Урок-семинар «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы» ,10 класс
план-конспект занятия по географии (10 класс)

Терехина Елена Алексеевна

Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

108840, г. Москва, г. Троицк, ул. Школьная, д.10, тел./факс (495) 851-03-11,

e-mail: gimnvp@mail.ru, gympushkova@edu.mos.ru; http://gympushkova.mskobr.ru/,

ОКПО 45756043, ОГРН 1025006034723, ИНН/КПП 5046051906/775101001

Урок-семинар «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»

10 класс  

Подготовил: учитель географии Терехина Е.А.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.

3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, учебники, схемы и таблицы по теме (наглядный материал), презентация., ресурсы МЭШ

ТИП УРОКА: урок-семинар

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока – «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы». Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем . К концу нашего урока вы должны будете заполнить таблицу .

III. Изучение нового материала

1.Вступление.

 Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

        Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

        Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

                                                                               2. Доклады учащихся

Группы учащихся делают сообщения (презентации) о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради .(приложение 1).

        3.Обсуждение вопросов семинарского занятия

После  сообщения о загрязнении гидросферы  идет обсуждение:

1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами

2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?

3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира

После сообщения о загрязнении атмосферы  идет обсуждение:

  1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
  2.  Что значит термин “парниковый эффект”?
  3.  Что является причиной этого явления?
  4. Расскажите, каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя

После сообщения о загрязнении литосферы идет обсуждение:

1.Какие «грязные» производства вы знаете?

2.Объясните термин «мусорная цивилизация»

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли

                                                                         IV. Рефлексия.

Основных пути решения природоохранных проблем

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной («чистой») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

V. Подведение итогов

        Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для Земли и общества в целом, так и для себя лично .А начать необходимо с малого. С себя и своего отношения к окружающей среде. Проверка заполнения таблицы (Приложение №1)

Приложение №1

Загрязнение географических оболочек Земли

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение литосферы

Загрязнение гидросферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...

Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»

Суд-игра на тему  «Загрязнение окружающей среды  и экологические проблемы общества»...

Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» 10 класс

Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных  предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом ...

Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы

Конспект урока и презентация в 10 классе!...

Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества»

Урок-суд «Загрязнение окружающей средыи экологические проблемы человечества»(интегрированный урок по Биологии, Географии, Праву) Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические...

Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества»

Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом ...