Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5 класс)
Программа ориентирована на УМК:
- Учебник «Начальный курс – География» 5 класс -предметная линия учебников А.А.Летягин под общей редакцией В.П. Дронова издательский центр «Вентана – Граф» -2015 г.
- Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А .Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.
- Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2015г.
- Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.5_kl.docx | 74.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ //Юндунова Н.Б. Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ «СОШ №50» _____ /Воробьева Е.П./ «___» _________ 20_г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №50» _____ _ /Дамбуев Р.В. / Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_Елбоновой Людмилы Аркадьевны
Ф.И.О., категория 1
по географии 5 класс
предмет, класс и т.п.
2019-2020г.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 50 г. г .Улан-Удэ
- Примерных программ по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр « Вентана-Граф» 2015 г. Авторы – составители: А. А. Летягин.
Программа ориентирована на УМК:
- Учебник «Начальный курс – География» 5 класс -предметная линия учебников А.А.Летягин под общей редакцией В.П. Дронова издательский центр «Вентана – Граф» -2015 г.
- Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А .Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.
- Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2015г.
- Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2015г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:
- освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);
- универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
- использование ИКТ;
- алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
- самостоятельная работа,
- внеучебная деятельность.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI- по 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
В VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Данная программа рассчитана в 5 классе на 35 часов, из них практических работ -9, контрольная работа - 1.
При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты изучения географии начальный курс:
Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты изучения географии начальный курс:
Источники географической информации
Ученик научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Ученик научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание учебного предмета
География начальный курс
Введение.
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел «Земля как планета Солнечной системы»
Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел «Геосферы Земли»
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское , Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
Календарно-тематическое планирование
5 «Б» класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
План | Фактически | ||||
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||||
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) | |||||
1 | 4.09 | . География — одна из наук о планете Земля. | : Наблюдает за географическими объектами своей местности. Изучает правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.. | Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Личностные: испытывает положи-тельное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.. Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Личностные: испытывает желание осваивать новью виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | |
2 | 11.09 | ПР№1 « Создание модели, показывающей шарообразность Земли | Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли. | ||
3 | 18.09 | Наблюдения — метод географической науки . ПР№2 «Изготовление модели гномона | Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением Проводить наблюдение за изменением тени гномона направления и длины тени гномона в течение некоторого | ||
Земля как планета | Солнечной системы (4 ч) | ||||
4 | 25.09 | Земля среди других планет Солнечной системы. | Знать размеры Земли. Экваториальный и полярный радиусы. Размер земли, возраст Земли, зарождение жизни на Земле. | ||
5 | 2.10 | ПР№3 «Глобус- модель Земли. | Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель | ||
6 | 9.10 | Движение Земли по околосолнечной орбите | Знать: правила работы с календарём погоды, календарём природы. Следствие движения Земли вокруг Солнца и своей орбиты. Уметь: заполнять календарь погоды при помощи условных знаков, вести наблюдения за сезонными изменениями природы. | ||
7 | 16.10 | Суточное вращение Земли. ПР№4 « Изучение модели- Земля- Луна- Солнце». | Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли. | Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач; использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Личностные :с желание осваивает новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Коммуникативные: взаимодействие -владеет коммуникативно-речевыми действиями, направленными на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект); кооперация - осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; интериоризация - умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности. Личностные: имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: актуализирует и восстанавливает знания о происхождении вулканов. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Личностные: желание осваивать но-вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения. | |
Литосфера (9 ч) | |||||
8 | 23.10 | Слои «твёрдой» Земли | Знать: строение Земли, определения, что такое мантия, земная кора, литосфера Уметь: показывать твёрдые слои Земли | ||
9 | Вулканы Земли | Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы | |||
10 | 13.10 | Из чего состоит земная кора | Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов | ||
11 | 20.10 | ПР№5 «Изучение горных пород» | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведенияизучения горных породсвоей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить | ||
12 | 27.10 | Строение земной коры. Землетрясения | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы | ||
13 | 4.12 | . Рельеф земной поверхности | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. | ||
14 | 11.12 | Относительная и абсолютная высота | Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности | Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их пре-одолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников. Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Личностные: желание осваивать но-вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | |
15 | 18.12 | . Человек и литосфера. ПР№6 «Работа с топонимическим словарём». | . Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение пол. ископ. своей местности и собирать образцы | ||
16 | 25.12 | Обобщение по теме: «Литосфера». | |||
Атмосфера (4 ч) | |||||
17 | 15.01 | Воздушная оболочка Земли | Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления | ||
18 | 22.01 | Погода и метеорологические наблюдения. | Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными | ||
19 | 29.01 | Практическая работа № 7 Определение атмосферного давления | Работа с «Дневником географа-следопыта» для проведения измерений скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными | ||
20 | 05.02. | Человек и атмосфера | Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) | Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой; контролирует правильность и полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном (ключи, ответы); осуществляет взаимоконтроль; использует речь для регуляции своих действий и действи | |
Водная оболочка Земли (7 ч) | |||||
21 | 12.02 | Вода на Земле. ПР№7 «Изучение свойств воды». | Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников. Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой; контролирует правильность и полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном (ключи, ответы); осуществляет взаимоконтроль; использует речь для регуляции своих действий и действий одноклассников. Личностные: положительное отноше- ние к учению, познавательной деятель- ности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: умеет обмениваться разными точками зрения в парах, строить понятные для партнеров монологические высказывания, согласовывать действия с партнером, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом | |
22 | 19.02. | ПР№8 «Изучение свойств воды». | . Заполнение «Дневника географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды | ||
23 | 26.02. | Мировой океан — главная часть гидросферы | . Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» | ||
24 | 04.03. | Воды суши. Реки | Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек | ||
