное давление зарегистрировано в России, в сибирском г. Туруханске - около 816 мм.рт.ст . Самое низкое давление атмосферы зафиксировано в районе Японии во время прохождения урагана «Нэнси» -около 641 мм.рт.ст .
Изменение давления – первый признак изменения погоды.
Рефлексивная таблица Основное содержание Да Нет Что необходимо сделать, чтобы устранить затруднение 1. Могу дать определение понятию «атмосферное давление» . 2. Могу назвать причины, по которым изменяется атмосферное давление. 3. Знаю, с какой силой воздух давит на 1 см 2 4. Могу объяснить причины разного атмосферного давления над разными участками земной поверхности. 5. Знаю название прибора, которым измеряют атмосферное давление. 6. Могу объяснить сущность опыта, проведенного Эванджелиста Торричелли. 7. Знаю как измерить атмосферное давление барометром. 8. Могу рассчитать изменение атмосферного давления с высотой. 9. Знаю, чему равно нормальное атмосферное давление. 10. Знаю единицы измерения атмосферного давления.
§17 , выучить определение понятию «атмосферное давление», устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), решить задачу в учебнике на стр.118, ответить на вопрос: почему человек не ощущает давления воздуха? По желанию (на выбор): 1. Презентация «Влияние атмосферного давления на здоровье человека». 2. Изготовить самодельный барометр и проверить его в действии. Как с помощью барометра можно предсказать изменение погоды? 3. Проект «У людей есть интерес, к тому, что воздух имеет вес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"...
Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....
Презентация по теме-Атмосферное давление "Доказательство существования атмосферного давления"
Презентация рассказывает о строении атмосферы,даёт понятие атмосферного давления,его существоание,полностью описывает опыт Торричелли,а также описывает роль давления в жизни человека. Цель презентации...
урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."
В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.
Вес воздуха. Химический состав воздуха. Атмосферное давление и его измерение....
Разработка для подготовки к ОГЭ по физике. Тема "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление. Гидростатика"
Материал для подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе. Представляет собой теорию, представленную в виде таблицы и подборку задач по теме "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление....