Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе по учебному курсу «География» 5 класс
Учитель | Жамбалова Ирина Дашиевна, учитель географии и биологии |
Нормативно-правовые документы | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ(ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (с изменениями, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81) - Устав МБОУ СОШ р.п. Мухен - Учебный план МБОУ СОШ р.п.Мухен на 2019-2020 учебный год - Положение о рабочей программе МБОУ СОШ р.п.Мухен |
Реализуемый УМК | линия УМК «Сфера»: учебно-методическое пособие В. П. Дронова. География (5-9) |
Цели и задачи изучения предмета | Целью курса является Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. При изучении курса решаются следующие задачи:
|
Срок реализации программы | 1 год |
Место учебного предмета в учебном плане | 5 а, б, в класс 1 час в неделю |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии «Землеведение» разработана для обучения в 5 классе на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №2 27Э-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Концепция развития географического образования в Российской Федерации (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);
3. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16);
4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”;
3.Авторской программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО, авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2017 год.
4. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и 3 науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253».
5. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
6. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 года № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
7.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №02-600 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Общая характеристика предмета
Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, формирует знание из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведении и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
- Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
- Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса. На изучение географии в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом, курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета, включающих цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего района);
осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов;
осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, региону, местности;
нравственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов.
Практические работы пронумерованы, за обучающие и тренировочные оценки выставляются выборочно, их тема в журнал не записывается. Итоговые практические работы оформляются в отдельной тетради, и за их выполнение выставляется каждому ученику оценка.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: работа с картами атласа, тестирование, практические и самостоятельные работы с различными источниками знаний. Контрольных работ по географии не предусмотрено. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется посредством итоговых практических работ и тестирования. Преобладающими формами организации учебного процесса являются уроки-практикумы, как обучающие, так и тренировочные, уроки-путешествия, наблюдения, исследования, как групповые, так и индивидуальные.
Название учебно-методического используемого комплекта
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
- География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.М.: Дрофа.2017.
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2017.
- Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2019
- Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2019.
- География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.- М.: Дрофа, 2017. ( www.drofa. ru)
- География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2019.( www.drofa. ru).
Количество часов , на которое рассчитана рабочая программа:
в неделю – 1 час; в год – 34 часа; в том числе:
практических работ – 6 из них: итоговых – 1 обучающих – 4
тренировочных -1 .
Формы организации учебного процесса и их сочетание ,преобладающие формы текущего контроля ЗУН
Рабочая программа предусматривает построение курса географии 5 класса в соответствии с авторской программой и учебником «География. Землеведение. 5—6 классы», авторов В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой, основанное на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и заложенных в основу ФГОС 2010 года.
При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом обучения.
Основная форма обучения - урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.
Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и т.д.
Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.
Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.
Для подготовки выпускников ГИА предусматривается тренинг по заполнению бланков ГИА, включение в домашнее задание использование на уроках задач по типу ГИА (использование сборников с тренировочными тестами), проведение самостоятельных и тестовых работ в форме ГИА. А также систематическое включение в урок задание по типу ГИА.
Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает различные виды учебной деятельности:
опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;
В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2.Результаты изучения географии
Личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной письменной речью;
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3. Планируемые результаты обучения
Выпускник научится:
понимать основные географические понятия, термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий; знать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере взаимосвязи между ними их изменение в результате деятельности человека;
выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию; определять на местности, плане и карте расстояния. Направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете география с географическими приборами;
ориентироваться на местности и проведение съёмок её участков;
чтение карт различного содержания;
наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.
Содержание программы
География. Землеведение. 5- 6 классы.
5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Введение (1 ч)
Что изучает география. География как наука.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практическая работа.
1. «Работа с картами».
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа.
2. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий».
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы.
3.«Определение азимута предметов в кабинете географии»
4 «Определение масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу»
5.«Построение профиля холма по горизонталям»
6.«Составление плана местности способом глазомерной съемки».
7 « Определение расстояний, направлений и географических координат по карте»
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы.
5. «Определение горных пород и описание их свойств».
6.«Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа».
Заключение. Итоговый урок по курсу (1 ч)
Учебно-тематическое планирование
по географии « География. Землеведение»
Класс5
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1час
Плановых контрольных уроков 4ч; практических работ 9.
Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. (Учебник). - М.: Дрофа, 2015
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч | Контрольные работы, ч. |
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Накопление знаний о Земле | 6 | 5 | 1 | 1 |
3 | Земля во Вселенной | 7 | 6 | 1 | 1 |
4 | Географические модели Земли | 9 | 8 | 5 | 1 |
5 | Земная кора | 11 | 11 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 31 | 9 | 4 |
График контрольных и практических работ
№ | Дата |
Тема контрольной работы | |
план | факт | ||
1. | Контрольная работа №1 по разделу «Накопление знаний о Земле» | ||
2. | Контрольная работа №2 по разделу «Земля во Вселенной» | ||
3 | Контрольная работа №3 по разделу «Географические модели Земли» | ||
4. | Контрольная работа №4 по разделу «Земная кора» |
№ | Дата |
Тема практической работы | |
план | факт | ||
1. | Практическая работа №1 «Работа с картами» | ||
2. | Практическая работа № 2. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий» | ||
3 | Практическая работа №3 «Определение азимута предметов в кабинете географии» | ||
4. | Практическая работа №4 «Определение масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу» | ||
5. | Практическая работа №5 «Построение профиля холма по горизонталям» | ||
6. | Практическая работа №6«Составление плана местности способом глазомерной съемки» | ||
7. | Практическая работа №7 « Определение расстояний, направлений и географических координат по карте» | ||
8. | Практическая работа № 8: «Определение горных пород и описание их свойств» | ||
9. | Практическая работа №9 «Характеристика крупных форм рельефа» |
Календарно-тематическое планирование по Географии «Землеведение» 5 класс
№ | Тема урока | Кол.час. | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практическая работа | Домашнее задание | Дата | |||||||
план | факт | |||||||||||||||
1. | Введение. | 1 | Вводный урок | География. | Фронтальная беседа | Знать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества. | Стр. 3 | |||||||||
Раздел I. Накопление знаний о Земле | ||||||||||||||||
2. | Что изучает география. | 1 | Комбинированный урок | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Беседа. | Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. | §1. | |||||||||
3. | Познание Земли в древности | 1 | Комбинированный урок | Древняя география и географы. География в Средние века | Фронтальный и индивидуальный опрос. Беседа. | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги | §2, вопрос 5, 6 стр. 11 (письменно) | |||||||||
4 | Великие географические открытия | 1 | Комбинированный урок | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Фронтальный опрос | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба. Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. | §3, вопрос 5 стр. 13 (письменно) | |||||||||
5. | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | Комбинированный урок | Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. | Беседа. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания | §4. Индивидуальные задание со свободным ответом | |||||||||
6. | Современная география | 1 | Комбинированный урок | Развитие физической географии. Современные географические исследования. | Опрос. Практическая работа по теме. Беседа. | Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. | Практическая работа №1 «Работа с картами» | § 5; подготовиться к диагностической работе №1 «Накопление знаний о Земле» ( § 1-5) | ||||||||
7. | Контрольная работа №1 по разделу «Накопление знаний о Земле» | 1 | Урок обобщающего повторения | Земля в древности, Великие географические открытия, открытие Австралии и Антарктиды, современная география | К/р Выполнение работы с выбором заданий разного уровня, тестов, задач, диагностическая работа | Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами. Самостоятельно исправлять свои ошибки | Повторить §1-5 | |||||||||
Раздел II. Земля во Вселенной | ||||||||||||||||
8. | Земля и космос | 1 | Комбинированный урок | Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам | Индивидуальный и фронтальный опрос. Сообщения по теме. Графическое изображение или конструирование модели Солнечной системы | Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».Определять стороны горизонта по Полярной звезде. | §6 Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники) | |||||||||
9. | Земля-часть Солнечной системы | 1 | Комбинированный урок | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета | Опрос. Эвристическая беседа. Организация графической работы в виде схем, рисунков. | Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности». Анализировать иллюстративно-справочные материалы | § 7 Индивидуальное задание по выбору: а) Сделать модель, или б) нарисовать рисунок Солнечной системы | |||||||||
10. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | Комбинированный урок | Земля и космос. Земля и Луна. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли. | § 8 | |||||||||
11. | Осевое вращение Земли | 1 | Изучение нового материала | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Проведение дидактических игр. | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | § 9. Ответить на вопросы стр.35 | |||||||||
12. | Обращение Земли вокруг Солнца | 1 | Комбинированный урок | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. | Фронтальная проверка Практическая работа | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Анализировать положение Земли и объяснять причину смены времен года. | Практическая работа № 2. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий» | §10; устные ответы на задания в конце параграфа. | ||||||||
13. | Форма и размеры Земли | 1 | Комбинированный урок | Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты | Индивидуальное задание со свободным ответом по выбору учителя. Взаимоконтроль и самопроверка. | Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | §11, подготовиться к контрольной работе по разделу «Земля во Вселенной». Ответить на вопросы стр.42 | |||||||||
14. | Контрольная работа №2 по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | Обобщение изученного материала | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Выполнение работы с выбором заданий разного уровня, тестов, задач, п/работой. | Обсуждать проблемы современных космических исследований. | Повторить параграфы 6-11 | |||||||||
Раздел III. Географические модели Земли | ||||||||||||||||
15. | Ориентирование на земной поверхности | 1 | Комбинированный урок | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка письменного задания. | Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира | Практическая работа №3 «Определение азимута предметов в кабинете географии» | §12; ответить на вопросы в конце параграфа. | ||||||||
16. | Изображения земной поверхности | 1 | Комбинированный урок | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. | §13, письменно ответить на вопрос 7, стр. 51 | |||||||||
17. | Масштаб и его виды. | 1 | Комбинированный урок | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов | Практическая работа №4 «Определение масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу» | §14; ответить на вопрос 7 стр.54 (письменно) | ||||||||
18. | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | 1 | Комбинированный урок | Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями | Дидактическая игра. Фронтальная и индивидуальная беседа. Практическая работа | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга | Практическая работа №5 «Построение профиля холма по горизонталям» | § 15, ответить на вопросы стр.57 (устно) | ||||||||
19. | План местности и их чтение | 1 | Комбинированный урок | План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направления | Дидактическая игра. Привитие навыков проектирования. Фронтальная и индивидуальная беседа. | Уметь: Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане | Практическая работа №6«Составление плана местности способом глазомерной съемки» | § 16, ответить на вопросы в конце параграфа письменно стр. 60, вопр.1,2,3 | ||||||||
20. | Параллели и меридианы | 1 | Комбинированный урок | Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на карте. | Фронтальная и индивидуальная беседа. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли, работа с новыми понятиями | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов | § 17; ответить на вопросы в конце параграфа (устно) | |||||||||
21. | Градусная сетка. Географические координаты. | 1 | Комбинированный урок | Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. | Опрос. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли. Практическая работа. | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки | Практическая работа №7 « Определение расстояний, направлений и географических координат по карте» | §18. Выполнить задание 3, 4, 5письменно, стр. 69 | ||||||||
22. | Географические карты | 1 | Комбинированный урок | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт. | Опрос. Сообщения об открытиях, сделанных для определения свойств воздуха. Дидактическая игра. Беседа. | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков | §19, подготовиться к к/работе по разделу «Географические модели Земли» | |||||||||
23. | Контрольная работа №3 по разделу «Географические модели Земли» | 1 | Обобщающее повторение | Обобщение знаний по разделу. «Географические модели Земли». | Контрольная работа. Выполнение работы с выбором заданий разного уровня, тестов, задач, практической работой. | Демонстрировать полученные знания. Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки. | Повторить записи в тетради, задания на стр.74 | |||||||||
Раздел IV. Земная кора | ||||||||||||||||
24. | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. | 1 | Комбинированный урок | Строение Земли. Из чего состоит земная кора. | Опрос. Беседа. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравниватьсвойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. | §20, ответить на вопросы в конце параграфа. | |||||||||
25. | Разнообразие горных пород. | 1 | Комбинированный урок | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Беседа. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. | Практическая работа № 8: «Определение горных пород и описание их свойств» | §21, устно ответить на вопросы в конце параграфа. | ||||||||
26. | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 | Комбинированный урок | Земная кора и её устройство. Литосфера. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли. | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. | §22, устно ответить на вопросы в конце параграфа. | |||||||||
27. | Разнообразие рельефа Земли. | 1 | Комбинированный урок | Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины его разнообразия. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Сообщения по теме. | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. | §23, устно ответить на вопросы в конце параграфа. | |||||||||
28. | Движение земной коры. | 1 | Комбинированный урок | Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли. | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли | §24, задания 6, 7 выполнить письменно, стр. 94 | |||||||||
29. | Землетрясения. Вулканизм. | 1 | Комбинированный урок | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. | Самостоятельная работа в виде текста с пропущенными словами. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений | §25, 26; Индивидуальное задание по выбору. | |||||||||
30. | Внешние силы, изменяющие рельеф. | 1 | Комбинированный урок. | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледника. Работа ветра. Деятельность человека. | Дидактическая игра. Беседа. Работа с текстом, выделение основной мысли | Составлять и анализировать схему, Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием | §27; устно ответить на вопросы в конце параграфа. | |||||||||
31. | Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 | Комбинированный урок. | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледника. Работа ветра. | Дидактическая игра. Беседа. Работа с текстом, выделение основной мысли | Составлять и анализировать схему, Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках). | §28, устно ответить на вопросы | |||||||||
32. | Главные формы рельефа суши | 1 | Комбинированный урок. | Что такое горы и равнины. Горы суши. Горы равнины. | Эвристическая беседа. | Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира | Практическая работа №9 «Характеристика крупных форм рельефа» | §29, письменно ответить на вопрос №8, стр. 114 | ||||||||
33. | Рельеф дна океанов. | 1 | Комбинированный урок | Неровности океанического дна. | Беседа. Работа с текстом, выделение основной мысли. | Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов. | §30, устно ответить на вопросы в конце параграфа | |||||||||
34. | Человек и земная кора. Контрольная работа №4 по разделу «Земная кора» | 1 | Комбинированный урок | Как земная кора воздействует на человека. | Выполнение итоговых заданий на стр. 125-126 | Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность. | §31, подготовиться к итоговой контрольной работе |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Основная литература для ученика:
- Дронов В.П., Савельева Л.Е География. Землеведение. (Учебник). - М.: Дрофа, 2012.
- Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Землеведение (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2014
Основная литература для учителя:
- Дронов В.П., Савельева Л.Е География. Землеведение. (Учебник). - М.: Дрофа, 2012.
- Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Землеведение (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2014
- Н.А. Никитина, Е.А. Жижина. Тематическое и поурочное разработки по географии. Физическая география. М.: изд-во «ВАКО», 2010.
Дополнительная литература:
- Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
- Рабочая программа по географии. Учебник. 5-6 классы» Изд-во – М: «Планета», 2014.
- Баринова И.И., Карташева Т.А. География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс. - М.: Экзамен, 2013.
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...