Квест "Спасём зелёного друга"
методическая разработка по географии (8 класс)
Методическая разработка предназначена для закрепления материала по теме Природные зоны. Лесные зоны России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_spasyom_zelyonogo_druga.docx | 44.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест «Спасём зелёного друга»
Иванова С.Н., учитель биологии , географии
МАОУ «СОШ №42»,г. Улан-Удэ
Цели урока
Деятельностная цель - формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия в процессе обобщения и систематизации материала.
Предметно-дидактическая цель - обобщить и систематизировать знания по теме.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные - добывать и преобразовывать информацию для получения результата, договариваться с товарищами и понимать их позицию, показывать навыки владения познавательными общеучебными действиями.
Предметные - определить уровень усвоения материала по теме, обобщить и систематизировать знания.
Личностные-формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Методы обучения: поисковые
Форма: квест
Когда входишь в лес и видишь перед собой мощные деревья - сосны, ели, лиственницы, растущие по сто и более лет, то кажется, что никто и ничто не может погубить таких великанов, но к сожалению это не так. Лес гибнет. И вам предстоит его спасти. Посмотрите на доску, на ватмане нарисован участок, где когда-то был лес (участок свой у каждой команды), а сейчас остались одни пни. Урок проводится в виде игры. Вам предстоит совершить путешествие по станциям. За каждый правильный ответ команда получит фишку в виде ёлочки. Эти ёлочки вы должны прикрепить к ватману по завершению прохождений всех станций, победит та команда, которая высадит больше ёлочек и восстановит свой участок леса после вырубки и пожара
Станция №1. «Таинственный лес»
Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают лес еще большим ореолом загадочности: роща, окутанная туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя. А когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной сказкой, и возможно, под влиянием впечатлений люди слагали легенды и нарекали деревья чудесными свойствами
Легенда о ели.
Давным-давно, в одном краю очень рано наступила осень. Еще листья с деревьев не опали, а уже пришли сильные холода. Все птица поспешили улететь в тёплые края. Лишь одна маленькая птичка, с раненым крылом, улететь не успела, и осталась одна в поле на пронизывающем ветру. Прижалась она к кустику полыни, дрожит и горюет. А за полем был виден дремучий лес. И решила птичка полететь в этот лес, и попросить деревья её приютить на зиму. Но никто из деревьев не пустил к себе птичку. Бедная птичка замерзая, совсем отчаялась. Но тут её заметила зелёная ель. Пожалела она птичку, позвала к себе, и нашла ей самую тёплую ветку, чтобы та смогла зимой переждать зимние холода. Рядом с елью росла сосна, и она обещала заслонять птичку от холодных ветров. А так же откликнулся можжевельник, обещал кормить птичку ягодами всю зиму. Так птичка зажила счастливой жизнью. А вскоре разыгралась буря, и ледяной ветер трепал ветки деревьев, и под дождём осыпались листья. Понравилось это Ветру, как игра, и он захотел так и все деревья раздеть. И спросил он у Царя Холода, у Мороза - у всех ли деревьев можно срывать листву.
Царь Холода ответил: "Со всех деревьев срывай листву. Оставь только те, которые приютили у себя маленькую птичку". Ветер послушался, и не тронул эти деревья. И с тех пор ель, сосна и можжевельник всегда в зелёном наряде.
Легенда о мудром Кедре и красивой Лиственнице
Жили как-то рядом Кедр и Лиственница. Все Лиственницей любовались и восхищались- и люди и животные и птицы. И возгордилась она: дескать, я на свете всех милей! И хвасталась своей красотой, пока не пришли к ней голодные медвежата. Они просили накормить их и спасти от голода. Но Лиственница не смогла этого сделать, а Кедр молча подарил им свои орешки, чем спас медвежат от голода. Лиственница поняла, что не только красота важна в жизни. Ей стало совестно и от стыда у неё иголки пожелтели и осыпались. С тех пор она сбрасывает свою хвою каждый год, теряя на некоторое время былую красоту...
Легенда о пихте
В Средиземноморье существует легенда, что именно из пихты был построен знаменитый троянский конь. В данном случае имеется в виду кефаллинийская пихта, которую также называют пихтой Аполлона. На древних фресках также часто встречается венок из пихтовых веток, перевитых плющом. Ученые относят этот символический «букет» к культу богини Гекаты. Считалось, что помещенные в дом ветки пихты защищают от колдовских чар.
Какое значение имеет сбрасывание иголок у лиственницы?
