Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС | 81.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом Протокол № ___ от «____» ___________201_г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________С.В.Вязовова Приказ №_________________ от «___» ___________ 201_ г. | |
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
на 2018-2019 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)
- Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
- примерной программы Алексеева А.И., Низовцева В.А., Ким Э.В.«Природа и население России» 8 класс, - Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/сост. Е.В.Овсянникова. – М.: Дрофа, с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы,
Авторы Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. и др. изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к ученикам.
Цели, задачи программы.
Главная цель курса- формирование географического образа своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Основные задачи курса
- формирование у учащихся посредством географических знаний: гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как общепланетарные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;
- представления о территориальной организации российского общества в целом и отдельных его составляющих;
- понимания географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России;
- практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих адаптации и социально-ответственному поведению в российском пространстве
- образа своей «малой Родины».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов:
«Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:
1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».
2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
Программа курса «География России» построена учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)
Изучение предмета «География России. Природа и население»» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Для обязательного изучения учебного предмета «География России. Природа и население» в 8 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов, из расчета 2 учебный час в неделю.
Практических работ - 11.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.
Раздел 1. Пространства России (9ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.
Практические работы:
1.Географическое положение России.
2.Решение задач на определение поясного времени.
3.Географическое районирование. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
Раздел 2. Природа и человек (39ч)
Тема 1. Рельеф и недра (6ч)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Практические работы.
4. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых.
5. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей области. Оценка их влияния на разные стороны жизни и хозяйственной деятельности людей..
Тема 2. Климат (6ч)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Практические работы.
6. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4ч)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Практические работы:
7. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
Тема 4. Почвы - национальное достояние России(4ч)
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. В природе всё взаимосвязано (4ч)
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (11ч)
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Практические работы.
8. География природных зон.
Тема 7. Природопользование и охрана природы (4ч)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы:
9. Заповедники России.
Раздел 3. Население России (18 ч)
Тема 8. Сколько нас - россиян? (2ч)
Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Тема 9. Кто мы? ( 2 ч)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (4ч)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Практические работы.
10. Выделение на контурной карте главной полосы расселения населения России. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны, направлений миграционных потоков в пространстве.
Тема11. Человек и труд (1ч)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Тема 12. Народы и религии России (4ч)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Практические работы.
11.Религии народов России.
Тема 13. Где и как живут люди? (5ч)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Резервное время (3ч)
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Название раздела, темы раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение | 1 ч | иметь представления о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; уметь ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; систематизировать информацию; выделять главное, существенные признаки понятий; приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых играет большую роль географическая наука |
2 | Пространства России | 9ч | Знать:
- определять по карте географическое положение России, называя основные его особенности и делать выводы о влиянии ГП на природу и освоение территории России; - оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей. - показывать на карте крайние точки страны; - определять особенности географического положения территории своего проживания (город, субъект Федерации и т.д.); - характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны. - решать задачи по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; - показывать границы России и пограничные страны; - приводить примеры значения границы для связей с другими странами; - давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности; приводить примеры различных видов районирования |
3 | Рельеф и недра | 6ч | Знать: значения понятий и терминов: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, тектонические структуры, неотектонические движения, геологическая и тектоническая карты; крупные природные объекты; взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края; Уметь: - объяснять значение понятий: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта; месторождение, подземный способ добычи, открытая разработка, рекультивация. - показывать по карте крупные природные объекты, - приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края. - показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; - наносить на контурные карты основные формы рельефа; - на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей; - приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов; - показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений; - называть меры безопасности при стихийных явлениях; - давать характеристику рельефа своей местности; - прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду. |
4 | Климат | 6ч | Знать: значения понятий и терминов: солнечная радиация и ее виды, подстилающая поверхность, атмосферный фронт, циклон, антициклон, типы климата, агроклиматические ресурсы, испаряемость, коэффициент увлажнения; примеры влияния климата на природу и жизнь людей; Уметь: - объяснять значение понятий: солнечная радиация, подстилающая поверхность, области постоянного и переменного давления, западный перенос воздушных масс., атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, типы климатов, агроклиматические ресурсы, комфортность климата. - приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей; - сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла; - определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации; - давать оценку климатических особенностей России. - читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания. - cоставлять географические описания климата, в том числе климата своей местности; - устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью; - выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности; |
