Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_geografiya_fgos.docx | 81.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом Протокол № ___ от «____» ___________201_г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________С.В.Вязовова Приказ №________ от «___» ___________ 20_ г. |
Рабочая программа
по географии
для 9 класса
на 2019-2020 учебный год
2020 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5—9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника
А.И.Алексеева, В.А.Низовцева, Э.В.Ким «География России. Хозяйство и географические районы», издательство «Дрофа», Москва,2018.
Цели курса «География России. Хозяйство и географические районы»
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира, России;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2. Общая характеристика учебного предмета
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.
Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли(повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География России. Хозяйство и географические районы» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий России.
Учебный предмет «География России. Хозяйство и географические районы» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География России. Хозяйство и географические районы» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «География России. Хозяйство и географические районы» в 9 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов, из расчета 2 учебный час в неделю.
Практических работ – 9, проверочных работ – 2.
4. Результаты освоения курса
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по географии в 5-9 классах отражают достижения:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
В результате обучения географии в 9 классе ученик научится:
осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства России, её субъектов;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Учащийся должен уметь:
- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.
- Объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований.
- Аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.
- Объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
- Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства.
- Оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
- Прогнозировать особенности развития географических систем.
- Прогнозировать изменения в географии деятельности.
- Составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.
- Определять по картам местоположение географических объектов.
- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.
- Выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
-Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Формирование речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регулирование своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
Обучающийся может научиться:
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
5. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Раздел I. Хозяйство России (19ч )
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.
Демонстрация
- Физическая карта России
- Карта плотности населения России
- Административная карта России
- Карты «Топливная промышленность», «Электроэнергетика», «Чёрная и цветная металлургия», «Химическая промышленность», «Лесная промышленность», «Транспорт», «Экономическая карта России»
Практическая работа №1 «Географическое районирование»
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию.
- Структурировать информацию.
- Определять проблему и способы ее решения.
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16ч )
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов. Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России.
Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.
Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике СССР и России. Основные районы и центры производства. Судьба ВПК в рыночной экономике.
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.
Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.
Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте сельско-хозяйственных районов страны».
Практическая работа №3 «Описание одного из районов добычи угля (нефти)»
Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте промышленных районов страны»
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
1.что изучает экономическая география России
2.особенности состава населения России, его языковые показатели (семьи, группы)
3.основные отрасли экономики страны
4.особенности производственной и непроизводственной сферы
5.особенности (технико-экономические, природные, социальные), влияющие на размещение
производства
6.характеристики отраслей по картам (тематическим)
7.роль изучаемого отраслевого комплекса, его состав и современные проблемы развития
8.особенности важнейших объектов, регионов межотраслевых комплексов
9.особенности экономических зон России, их состав и общеэкономическую характеристику
функции больших городов
10.что такое отрасли специализации и др. термины (себестоимость, концентрация, кооперирование и т.д.)
уметь
1.показывать положение России на политической и экономической картах, давать оценку этого положения
2.называть общую численность населения, его плотность, размещение
3.определять и чертить диаграммы динамики миграции населения, показателей городского и сельского населения, естественного прироста
4.называть субъекты Федерации
5.давать прогноз дальнейшей динамики населения
6.называть показатели отдельных отраслей, используя статистические данные, картограммы, картодиаграммы
7.определять факторы, определяющие себестоимость продукции отдельных отраслей
8.выявлять воздействие отраслей промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду
9.определять и показывать географию межотраслевых комплексов
10.применять знания, полученные при знакомстве с тематическими картами, статистическими материалами и др. источниками, для составления характеристик производственных районов отдельных отраслей
11.определять связи межотраслевых комплексов
12.называть причины развития или, наоборот, того или иного комплекса
13.устанавливать связи межотраслевых комплексов нашей страны со странами СНГ и другими
14.отмечать интенсивное и экстенсивное сельское хозяйство, их проблемы
15.уделять особое место факторам воздействия промышленных и сельскохозяйственных производств, транспорта на окружающую среду и изменение природных ландшафтов в не лучшую сторону
16.находить пути решения рационального хозяйствования
17.прогнозировать и создавать проекты учащимися, как будущих участников экономической жизни нашей страны, на будущее
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию.