Почему именно хвойные деревья широко распространены в Сибири?
Загадки леса
Весной цвету,
Летом шишки приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёны, шапочки зелёны.
(Берёзы )
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
(Сосна)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
(Гриб)
Листочки с глянцем,
Ягодки с румянцем
А сами кусточки
Не выше кочки. (Брусника)
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает.
(белка)
Не рычу, не грозен с виду,
Но не дам себя в обиду.
От медведя и от волка
Защитят меня иголки.
(еж)
Поохотиться не прочь,
Зорко вглядываясь в ночь,
Ну а если крикнет: «Ух!»
То захватывает дух!
(филин)
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Улетит в дупло.
(сова)
Косолапый великан,
Чтобы не попасть в капкан,
Спит всю зиму напролет,
Лапу сладостно сосет. (Медведь)
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Какой зверь опасный
В шубе прекрасной
На двор проникает,
Кур там хватает? (Лиса)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка,
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла... (бурундук).
Под соснами, под елками
Ползет клубок с иголками. (Еж)
Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка —
И на завтрак, и в обед. (Сорока)
Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать — просто врушка
Эта пестрая... (кукушка).
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло. (Сова)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа —
Целый день долбить стволы. (Дятел)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
Хоть летает, но не птица,
Тонкой талией гордится.
Собирает сладкий мед,
Но вот в улье не живет. (Оса)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки)
Заметался огонек,
Но не долго он горел —
Вместе с ветром улетел. (Мотылек)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Бежит по ладошке быстро и ловко
В точечках черных...
(божья коровка).
Нет ноги ни одной,
Только хвост с головой. (Змея)
Он живет на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног. (Паук)
Станция №2. «Поэтическая страничка»
Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.
Перечислите поэтов и писателей, писавших о лесе.
Ответ: Бунин А.И. Суриков И, Бианки В.И. Соколов- Микитов, И. С. Тургенев, Жуковский В.А., Пушкин А.С., Тютчев Ф.И, Фет А.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С. и другие.
Прочтите стихотворения о лесе.
Станция №.3 «Лесная акварель»
«Надеюсь, придет время, когда вся русская природа живая и одухотворённая. Взглянет с холстов русских художников.»
И. И. Шишкин
На картинах, каких художников мы увидели красоту леса.
Ответ: И. Шишкин, А.Куинджи, И.Остроухов, И.Левитан, В.Поленов, Г.Мясоедов, А.Герасимов, А.Саврасов, В.Никонов и многие другие живописцы
Назовите картины художников.
Станция №4. «В народе говорят»
Объясни своими словами смысл высказываний.
- Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
- Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
- Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча-пустыню.
- Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
- Березовица не грош, а лесу на рубль изведёшь.
Станция №5. «Жители наших лесов»
Назовите:
- Самое долговечное дерево. (Лиственница)
- Самое высокое дерево. (Кедр)
- Самое распространённое дерево. (Сосна)
- Какое хвойное дерево считается «литописцем погоды». (Ель)
- Это дерево своеобразный «северный папирус». (Береза)
- Самое распространённое лиственное дерево пионер. (Береза)
- Самое морозоустойчивое, пугливое, говорливое дерево. (Осина)
- Самое гибкое дерево, лесная балерина. (Рябина)
- Какие растения Бурятии являются памятниками доледниковой эпохи?
Ответ: Папоротник-ужовник, сытевидная осока, холмовая фиалка.
10. Какие растения произрастают в лесах Бурятии?
Ответ: Кедр, пихта, ель, лиственница, кедровый стланик.
11.Какие цветковые растения произрастают в лесах Бурятии?
Ответ: Лилия кудреватая, козелец лучистый, осока стоповидная, лук победный, башмачок капельный, перловник поникающий, перловник поникающий, купальница азиатская, касатик русский
12.Какие животные обитают в лесах Бурятии?
Ответ: Соболь, белка, колонок, горностай, волки, медведи, изюбрь, косуля, кабарга, северный олень, кабан, глухарь, рябчик, тетерев, куропатка.
Станция №6. «Фабрика кислорода»
Роль леса в жизни человека сложно переоценить.
Расскажите о роли леса в синтезе кислорода.
Ответ:
Без лесных массивов сама жизнь на планете Земля была бы невозможной. Деревья, кустарники и травы благодаря своим зеленым листьям способны к фотосинтезу – поглощению из атмосферы углекислого газа и выделению кислорода, без них людям стало бы нечем дышать. Среди живых организмов только зеленые представители флоры способны синтезировать кислород, обогащать им атмосферу.