5 | Богатство внутренних вод России | 4ч | Знать: значения понятий и терминов: речная система, падение и уклон реки, расход воды, годовой сток, твердый сток, область внутреннего стока, типы озерных котловин, виды грунтовых вод, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, единая речная система; реки России; основные характеристики реки на конкретных примерах; примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей; Уметь: - показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей; - давать описание реки своего края; характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования, характеристику наиболее крупных озер страны - показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; - приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; - показывать по карте каналы и крупные водохранилища; - объяснять значение водохранилищ и каналов на реках; - давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края. |
6 | Почвы - национальное достояние России. | 4ч | Знать: значения понятий и терминов: земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, земельные ресурсы, почвенный горизонт, почвенный профиль, фактор почвообразования, зональное размещение почв, структура почв, агротехнические мероприятия, рекультивация; примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия; называть факторы почвообразования; процесс почвообразования на примере почв своего края; главные свойства основных типов почв Уметь: - объяснять значение понятий: почвы, земельные ресурсы, типы почв, зональное размещение почв, агротехнические мероприятия, мелиорация. - приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия; - называть факторы почвообразования; - объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края. - называть главные свойства основных типов почв; - определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России; - давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве; - давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования; - приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий; объяснять необходимость охраны почв; - приводить примеры рационального и нерационального использования земель; - бъяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель. |
7 | В природе все взаимосвязано
| 4ч | Знать: значения понятий и терминов: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, закон географической зональности, азональные факторы, ландшафт, физико-геогра-фическое районирование; наиболее крупные природные объекты России (горы, равнины, месторождения полезных ископаемых, реки и озера), примеры природных комплексов различных рангов; Уметь: - объяснять значение понятий: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование, устойчивость ПТК, антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт. - приводить примеры природных комплексов различных рангов; - устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК; - объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК. - приводить примеры свойств ПТК; - читать карту устойчивости ПТК; - прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы; - приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей; - анализировать карту устойчивости ПК. - приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, - прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека; - объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории |
8 | Природно-хозяйственные зоны | 11ч | Знать: зональность, природно-хозяйственные зоны, Северный морской путь, неустойчивый ландшафт, редкоочаговое расселение, лесные ресурсы, низинное болото, антропогенно-природная зона, колки, степные блюдца; характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях; причины формирования природных зон, примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов; смену одного природного комплекса другим; Уметь: - показывать природные зоны на карте; - объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов. - описывать по картам природные условия природных зон; - называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира; - объяснять смену природных зон; - показывать по карте районы наибольшего распространения болот; объяснять механизм их образования; прогнозировать последствия полного уничтожения болот; - называть характерные растения и животных рассматриваемых зон; - объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения. - приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу; - выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов; - оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей. - объяснять хрупкость природного равновесия в горах; - анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах; - приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов. - анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России. - описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт; - объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; - объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон; - выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные. |
9 | Природопользование и охрана природы | 4ч | Знать: значения понятий и терминов: природные ресурсы, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, заповедник, национальный парк; Уметь: называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории; объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов; прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы; оценивать экологическое состояние своего края; выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России |
10 | Население России
| 18ч | Знать: значения понятий и терминов: естественное и механическое движение, демографический кризис, типы воспроизводства населения, естественный прирост населения; численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане; объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, Уметь: - называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; - читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане. - объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника. - объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны; - выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия; - строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России. - объяснять причины и основные направления миграций населения России; - на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны); - называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения; - объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества; - давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения. - характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала. - приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности. - выделять на карте “Народы России” районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава; - приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований. - показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма; - приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны; - определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности; - объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа. - читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны; - называть показатели процесса урбанизации; - объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт; - давать характеристику расселения своей местности. - приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности; - называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных). - приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений; |
16 | Резервное время | 1ч |
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно- методический комплекс:
1. География России. Природа и население. 8 класс. Учебник (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким).
2. География России. Природа и население. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы Э. В. Ким, В. И. Сиротин).
3. География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков. 8 класс. Методическое пособие
4. География России. Природа и население. 8 класс. Электронное приложение.
Список методической литературы:
Для учителя:
1.Стандарт основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).
2. Сборник программ по географии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.