- Структурировать информацию.
- Определять проблему и способы ее решения.
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Раздел II. Районы России (30ч )
Тема 3. Европейская часть России
Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.
Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы. Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.
Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы. Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг. Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация. Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.
Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.
Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.
Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории.
Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблем. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.
Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование. Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.
Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы. Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации. Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий. Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.
Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.
Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России. Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент — самый древний из городов России.
Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса. Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.
Тема 4. Азиатская часть России (5ч)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение. Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских». Хозяйственное освоение Сибири. Первые города. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.
Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны. Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре. Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления. Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование. Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района.
Демонстрация
Физическая карта России
Административная карта России
Карта плотности населения России
Карты «Экономическое районирование России»
Экономические карты регионов
Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока»
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
1.особенности экономических зон России, их состав и общеэкономическую характеристику
2.функции больших городов
3.что такое отрасли специализации и др. термины (себестоимость, концентрация, кооперирование и т.д.)
4.место России в мировой экономике
5.особенности нашей страны в международном разделении труда
6.бывшие союзные республики
7.особенности их природных ресурсов
8.особое место России в мировом сообществе
9.события (экономические и политические), происходящие в нашей стране, давать им своевременную оценку
10.особое место России в мировом сообществе
11.события (экономические и политические), происходящие в нашей стране, давать им своевременную оценку
уметь
1.называть общие тенденции и различия в развитии территориальной структуры хозяйства
2.оказывать крупнейшие промышленные узлы, лесопромышленные базы, крупнейшие месторождения полезных ископаемых и т.п.
3.объяснять место отдельных территорий в географическом разделении труда
4.выявлять наиважнейшие отрасли производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве
5.определять возможные пути решения региональных, социальных, экономических и экологических проблем
6.устанавливать связи между экономикой и политикой в настоящее время, особенно, на Северном Кавказе
7.определять основные черты импорта и экспорта РФ
8.давать оценку развития экономики этих стран
9.устанавливать отношения этих стран и России по вопросам производства промышленности и сельского хозяйства, культурных связей
10.отмечать взаимовыгодность этих отношений
11.сравнивать уровень развития РФ со странами СНГ, со странами «восьмёрки»
12.выявлять примеры сотрудничества России с другими странами мира по всем жизненно важным вопросам (борьба за мир, решение продовольственных проблем, рациональное использование всех природных ресурсов, в том числе и космоса, и т.п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
2.определения географической структуры районов, размещение главных центров производства;
3.определения сельскохозяйственной специализации территорий;
4.решения экологических проблем районов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию.
- Структурировать информацию.
- Определять проблему и способы ее решения.
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Тема 5. Россия в мире (1ч)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию.
- Структурировать информацию.
- Определять проблему и способы ее решения.
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование гражданской позиции к ценностям народов России, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название раздела, темы раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение | 1 ч | Развитие и совершенствование умений: приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых используется географическая наука. |
2 | Хозяйство России | 19ч | Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий и терминов; называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий; показывать по карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур; выделять и называть подотрасли животноводства; объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства; называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности; называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса; объяснять изменения структуры комплекса или производства; объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики; объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи; называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства; приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды; приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта на состояние окружающей среды; приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объяснять территориальные различия в развитии третичной сферы; объяснять значение географического разделения труда, приводить примеры; ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; систематизировать информацию; выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации, в том числе цифровыми и интернет-ресурсами; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияния различных факторов на развитие и размещение производств; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов. |
3 | Районы России | 30ч | Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов; показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района; показывать на карте главные центры производств; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов; объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения и содержание учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интерне; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами; составлять тезисный план; выводы; конспект; тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
4 | Азиатская часть России | 17ч | Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов; показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района; показывать на карте главные центры производств; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов; объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения и содержание учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интерне; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами; составлять тезисный план; выводы; конспект; тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
5 | Россия в мире | 1ч | Развитие и совершенствование умений: читать и анализировать комплексные карты; сопоставлять комплексные географические описания и характеристики территорий; отбирать необходимые для работы источники информации. |
Всего: 68 ч |
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники и УМК:
Стандарты второго поколения М.: Просвещение
Учебник А.И.Алексеева, В.А.Низовцева, Э.В.Ким «География России. Хозяйство и географические районы», издательство «Дрофа», Москва,2018.
