Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс)

Щукина Ирина Васильевна

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________  

от «___» ___________ 2017 г.

Рабочая программа

по географии

для 6 класса

на 2017-2018  учебный год

2017

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5—9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс» (М.: Дрофа, 2014).

      Цель начального курса географии

 Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

      Задачи

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир» и «География. Начальный курс» 5 класс;

- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

-приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

-познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

-показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все,  что он сам делает в окружающем его мире.

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

   География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.                    

   Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной  дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

   Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Для обязательного изучения учебного предмета «География. Начальный курс» в 6 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

       Практических работ - 10.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

          Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-Смысловое чтение;

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-Умение осознанно использовать Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

-Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах Земли;

-Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;

-Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

-речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регулирование своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Введение (2 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля – планета Солнечной системы.

Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли. (11ч)

План местности (5 ч)

Понятие о плане местности.

Масштаб. Практическая работа № 1 Изображение здания школы в масштабе

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2 Определение направления и азимута по плану местности

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки

Географическая карта (6ч)

Форма и размеры Земли.

Географическая карта.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта.

Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа № 4 Определение географических координат объектов

Изображение на физических картах высот и глубин. Итоговые задания по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки (20ч)

Литосфера (5ч)

Земля и её внутреннее строение.

Движения земной коры. Вулканизм.

Рельеф суши. Горы.

Равнины суши. Практическая работа № 5 Описание форм рельефа

Рельеф дна Мирового океана. Итоговые задания по теме «Литосфера»

Гидросфера (7ч)

Вода на Земле.

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Движение воды в океане.

Подземные воды.

Реки.

Озёра. Практическая работа № 6 Описание внутренних вод

Ледники. Итоговые задания по теме «Гидросфера»

Атмосфера (6ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Температура воздуха. Практическая работа № 7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8 Построение розы ветров

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

Погода и климат.

Причины, влияющие на климат. Итоговые задания по теме «Атмосфера»

Биосфера. Географическая оболочка (2ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Природный комплекс. Практическая работа № 10 Характеристика природного комплекса

Раздел 4. Население Земли (1ч)

Население Земли

Резервное время (1ч)

6.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела, темы раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Введение

2 ч

1

2

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля – планета Солнечной системы.

знать / понимать

1. предмет изучения географии,

2.основные этапы познания планеты,

3.Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца,

4. времена года

5.основные пути получения географической информации в прошлом

6.основные этапы накопления географических знаний

7.имена путешественников и учёных

  уметь

1.называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

2.показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий

Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли

11 ч

План местности

5 ч

знать / понимать

1.изображение местности на карте

2.термины  «план  местности», «масштаб», «стороны горизонта», «ориентирование», «меридиан», «параллель», «географические координаты»

уметь

1.определять стороны горизонта, значение высот, глубин

2.называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки

3.ориентироваться на местности по компасу, по местным ориентирам

4. определять координаты географических объектов

3

4

5

6

7

Понятие о плане местности.

Масштаб. Практическая работа № 1 Изображение здания школы в масштабе

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2 Определение направления и азимута по плану местности

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки

Географическая карта

8

9

10

11

  12

13

Форма и размеры Земли.

Географическая карта.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта.

Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа № 4 Определение географических координат объектов

Изображение на физических картах высот и глубин. Итоговые задания по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Раздел  3. Строение Земли. Земные оболочки

20 ч

Литосфера

знать / понимать

1.строение Земли

2.определение сфер Земли

3.основные формы рельефа

4.что такое гидросфера, её состав

5.понятия:  моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги

6.свойства океанических вод

7.закономерности океанических течений

8.классификация внутренних вод

9.составные части реки

10.образование озёрных котловин

11.классификация искусственных водоёмов

12.что такое атмосфера, её строение и роль в жизни Земли

13.что такое атмосферное давление

14.образование ветра

15.образование облаков и атмосферных осадков

16.численность населения земли, основные расы

17.основные типы населенных пунктов

уметь

1.показывать формы рельефа (горы, равнины и т.п.)

2.определять расположение гор, равнин

3.объяснять причины землетрясений и извержений вулканов

4.называть и показывать реки, озёра, каналы, проливы, заливы, моря, океаны

5.давать характеристику внутренним водам

6.измерять температуру воздуха, определять среднесуточные температуры

7.строить розу ветров

8.давать характеристику природного комплекса

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.чтение карт различного содержания;

2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями;  

3.наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности;

4.проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статестических, геоинформационных

14

15

16

17

18

Земля и её внутреннее строение.

Движения земной коры. Вулканизм.

Рельеф суши. Горы.

Равнины суши. Практическая работа № 5 Описание форм рельефа

Рельеф дна Мирового океана. Итоговые задания по теме «Литосфера»

Гидросфера

19

20

  21

22

23

24

25

Вода на Земле.

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Движение воды в океане.

Подземные воды.

Реки.

Озёра. Практическая работа № 6 Описание внутренних вод

Ледники. Итоговые задания по теме «Гидросфера»

Атмосфера

26

27

28

  29

30

  31

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Температура воздуха. Практическая работа № 7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8 Построение розы ветров

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

Погода и климат.

Причины, влияющие на климат. Итоговые задания по теме «Атмосфера»

Биосфера. Географическая оболочка

32

33

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Природный комплекс. Практическая работа № 10 Характеристика природного комплекса

Раздел 4. Население Земли

34

Население Земли

знать / понимать

1.численность населения земли, основные расы

2.основные типы населенных пунктов

3.влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы

4.классификация стихийных природных явлений

уметь

1.приводить примеры крупнейших городов мира (3-4),крупнейших народов мира, наиболее распространённых языков, религий, крупнейших по численности и населению стран  

2.называть меры по охране природы.

35

Резервное время

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебники и УМК:

 Стандарты второго поколения  М.: Просвещение

География. Начальный курс. 6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. -М.: Дрофа, 2014

Сонин Н.А, С.В. Курчина. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой -М.: Дрофа, 2012

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс»

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

10. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс. География»

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

10. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

Медиаресурсы

Электронное приложение к учебнику

Оборудование по географии

Таблицы:

Ориентирование на местности

Способы добычи полезных ископаемых

Воды суши

Животный мир материков

Календарь наблюдений за погодой

Полезные ископаемые и их использование

Растительный мир материков

Рельеф и геологическое строение Земли

Таблицы по охране природы

Набор «Путешественники» (портреты)

Карты мира

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Приборы

Компас ученический

Барометр-анероид учебный

Глобус Земли физический

Глобус Земли политический

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов



                                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                      Директор школы:

                                                                                                                                                        _____________ / Вязовова С.В. /

       

                                                                                                                                        «___» _____________ 2019 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии 6 класс

    на 2019 - 2020 учебный год

Раздел,

тема урока

Кол-

во

часов

Тип урока

Вид

контроля

Планируемые результаты

(по разделам)

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

Раздел 1. Введение (2 ч)

1

Открытие, изучение и преобразование Земли.

1

Урок «открытия» нового знания

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

2

Земля – планета Солнечной системы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изготовление модели Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения

Научиться моделировать движение Земли

Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли (11ч)

План местности (5ч)

3

Понятие о плане местности.

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

4

Масштаб. Практическая работа № 1

Изображение здания школы в масштабе

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос Практическая работа

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой, называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе

Уметь объяснить понятия «масштаб», «виды масштаба». Определять по масштабу расстояние

5

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2 Определение направления и азимута по плану местности

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Практическая работа

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности

Научиться определять стороны горизонта,  ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Уметь объяснять значение понятия «азимут». Определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности. Ориентироваться на местности при помощи компаса

6

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

Урок «открытия» нового знания

Составление опорного конспекта рассказа

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой, называть масштаб глобуса, карты  и показывать изображения разных видов масштаба, уметь различать «абсолютную» и  «относительную» высоты

Уметь объяснять значение понятий «рельеф», «абсолютная», «относительная» высота, «горизонтали». Знать способы изображения рельефа на планах и географических картах.

7

Составление простейших планов местности.

Практическая работа № 3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки

1

Урок «открытия» нового знания

Составление опорного конспекта рассказа

Практическая работа

Формирование

интереса к новым знаниям

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Научиться пользоваться компасом, определять стороны горизонта, строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

Географическая карта (6 ч)

8

Форма и размеры Земли

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле

Называть элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

9

Географическая карта.

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать географические карты

Знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различия между видами географических карт.

10

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с картами

Формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

формировать умения ставить учебную цель, совершенствовать приемы работы с картами, искать и отбирать информацию

Называть элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

11

Географическая широта.

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формирование ответственного отношения к учебе.

Называть элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

12

Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа № 4

Определение географических координат объектов

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с картами Практическая работа

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Называть элементы градусной сети, объяснять их особенности.

Определять географические координаты точек

13

Изображение на физических картах высот и глубин.

Итоговые задания по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Урок общеметодологической направленности

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с картами

Контрольная работа

Формирование ответственного отношения к учебе,

осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

формировать умения ставить учебную цель, совершенствовать приемы работы с картами, искать и отбирать информацию

Расширять знания о рельефе земной коры. Формировать понятия  «послойная окраска», шкала высот и глубин

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки (20 ч)

Литосфера (5ч)

14

Земля и её внутреннее строение.

1

Урок общеметодологической направленности

Составление опорного конспекта рассказа

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

Уметь объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора». Знать  внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.

15

Движения земной коры  Вулканизм.

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Подготовка сообщения и презентаций о вулканах и землетрясениях

Формировать устойчивую познавательную мотивацию и интерес к предмету

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Знать что такое подвижные участки земной коры, основные зоны землетрясений, вулканизма на Земле, методы предсказания и защиты от опасных природных явлений, правила обеспечения личной безопасности

16

Рельеф суши. Горы.

