РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность по географии» 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 69»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор школы ___________ Л.В. Анисимова |
Приказ №____от 01.09.2019г. |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
А.С. Миронова
Протокол № от 31.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Проектная деятельность по географии»
5 КЛАСС
Скворцова Елена Анатольевна
2019 — 2020 гг.
г. Ярославль
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности (см. ООП ООО)
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Программа дополнительного образования «Проектная деятельность по географии» предназначена для обучающихся 5-х классов.
Освоение учебного материала программы обеспечивает формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Цель программы: через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы обучающихся путем создания творческих проектов, подготовить обучающихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- Научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;
- Проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей;
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных природных ситуациях;
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;
- Развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;
- Интегрировать знания из различных областей наук;
- Сформировать умение критически мыслить.
Объем и содержание программы:
Программа курса "Проектная деятельность по географии» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-х классов, изучающих географию в рамках школьной программы.
В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Проектная деятельность по географии»», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Формы организации занятий:
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
- работа в группах (5-8 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических работ;
- работа с привлечением родителей.
Возможные результаты (выходы) внеурочной деятельности:
Альбом, паспорт, газета, плакат, журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций, коллаж, справочник, коллекция, стенгазета, макет, сценарий праздника, игры, модель, учебное пособие, наглядные пособия, фотоальбом
Тематическое планирование
№ | Тема | Виды деятельности учащихся |
1 | Что такое проект? Типы проектов. | Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др. Предварительный выбор типа проекта. |
2 | Формирование творческих групп | Распределение обязанностей между членами группы. |
3 | Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования | Выбор темы исследования. «Карта-памятник культуры». Постановка проблемы исследования |
4 | Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений | Определение объекта и предмета исследования Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. |
5 | Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. | Постановка цели и конкретных задач исследования. |
6 | Методы исследования | Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). |
7 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. |
8 | Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Техника работы с печатными ресурсами. | Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии. Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д. |
9 | Интернет - ресурсы | Подбор интернет-ресурсов по теме исследования. |
10 | Тезисный план | Составление тезисного плана. |
11 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата. | Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления. |
12 | Работа над введением. | Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. |
13 | Работа над основной частью реферата. | Описание процесса исследования. |
14 | Работа над заключением. | Формулирование результатов исследования. |
15 | Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint. | Создание презентации |
16 | Структура доклада. Составление доклада по теме исследования. | Подготовка к выступлению по теме исследования. |
17 | Защита проекта | Представление доклада и его обсуждение |
18 | Тема исследования и ее практическая и научная актуальность. Проблема научного исследования | Выбор темы исследования. «Храни меня, мой талисман» (драгоценные и поделочные камни) Постановка проблемы исследования |
19 | Объект и предмет научного исследования. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений | Определение объекта и предмета исследования Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. |
20 | Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. | Постановка цели и конкретных задач исследования |
21 | Методы исследования | Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). |
22 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. |
23 | Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии Техника работы с печатными ресурсами | Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними. Составление конспектов, выписок, ссылок и т.д. |
24 | Интернет - ресурсы | Подбор интернет-ресурсов по теме исследования. |
25 | Тезисный план | Составление тезисного плана. |
26 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата. | Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления. |
27 | Работа над введением. | Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. |
28 | Работа над основной частью реферата | Описание процесса исследования. |
29 | Работа над заключением. | Формулирование результатов исследования. |
30 | Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint. | Создание презентации |
31 | Структура доклада. Составление доклада по теме исследования. | Подготовка к выступлению по теме исследования. |
32 | Защита проекта | Представление доклада и его обсуждение |
33 | Рефлексия | Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
34 | Рефлексия | Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
Система оценивания и контроля проектов
При условии построения факультативного курса как преимущественно практического, наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита проектов.
Критерии оценивания проектной деятельности:
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- соответствие выбранных методик поставленным задачам;
- умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи;
- логичность и полнота доказательств;
- соответствие выводов полученным результатам;
- культура оформления материалов.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.
Примерное содержание рецензии:
- соответствие содержания работы теме и цели;
- качество обоснования актуальности и практической ценности;
- корректность методик;
- объективность полученных данных и аргументированность выводов;
- наличие собственных предположений и отношения автора к изучаемой проблеме;
- соответствие требованиям к оформлению работы;
- оценка литературного стиля и грамотности проекта;
- оценка оригинальности проекта;
- рекомендации и пожелания.
Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня и т.д.
Примерные критерии оценивания доклада и защиты проекта: степень владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией, доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада (в том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.
Список используемой литературы
- В.В. Николина, Е.К. Липкина География. Проекты и творческие работы 5-9. М.: Просвещение, 2012
- Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.- М.: 2010
- http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- Всемирная география http://wgeo.ru/
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
- GEO и география (клуб путешествий, экспедиций) http://www.geografia.ru/
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geografii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/11/picture-108171.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1078955-1541566536.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1078955-1541566536.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1078955-1541566536.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-112950-1420202764.jpg)
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-112950-1420202764.jpg)
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 11 класс
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559288-1420470075.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу "Проектная деятельность для обучающихся 8-9 классов"
Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» для 8-9 классов образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее –Программа) сос...