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии.: методическое пособие к учебнику
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
10. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Медиаресурсы
Электронное приложение к учебнику
Оборудование по географии
Таблицы:
Воды суши
Животный мир материков
Растительный мир материков
Рельеф и геологическое строение Земли
Карты мира
Великие географические открытия
Карта океанов
Климатические пояса и области
Почвенная
Природные зоны
Растительности
Физическая карта полушарий
Физическая карта России
Приборы
Глобус Земли физический
Глобус Земли политический
Коллекции
Коллекция горных пород и минералов
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_____________ / Вязовова С.В. /
«___» _____________ 201_ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии 9 класс
на 2019 - 2020 учебный год
№ | Раздел, тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | ||||||
Введение (1 ч) | |||||||
1 | Введение. | 1 | УОНЗ | Составление опорного конспекта рассказа | Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам. Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы Метапредметные: Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные : осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности. Коммуникативные : осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Предметные:Развивать и совершенствовать умения приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых используется географическая наука. | ||
Раздел I. Хозяйство России (19ч ) | |||||||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч) | |||||||
2 | Понятие хозяйства. Его структура. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Личностные: Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся Метапредметные: Познавательные : выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные : умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные : управлять своим поведением, оценивать свои действия Предметные:Объяснять значение понятий; называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте; выделять и показывать на карте географические районы страны. | ||
3 | Этапы развития хозяйства. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
4 | Практическая работа №1 «Географическое районирование» | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16ч ) | |||||||
5 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; Метапредметные: Познавательные : самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательствоуметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод, фиксировать, объяснять, анализировать результаты, делать выводы, осваивать основы исследовательской деятельности, Регулятивные: поиск информации в картах атласа Коммуникативные :умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, рассуждать, поддерживать диалог Предметные: Объяснять значение понятий и терминов; называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий; показывать по карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур; выделять и называть подотрасли животноводства; объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства; называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности; называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса; объяснять изменения структуры комплекса или производства; объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики; объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи; называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства; приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды; приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта на состояние окружающей среды; приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объяснять территориальные различия в развитии третичной сферы; объяснять значение географического разделения труда, приводить примеры; ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; систематизировать информацию; выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации, в том числе цифровыми и интернет-ресурсами; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияния различных факторов на развитие и размещение производств; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов. | ||
6 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
7 | Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте сельско - хозяйственных районов страны» | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
8 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
9 | Лесной комплекс. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
10 | Топливно - энергетический комплекс. Топливная промышленность. Практическая работа №3 «Описание одного из районов добычи угля (нефти)» | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
11 | Электроэнергетика. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
12 | Металлургический комплекс. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
13 | Машиностроительный комплекс. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
14 | Химическая промышленность. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
15 | Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте промышленных районов страны» | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
16 | Транспорт. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
17 | Информационная инфраструктура. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
18 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
19 | Территориальное (географическое) разделение труда. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
20 | Итоговый урок №1 по разделу «Хозяйство России» | 1 | УКОКЗ | Контрольная работа | |||
Раздел II. Районы России (30ч ) | |||||||
Тема 3. Европейская часть России (2ч ) | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. Осознавать целостность природы, населения и хозяйства России. Формирование готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов Развитие речи. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни. Метапредметные: Познавательные : выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицы; уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; формировать целевые установки учебной деятельности; самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата, осознавать самого себя как движущую силу своего научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; управлять своим поведением, оценивать свои действия; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Предметные: Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов; показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района; показывать на карте главные центры производств; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов; объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения и содержание учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интерне; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами; составлять тезисный план; выводы; конспект; тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