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формировать осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Уметь объяснять значение понятий «горы», работать с к/к. Знать: классификацию гор по высоте, происхождению, строению; стихийные процессы в горах. Овладение основами картографической грамотности.

17

Равнины суши.

Практическая работа № 5 Описание форм рельефа

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с

картами Практическая работа

Формировать устойчивую познавательную мотивацию и интерес к предмету

Уметь объяснять значение понятий «равнины»,  различать равнины по высоте над уровнем моря, по происхождению, по строению, находить крупнейшие равнины на физической карте, обозначать изученные объекты на  контурной карте.

18

Рельеф дна Мирового океана. Итоговые задания по теме «Литосфера»

1

Урок общеметодологической направленности

Контрольная работа

Формировать осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Формировать и развивать по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Уметь объяснять значение понятий «Мировой океан»,  «материковая отмель», «срединно-океанические хребты». Называть методы изучения земных недр и Мирового океана. Приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами

Гидросфера (7 ч)

19

Вода на Земле.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с картами

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Уметь объяснять значение понятий «гидросфера».  Знать роль гидросферы в природе.

20

Части Мирового океана. Свойства вод океана

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов, архипелагов.

Уметь объяснять значение понятий: море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой.  

Овладевать основами картографической грамотности. Знать основные свойства воды

21

Движение воды в океане.

1

Урок общеметодологической направленности

Составление опорного конспекта рассказа

Формировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Знать основные виды движения воды в океане; причины образования волн; океанические течения, причины их образования, виды и их значение.

22

Подземные воды.

1

Урок общеметодологической направленности

Составление опорного конспекта рассказа

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: определять  цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации.

Знать виды подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источнику чистой воды

23

Реки.

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Работа с картами

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Знать определение реки и ее частей,  питание и режим реки.

Называть и показывать части речной системы; учиться подписывать реки на контурной карте

24

Озёра. Практическая работа № 6 Описание внутренних вод

1

Урок «открытия» нового знания

Составление характеристики образования озерных котловин

Практическая работа

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: определять  цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации.

Знать типы озерных котловин, различия озер по сточности и солености.

Овладение основами картографической грамотности.

25

Ледники. Итоговые задания по теме «Гидросфера»

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Контрольная работа

Формирование ответственного отношения к учебе.

Формирование экологической культуры.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение ледников.

Уметь объяснять значение понятий «ледник»; «снеговая граница», «морена», «айсберги». Знать как образуются ледники, типы ледников. Знать роль гидросферы в природе, части гидросферы.

Овладение основами картографической грамотности.

Атмосфера (6 ч)

26

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, осознания необходимости расширения кругозора, обогащения словарного запаса.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня погоды»

Знать значение атмосферы, ее роли в жизни человека, состав атмосферы, отличительные особенности ее  слоев, методах изучения атмосферы

27

Температура воздуха Практическая работа № 7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

1

Урок «открытия» нового знания

Составление опорного конспекта рассказа Практическая работа

Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении температуры  для жизни на Земле

Уметь определять температуру воздуха, среднесуточную температуру воздуха за сутки, месяц.

28

Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8 Построение розы ветров

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Практическая работа

Формирование кругозора и обогащение словарного запаса

Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Знать причины образования атмосферного давления, его изменении с высотой.

Уметь определять атмосферное давление.

Уметь объяснять значение понятия «ветер», «муссоны», «бриз».

Знать причины образования ветра, виды ветров, их особенности.

29

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Практическая работа

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

развивать умения решать задачи на определение влажности воздуха.

Уметь объяснять значение понятия «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность»; определять абсолютную и относительную влажность воздуха.

Знать виды облаков, атмосферных осадков.

Уметь строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.

30

Погода и климат.

1

Урок «открытия» нового знания

Составление опорного конспекта рассказа

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

уметь давать характеристику погоде и климату

Знать понятия «погода», ее важнейшие показатели, основные факторы, влияющие на погоду территории.

Знать понятия ««климат», его важнейшие показатели, основные факторы, влияющие на климат территории; «воздушные массы» и их характеристики.

31

Причины, влияющие на климат.

Итоговые задания по теме «Атмосфера»

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Контрольная работа

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

уметь давать характеристику погоде и климату

Формировать понятие «климат», представление  о причинах  его формирующих:  географическая широта, положение относительно горных хребтов, высота  местности над уровнем моря. Знать, чем отличаются понятия «погода» и «климат», историю развития и становления науки климатологии.

Уметь вести диалог, пользоваться картами атласа, делать выводы из посылок.

Биосфера. Географическая оболочка (2 ч)

32

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

33

Природный комплекс. Практическая работа № 10 Характеристика природного комплекса

1

Урок «открытия» нового знания

Фронтальный опрос

Практическая работа

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу

Раздел 4. Население Земли (2ч)

34

Население Земли

1

Урок общеметодологической направленности

Фронтальный опрос

Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:

высказывать свою точку зрения на поставленную проблему, вести дискуссию.

Знать основные различия между расами людей. Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...