3. Учебник А.И. Алексеев География России. Природа и население издательства «Дрофа» 2016, комплект
4.Атлас «География России. Природа России. 8 класс» издательства «Дрофа,2011 комплект
5. Евдокимов В.И. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева. М.: Издательство «Экзамен», 2017
6. Эртель А.В. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2016
7. Чичерина О.В. ГИА 2011. География: тренировочные задания: 8 класс. М.: Эксмо, 2015
Для учащихся:
- Учебник А.И. Алексеев География России. Природа и население издательства «Дрофа» 2016, комплект
- Атлас «География России. Природа России. 8 класс» издательства «Дрофа,2011 комплект
- Евдокимов В.И. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева. М.: Издательство «Экзамен», 2017
- Эртель А.В. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2016
- Чичерина О.В. ГИА 2011. География: тренировочные задания: 8 класс. М.: Эксмо, 2015
2.Карты на печатной основе
- Климатическая карта мира
- Физическая карта мира
- Восточная Сибирь. Физическая карта
- Геологическая карта России
- Западная Сибирь. Физическая карта
- Климатическая карта России
- Политико-административная карта России
- Почвенная карта России
- Природные зоны и биологические ресурсы России
- Растительность России
- Физическая карта России
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Медиаресурсы
Электронное приложение к учебнику Оборудование по географии Таблицы: Воды суши Животный мир материков Растительный мир материков Рельеф и геологическое строение Земли Карты мира Великие географические открытия Карта океанов Климатические пояса и области Почвенная Природные зоны Растительности Физическая полушарий Приборы Глобус Земли физический Глобус Земли политический Коллекции Коллекция горных пород и минералов Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_____________ / Вязовова С.В. /
«___» _____________ 2019 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии 8 класс
на 2019 - 2020 учебный год
№ | Раздел, тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты (по разделам) | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт | |||||
1 | Введение | 1 ч | УОНЗ | Формирование ответственного отношения к учебе. | планировать свою деятельность под руководством учителя, | иметь представления о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, | |||
Пространства России | 9ч | ||||||||
2 | Россия на карте мира | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | - ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, - оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, -создавать объяснительные тексты - выслушивать и объективно оценивать другого, - уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять: специфику географического положения России; особенности приспособления человека к природным условиям; особенности проведения государственной границы России; специфику исчисления времени на территории России, различия во времени на территории России; страны-соседей. | ||
3 | Границы России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
4 | Пр/р №1 «Географическое положение России.» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
5 | Россия на карте часовых поясов | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
6 | Пр/р №2 «Решение задач на определение поясного времени.» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
7 | Формирование территории России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
8 | Географическое изучение территории России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
9 | Географическое районирование | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
10 | Пр/р №3 «Географическое районирование. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
Рельеф и недра | 6ч | ||||||||
11 | Строение земной коры (литосферы) на территории России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | - совершенствование умений работать с разными источниками информации; - выявление причинно-следственных взаимосвязей – рельеф – тектонические структуры – полезные ископаемые; - выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России); - высказывание суждений с подтверждением их фактами; - представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации. | Объяснять: особенности геологического летоисчисления; особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых; особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в литосфере на примере России; основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых; районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России; по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России. | ||
12 | Важнейшие особенности рельефа России. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
13 | Пр/р №4 «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
14 | Современное развитие рельефа | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
15 | Использование недр | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос | |||||
16 | Пр/р №5 «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей области. Оценка их влияния на разные стороны жизни и хозяйственной деятельности людей» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
Климат | 6ч | ||||||||
17 | Общая характеристика климата России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | - совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами; - выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат; - выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата; - умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; - представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации | Объяснять: особенности климата России; особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей; характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в атмосфере на примере России; основные черты климата России; районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России; по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; типы климатов отдельных регионов России; факторы формирования климата отдельных регионов России; закономерности размещения климатических поясов на территории России. | ||
18 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
19 | Распределение температур и осадков | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
20 | Типы климата нашей страны. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
21 | Климат и человек. | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос | |||||
22 | Пр/р №6 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» | УКПЗ | Пр/р | ||||||
Богатство внутренних вод России | 4ч | ||||||||
23 | Реки. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | - Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта. - Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов). - Создавать собственную информацию (реферат, презентация…) - Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта) | Объяснять: особенности морей, омывающих территорию России; особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере на примере России; основные черты морей, омывающих территорию России; районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод; по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России; по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России. | ||
24 | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
25 | Человек и вода | УОСЗ | Фронтальный опрос | ||||||
26 | Пр/р №7 «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
Почвы - национальное достояние России. | 4ч | ||||||||