| ||||||
21 | Восточно-Европейская равнина. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
22 | Волга. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос Подготовка сообщения и презентаций | |||
Центральная Россия (8ч) | |||||||
23 | Центральная Россия: состав, географическое положение. | 1 | УОНЗ | Составление опорного конспекта рассказа Практическая работа | |||
24 | Центральный район: особенности населения. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
25 | Хозяйство Центрального района. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
26 | Москва – столица России. | 1 | УОНЗ | Подготовка сообщения и презентаций | |||
27 | Города Центрального района. | 1 | УОНЗ | Тест | |||
28 | Центрально-Черноземный район. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
29 | Волго-Вятский район. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
30 | Практическая работа № 5 «Описание одного из центров народных художественных промыслов России » | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
Северо-Западный район (5ч) | |||||||
31 | Географическое положение и природа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
32 | Города на старых водных торговых путях. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Подготовка сообщения и презентаций | |||
33 | Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Подготовка сообщения и презентаций | |||
34 | Санкт-Петербург – «вторая столица» России. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Подготовка сообщения и презентаций | |||
35 | Калининградская область. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
Европейский Север (4ч) | |||||||
36 | Географическое положение и природа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
37 | Этапы развития хозяйства. | 1 | УОНЗ | Составление опорного конспекта рассказа | |||
38 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
39 | Практическая работа №6 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера» | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
Поволжье (2ч) | |||||||
40 | Географическое положение и природа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
41 | Население и хозяйство. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
Европейский юг (6ч) | |||||||
42 | Крым. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
43 | Природные условия Северного Кавказа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
44 | Хозяйство Северного Кавказа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
45 | Народы Северного Кавказа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
46 | Южные моря России. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
47 | Практическая работа № 7 «Рекреационный район Европейского юга России» | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
Урал (3ч) | |||||||
48 | Урал. Географическое положение и природа. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
49 | Этапы развития и современное хозяйство Урала. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
50 | Население и города Урала. Проблемы района. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
Тема 4. Азиатская часть России (5ч) | |||||||
51 | Природа Сибири. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Личностные: Формирование ответственного отношения к учебе; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и хозяйства России; формирование ответственного отношения к учебе. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и обычаям других народов. Формирование готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Умение работать в коллективе, вести диалог, вырабатывая общее решение. Развитие речи. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Формирование основ экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. Метапредметные: Познавательные : выделять существенную информацию из текстов разных видов; самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задании; объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; развивать умение обмениваться знаниями в парах для принятия эффективных решений; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формировать навыки самостоятельной работы; владеть навыками диалогической речи; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Предметные: Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов; показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района; показывать на карте главные центры производств; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатели специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов; объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России; ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения и содержание учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, владеть информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами; составлять тезисный план; выводы; конспект; тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. | ||
52 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
53 | Арктические моря. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
54 | Население Сибири. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
55 | Хозяйственное освоение Сибири. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
Западная Сибирь (2ч) | |||||||
56 | Природные условия и ресурсы. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
57 | Хозяйство района. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
Восточная Сибирь (3ч) | |||||||
58 | Природные условия и ресурсы. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
59 | Байкал. Практическая работа №8 «Проблемы Байкала» | 1 | УЗЗ | Фронтальный опрос. Подготовка сообщения и презентаций | |||
60 | Хозяйство района. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
Дальний Восток (7ч) | |||||||
61 | Формирование территории. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
62 | Природные условия и ресурсы. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
63 | Моря Тихого океана | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос. Практическая работа | |||
64 | Население района. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||
65 | Хозяйство района. | 1 | УУОНЗ | Фронтальный опрос | |||
66 | Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока» | 1 | УЗЗ | Практическая работа | |||
67 | Итоговый урок №2 по разделу «Районы России». | 1 | УКОКЗ | Контрольная работа | |||
Тема 5. Россия в мире (1ч) | |||||||
68 | Россия в мире | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. Метапредметные: Познавательные : выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные : планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом Предметные: Развитие и совершенствование умений: читать и анализировать комплексные карты; сопоставлять комплексные географические описания и характеристики территорий; отбирать необходимые для работы источники информации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...