Методическая помощь учителю географии
методическая разработка по географии

Валеева Гузель Фахрисламовна

Методические рекомендации учителю географии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования

Слайд 2

Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию внеурочной деятельности Закон «Об образовании в Российской Федерации» Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 г. № Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

Слайд 3

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Слайд 4

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан» Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5). Примерный учебный план основного общего образования. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Слайд 5

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной Определение

Слайд 6

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребёнком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации Цель

Слайд 7

- учёт индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона Планирование и организация внеурочной деятельности

Слайд 8

Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать: 1) планируемые результаты внеурочной деятельности; 2) содержание внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование (соотношение 70/30% с 5 по 9 классы) Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО от 17.12.2010г. №1897 Рабочие программы внеурочной деятельности

Слайд 9

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы: Личностные Метапредметные Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Слайд 10

Планируемые результаты освоения Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности социальные компетенции, правосознание способность ставить цели и строить жизненные планы способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Слайд 11

Метапредметные , включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Слайд 12

Метапредметные Регулятивные УДУД (ученик сможет…) Познавательные УУД (ученик сможет…) Коммуникативные (ученик сможет…)

Слайд 13

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению… Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок.. Личностные

Слайд 14

Перечень и название разделов и тем Необходимое количество часов для изучения раздела, темы Темы практических и лабораторных работ Возможные виды самостоятельной работы Часть участников образовательных отношений Содержание курса внеурочной деятельности

Слайд 15

1) Тема (раздел) 2)Количество часов, отводимых на изучение темы Указана предполагаемая дата Оформляется как приложение к рабочей программе Тематическое планирование

Слайд 16

Рассматриваются МО учителей школы, согласовываются с заместителями директора по УВР и утверждаются директором школы до 30 августа. По итогам утверждения РП издаётся приказ об утверждении РП РП составляется учителем и издаётся в 2 экземплярах В ОУ Положение о РП Порядок утверждения РП внеурочной деятельности

Слайд 17

РП внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу т реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий Формы реализации внеурочной деятельности ОУ определяет самостоятельно

Слайд 18

Исследовательский, творческий характер Индивидуальная и групповая работа Гибкий режим занятий Переменный состав обучающихся Проектная и исследовательская деятельность Формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования

Слайд 19

« Портфолио» (дневник личных достижений) «Цифровое портфолио» Результаты внеурочной деятельности

Слайд 20

Участники образовательных отношений Кадровое обеспечение внеурочной деятельности

Слайд 21

1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание Объект оценки личностных результатов

Слайд 22

Виды деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; фестивали наук; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Слайд 23

Вид внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Игровая Военно-патриотическое Проектная деятельность Познавательная Научно-познавательное Военно-патриотическое Проектная деятельность Проблемно-ценностное общение Военно-патриотическое Проектная деятельность Досугово-развлекательная (досуговое общение) Военно-патриотическое Проектная деятельность

Слайд 24

Вид внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Художественное творчество Художественно-эстетическое Военно-патриотическое Проектная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая) Общественно полезная деятельность Военно-патриотическое Проектная деятельность Трудовая (производственна) Военно-патриотическое Проектная деятельность Спортивно-оздоровительная Туристско-краеведческая Военно-патриотическое Проектная деятельность Спортивно-оздоровительное Военно-патриотическое Проектная деятельность

Слайд 25

Формы внеурочных занятий занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях): - тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности); - комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности); - игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр). выездные занятия: - экскурсии, поездки; - походы (в том числе культпоходы); - экспедиции; - практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях); - полевые практики.

Слайд 26

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (организационный механизм) Внеурочная деятельность План образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (экскурсии, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня»

Слайд 27

Линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года) Модульная (концентрация видов и программ внеурочной деятельности в определенном периоде времени) Смешанная (элементы линейной и модульной моделей) Модели реализации внеурочной деятельности

Слайд 28

Индивидуальная деятельность Коллективная деятельность 1. Целеполагание Формирование положительной мотивации на участие в деятельности Создание условий для осознания ребёнком проблемы, которую можно решить, включившись в деятельность Определение совместно с педагогом и детьми проблемы, которую можно решить, организовав коллективную деятельность Определение целей деятельности Создание условий для осознания каждым ребёнком лично значимой цели работы Разработка коллективной системы общих и индивидуальных целей деятельности Проектирование ожидаемого результата деятельности Определение перечня возможных личных достижений, планируемого вклада в личный результат Обсуждение ожидаемых по итогам деятельности коллектива изменений и характеристика результатов работы 2. Планирование Определение содержания деятельности Выделение основных направлений и видов работы. Характеристика оптимальных временных границ деятельности на каждом этапе работы и в целом Графическое представление объёма предстоящей деятельности 3. Подготовка Подбор способов реализации содержания деятельности Определение перечня необходимых для осуществления работы средств