25 | 11.03. | Озёра. Вода в «земных кладовых». | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород | ||
26 | 18.03. | Человек и гидросфера | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой; контролирует правильность и полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном (ключи, ответы); осуществляет взаимоконтроль; использует речь для регуляции своих действий и действий одноклассников. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, осуществляет качественную характеристику рассматриваемого понятия ; делает выводы и обобщения. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Личностные: желание осваивать но- вые виды деятельности в индивиду- альной, групповой, парной формах ра- боты, участвовать в творческом, созидательном процессе с целью развития рефлективно -аналитических способностей. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | |
27 | 25.03. | Обобщение по теме: «Гидросфера» | |||
Биосфера 5 ч | |||||
28 | 01.04. | Оболочка жизни. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов | ||
29 | 08.04. | Жизнь в тропическом поясе. | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания | ||
30 | 15.04. | . Растительный и животный мир умеренных поясов | Создавать игры биогеографического содержания. | ||
31 | 22.04. | Жизнь в полярных поясах и в океане | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных | ||
32 | 29.04. | . Природная среда. Охрана природы. | Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экол. тропы. | Регулятивные: контролирует правильность и полноту ответов учащихся; оценивает правильность выполнения действия, требованиям поставленной задачи; принимает и сохраняетучебную задачу. Коммуникативные:умеет обмениваться разными точками зрения в парах, строить понятные для партнеровмонологические высказывания, согласовывать действия с партнером, осуществлять совместную деятельностьв парах и рабочих группах с учетомконкретных учебно-познавательныхзадач; взаимодействует с учителемво время фронтального опроса. Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: осуществляет индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлекивноаналитических способностей; принимает и сохраняет учебную задачу. Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: осуществляет индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлекивноаналитических способностей; принимает и сохраняет учебную задачу . Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: осуществляет индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлекивноаналитических способностей; принимает и сохраняет учебную задачу. | |
33 | 06.05. | Повторение темы «Географические оболочки» | |||
34 | 13.05. | Повторение темы «Географические оболочки | Устанавливает взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана. Приводит примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. | ||
35 | 20.05. | . Итоговое повторение за год. | Устанавливает взаимосвязи между оболочками Земли.Отбирает источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки. Выделяет, описывает и объясняет существенные признаки круговорота вещества в природе. Составляет описание представителей различных рас |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
Основная
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г. Авторы – составители: А.А.Летягин.
3. Учебник «Начальный курс – География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2015 г.
Дополнительная
4. -«Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия».
5. Мультимедийные учебные пособия по курсу географии основной школы.
6. Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.
7. Газета «Первое Сентября»- 2011-2015г.г.
Литература для учащегося
Основная
1. Учебник «Начальный курс – География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П. Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2015г.
2. Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А. Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 20125г.
3. Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2015г.
4. Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2015г.
Дополнительная
5. -«Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Технические средства обучения.
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Экран.
Интернет-ресурсы для учителя:
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Вентана-Граф»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»
http://www.1september.ru – газета «География», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках географии (методическая коллекция Т.Ю.Багадина)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы для учеников:
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по географии и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «География мира»
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Предметные результаты изучения темы «Введение.
Географическое познание нашей планеты». Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас. Использовать понятия географический объект, компас для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
Предметные результаты изучения раздела «Земля как планета Солнечной системы».
Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
Использовать понятия глобус, земная ось, географический полюс, экватор для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.
Приводить примеры планет земной группы.
Понимать причины фенологических явлений.
Использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений.
Предметные результаты изучения темы «Литосфера»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины.
Использовать понятия литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.
Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.
Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.
Составлять описание гор и равнин, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Предметные результаты изучения темы «Гидросфера»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: гидросфера, океан, море, река, озеро.
Использовать понятия гидросфера, океан, море, река, озеро для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.
Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды.
Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.
Составлять описание океанов и рек, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Предметные результаты изучения темы «Атмосфера»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.
Использовать понятия атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.
Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.
Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных
осадков, преобладающие направления ветра.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Предметные результаты изучения тема «Биосфера»
Знать и объяснять существенные признаки понятий: биосфера, природный комплекс.
Использовать понятия биосфера, природно-территориальный комплекс для решения учебных задач по определению механического состава почвы, по определению правил ухода за комнатными растениями.
Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли.
Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением о портфолио обучающегося ступени основного общего образования
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- проверочные, контрольные работы по предметам;
- комплексные работы на межпредметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Национально- региональный компонент:
Основной задачей национально- регионального компонента является отражение специфики и особенностей Республики Бурятия. Он является важной составной частью школьного географического образования в едином образовательном пространстве России. Национально- региональный компонент рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет учителю самостоятельно включать в процесс изучения отдельных разделов и тем необходимый объем содержания. Это повышает результативность обучения и географическую культуру учащихся и позволит им вне зависимости от места обучения и используемых учителем программ овладеть объемом географических знаний и умений, как базового , так и регионального уровня географического образования.
Раздел: Геосферы Земли
Тема. Литосфера.
Особенности рельефа Бурятии: своеобразие форм рельефа, горных пород, характер залегания.
Тема. Гидросфера.
Определение положения своей местности относительно морей и океанов; измерение по карте расстояния от своей местности до ближайшего моря.
Воды суши. Озера своей местности. Озеро Байкал. Народные обычаи и традиции, предания, поговорки, связанные с водой.
Тема. Атмосфера.
Определение атмосферного давления своей местности. Меры по охране воздуха от загрязнений в своей местности. Погода и климат своей местности.
Тема. Биосфера.
Растительный и животный мир Бурятии. Влияние человека. Охрана. и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...