Решите задачи:
- Известно, что зелёные насаждения уменьшают количество пыли в воздухе. Над 50 кв. км.Леса в воздухе находится около 50т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 10-12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 50 кв. км безлесного пространства?
- Сколько куб. м воздуха очистит лес площадью 50 га за 10 лет. Если известно, что 1 га лесного массива за год очистит от углекислого газа и пыли 18 млн. куб. м воздуха?
Станция №7. «Лесная мастерская»
Наши далекие предки жили в лесах, используя их дары в качестве пищи. Современный человек также продолжает пользоваться природными ресурсами.
Где используется древесина в хозяйстве?
Ответ: материалы для строительства, бумагу, древесное топливо, мебель, музыкальные инструменты, спички, лыжи, тару, шпалы.
Конечно, в целях экономии люди научились создавать искусственные материалы, но все равно натуральная древесина ценится очень высоко.
Станция №8. «Лесная аптека»
Столетия назад народные знахари использовали мать-и-мачеху, василек, ромашку, аир и других представителей флоры для лечения многочисленных недугов. Сейчас же лечебные свойства этих и многих других растений научно доказаны, поэтому их экстракты и масла широко применяются не только в фармакологии, но и в косметологии.
Назовите лекарственные растения лесов и покажите их целебные свойства.
Станция №9. «Всё в природе взаимосвязано»
Покажите на конкретных примерах влияние леса на разные компоненты природы.
Ответ:
- Большое количество деревьев является препятствием для рек, не давая воде возможности разливаться на большие расстояния.
- Корни деревьев и кустов защищают почвенный покров от вымывания.
- В лесной глуши находит себе дом большое количество живых существ: зверей, птиц, насекомых, многие виды относятся к числу редких или вымирающих. Поэтому именно за счет лесов удается сохранить видовое многообразие растений и животных. Активная вырубка деревьев приводит к тому, что животнымстановится негде жить.
Станция № 10. «Тревожная»
Из-за каких причин сокращаются леса?
Ответ: Вредные насекомые, пожары, вырубка леса
- Перечислите насекомых- вредителей леса.
- Составьте памятку «Поведение человека в лесу».
- Как правильно развести костёр в лесу.
- Как происходит восстановление кедрово-пихтового леса на месте опустошительного пожара.
- Сколько лет необходимо для восстановления берёзового леса, смешанного сосново-лиственного леса, соснового леса, сосново-кедрового леса, кедрово-пихтового леса
Подведение итогов. Сегодня вам удалось спасти лес. Конечно, за 40 минут лес не восстановить, в природе этот процесс происходит очень медленно, сотни лет.
Лесные массивы имеют огромную важность для человека, вот почему к богатству, дарованному самой природой, следует относиться бережно, сознательно и рационально использовать данный ресурс. Без деревьев и кустарников, трав и диких животных не представляется возможной сама жизнь на планете.
Список используемой литературы
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.- Москва Изд-во Просвещение,1996.
- Эрдынеева М.О., Б.А. Чернов Б.А. География Бурятии.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,1994.
- http://vsegda.moy.su/publ/mify_legendy_skazanija/legendy_o_derevjakh/8-1-0-179
- http://fb.ru/article/370459/chto-daet-nam-les-osnovnyie-bogatstva-lesnyih-massivov
- http://www.kirskaz.ru/zagadki/zagadka_47.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия "Найди себе зелёного друга".
Экскурсия проводится в дендрарии при школе.Учащиеся описывают явления природы в осеннем дендрарии, сравнивают состояние растений, в разное время года и выявляют причины их различий....
Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно
Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя социальную активность школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...
Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно
Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя социальную активность школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...
Презентационное сопровождение к уроку литературы по теме "Зелёный свет мечты и надежды" (по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»)
Презентация поможет провести урок литературы....
Классный час «В гостях у зелёного друга»
1.Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.2.Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формирова...
Свет зелёной лампы (По рассказу А.Грина "Зелёная лампа")
"Зелёная лампа! - один из моих любимых рассказов, который помогает взглянуть на жизнь по-другому: с надеждой, с верой в мечту. А если мне произведение нравится, значит, моим ученикам тоже понравится. ...
Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ « Лес – наш зелёный друг»
Занятие « Лес – наш зелёный друг» обобщает представление детей с ОВЗ о лесе, о животных леса. Развивает познавательный интерес, воспитывает культуру правильного поведения...