Слайд 29

Условия эффективности проведения внеурочных занятий

Слайд 30

В соответствии с ФГОС основного общего образования должны быть отражены группы личностных, метапредметных, предметных результатов. Каждая группа планируемых результатов должна быть представлена блоками «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»

Слайд 31

- достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника ( итоговое оценивание в ходе обучения и в конце обучения, в т.ч. в форме ГИА, задания базового уровня ) Блок «Ученик научится»

Слайд 32

результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала Блок «Ученик получит возможность научиться»

Слайд 33

1)воспитание Личностные результаты должны отражать

Слайд 34

Педагогические методы: лекция (классическая, вводная, обзорная, проблемная, обобщающая) Практикум, лабораторная работа, семинар, наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, рассказ, работа с учебником, метод упражнений, частично-поисковый и др Педагогические технологии, методы, основанные на дифференциации требований к подготовке обучающихся

Слайд 35

Метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) дискуссия, дебаты, мозговой штурм, игровые методы, метод взаимного обучения и

Слайд 36

рабочие тетради, задачники, практикумы комплекты учебного оборудования электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов система оценивания планируемых результатов Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Слайд 37

Положения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/) Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов

Слайд 38

перечень и название разделов и тем курса необходимое количество часов для изучения раздела, темы темы практических работ возможные виды самостоятельной работы учащихся Содержание учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности

Слайд 39

1. Тема (раздел). 2. Количество часов, отводимых на изучение темы. Тематическое планирование

Слайд 40

указание нумерации планируемая и фактическая даты проведения урока тема урока Календарно-тематическое планирование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования

Слайд 2

Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету «География» Закон «Об образовании в Российской Федерации » Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 г. № Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего , среднего общего образования» Постановление Главного государственного санитарного врача « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

Слайд 3

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Слайд 4

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан» Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5). Примерный учебный план основного общего образования. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Слайд 5

Р абочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование.

Слайд 6

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы: Личностные Метапредметные Предметные Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса после освоения программы основной школы (5-9 )

Слайд 7

Л ичностные результаты при обучении географии готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности социальные компетенции, правосознание способность ставить цели и строить жизненные планы способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Слайд 8

Метапредметные , включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Слайд 9

В соответствии с ФГОС основного общего образования должны быть отражены группы личностных, метапредметных , предметных результатов . Каждая группа планируемых результатов должна быть представлена блоками «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться »

Слайд 10

- д остижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника ( итоговое оценивание в ходе обучения и в конце обучения, в т.ч. в форме ГИА, задания базового уровня ) Блок «Ученик научится »

Слайд 11

результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала Блок «Ученик получит возможность научиться»

Слайд 12

включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета Предметные результаты

Слайд 13

Педагогические методы: лекция (классическая, вводная, обзорная, проблемная, обобщающая) Практикум , лабораторная работа, семинар, наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, рассказ, работа с учебником, метод упражнений, частично-поисковый и др Педагогические технологии, методы, основанные на дифференциации требований к подготовке обучающихся

Слайд 14

Метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) дискуссия , дебаты, мозговой штурм, игровые методы, метод взаимного обучения и

Слайд 15

рабочие тетради, задачники, практикумы комплекты учебного оборудования электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов система оценивания планируемых результатов Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Слайд 16

Положения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru /) С одержание рабочих программ учебных предметов, курсов

Слайд 17

перечень и название разделов и тем курса необходимое количество часов для изучения раздела, темы темы практических работ возможные виды самостоятельной работы учащихся Содержание учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности

Слайд 18

1. Тема (раздел). 2. Количество часов, отводимых на изучение темы. Тематическое планирование

Слайд 19

указание нумерации планируемая и фактическая даты проведения урока тема урока Календарно-тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятия по использованию потенциала педагогов школы для оказания методической помощи учителям начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Вязники по внедрению ФГОС НОО

Данная разработка позволяет в системе на основе принципа преемственности  вести работу по переходу на новые ФГОС...

В помощь учителю географии

В данном списке представлены полезные ссылки на сайты учителей географии, где можно найти интересные разработки уроков, видеоуроки, а также подготовится к сдаче ГИА, найти презентации, интерактивные к...

Методическая помощь учителю истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ.

Данная помощь заключается при подготовке ученику, в работе с готовыми тестовыми заданиями....

Методическая помощь учителю физической культуры

Представлены проекты, НОУ, презентации, метадические разработки, видеоматериалы, рабочие программы....

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...