27 | Почвы – «особое природное тело» | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | - находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме; - сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования); - выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от - климатических условий и особенностей рельефа); - показывать по карте особенности размещения основных типов почв | Объяснять: условия формирования почв; особенности строения и состава почв; специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования; особенности почвенных ресурсов России; основные свойства почв на территории России; по картам закономерности размещения почв по территории России; по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России. | ||
28 | География почв России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
29 | Почвы и урожай | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
30 | Рациональное использование и охрана почв | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос | |||||
В природе все взаимосвязано | 4ч | ||||||||
31 | Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК) | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | - ставить учебную задачу под руководством учителя, - планировать свою деятельность под руководством учителя, - оценивать работу одноклассников, - выявлять причинно-следственные связи, - определять критерии для сравнения фактов, явлений, - анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, - работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, - создавать объяснительные тексты - выслушивать и объективно оценивать другого, - уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства; закономерности размещения различных видов природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | ||
32 | Свойства природных территориальных комплексов ( ПТК) | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
33 | Человек в ландшафте | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос | |||||
34 | Контрольная работа № 1 по теме «Природа и человек» | 1 | УКОКЗ | Тестовая работа | |||||
Природно-хозяйственные зоны | 11ч | ||||||||
35 | Учение о природных зонах | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | - выделять существенные признаки разных типов природных комплексов. - выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами. - работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами. - формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций. - выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны). | Объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон; особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно-хозяйственных зон. | ||
36 | «Безмолвная Арктика» | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
37 | Чуткая Субарктика. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
38 | Таежная зона | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
39 | Болота | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
40 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
41 | Лесостепи и степи. | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
42 | Полупустыни, пустыни, субтропики | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
43 | «Многоэтажность» природы гор | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
44 | Человек и горы | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос | |||||
45 | Пр/р №8 «География природных зон» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
Природопользование и охрана природы | 4ч | ||||||||
46 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | - ставить учебную задачу под руководством учителя, - планировать свою деятельность под руководством учителя, - оценивать работу одноклассников, - анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, - работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, - создавать объяснительные тексты - выслушивать и объективно оценивать другого, - уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства; закономерности размещения различных видов природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | ||
47 | Рациональное использование природных ресурсов | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
48 | Охрана природы и охраняемые территории | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос | |||||
49 | Пр/р №9 «Заповедники России» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
Население России | 18ч | ||||||||
50 | Численность населения | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | - ставить учебную задачу под руководством учителя, - планировать свою деятельность под руководством учителя, - оценивать работу одноклассников, - выявлять причинно-следственные связи, - определять критерии для сравнения фактов, явлений, - анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, - работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, - создавать объяснительные тексты - выслушивать и объективно оценивать другого, - уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов; половой состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы; географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов; возрастной состав населения; сокращение средней продолжительности жизни россиян | ||
51 | Воспроизводство населения | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
52 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
53 | Возрастной состав населения России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
54 | Миграция населения России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | - ставить учебную задачу под руководством учителя, - планировать свою деятельность под руководством учителя, - оценивать работу одноклассников, - выявлять причинно-следственные связи, - определять критерии для сравнения фактов, явлений, - анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, - работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, - создавать объяснительные тексты - выслушивать и объективно оценивать другого, - уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов; направления и типы миграций; внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их; географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов; основные направления миграций на разных этапах развития страны. | ||
55 | Внешние миграции - в Россию и из неё | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
56 | Территориальная подвижность населения | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
57 | Пр/р №10 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения населения России. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны, направлений миграционных потоков в пространстве» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
58 | География рынка труда | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
59 | Этнический состав населения | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | - ставить учебную задачу под руководством учителя, - планировать свою деятельность под руководством учителя, - оценивать работу одноклассников, - выявлять причинно-следственные связи, - определять критерии для сравнения фактов, явлений, - анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, - работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, - создавать объяснительные тексты - выслушивать и объективно оценивать другого, - уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять: Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России; межнациональные проблемы; география религий; языковые семьи и группы; многоконфессиональность; | ||
60 | Этническая мозаика России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
61 | Религии народов России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
62 | Пр/р №11 «Религии народов России» | 1 | УКПЗ | Пр/р | |||||
63 | Плотность населения | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | |||||
64 | Расселение и урбанизация | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
65 | Города России | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
66 | Сельская Россия | 1 | УОСЗ | Фронтальный опрос, работа с атласами | |||||
67 | Контрольная работа № 2 по теме «Население России» | 1 | УКОКЗ | Тестовая работа | |||||
68 | Резервное время | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...