Развитие творческого мышления на уроках географии
статья по географии
Статья о развитии творческих возможностей на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_na_urokah_geografii_.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления на уроках географии
В школе необходимо формирование у учащихся способности самостоятельно:
- думать;
- работать;
- мыслить;
- добывать и применять знания;
- тщательно продумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Поэтому необходимо:
- развивать познавательную деятельность;
- учить самостоятельно овладевать знаниями;
- формировать собственное мировоззрение;
- научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания на практике и в жизненных ситуациях;
- научить свободно ориентироваться в пространстве идей;
- развивать логическое мышление;
- учиться выработке целостного взгляда на мир, что сформирует интеллектуальную личность с высокими нравственными качествами.
Самостоятельная работа дает возможность формирования прочных знаний учащихся, воспитания в них активной личности, развитие их умственных способностей. Для развития творческих способностей необходимо развивать у учащихся способность к :
- анализу;
- содержательным обобщениям;
- установлению причинно-следственных связей;
- раскрытию логики рассуждений;
- к стремлению принятия нестандартных решений.
Творческое мышление предполагает активность мыслительной деятельности. Ученик должен учиться раскрыть логику рассуждений.
Обучить творчеству как самостоятельному виду деятельности - это новая задача школы. Продуманная работа учителя должна создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, приближения школьника к его главной цели, а именно:
- формированию умения учиться;
- развитию познавательной и творческой активности;
- живому осмыслению предмета (географии);
- овладению содержанием предмета;
- развитию качеств творческого отношения к жизни.
Важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений.
Современный этап педагогической науки это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельности развивающей, формирующей особенность личностных качеств обучающегося, развитию творческого потенциала. Развивающее обучение формирует самостоятельную познавательную деятельность. Усвоенные приемы учебной работы являются средством приобретения новых знаний не только в классе, но и в не школы. Повышает активность обучающихся поисковая постановка учебных задач, требующая активной мыслительной деятельности. Основная задача географической науки сформировать у обучающихся понятие единого мира как составной части ноосферы. Формирование сознания необходимости усвоения моральных ценностей, норм и правил цивилизованного человека. Путь реализации идет через формирование географического мышления, развитие свободно творчески-мыслящей личности, представлению о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии. Формирование географической, картографической, экологической, социально-экономической грамотности является важной составляющей культуры каждого человека. Формирование творческого мышления возможно при наличии системы целенаправленного сформированного приема умения учиться. Развитие творческого мышления можно формировать через различные формы наблюдения, в том числе различного рода экскурсий, в работе со школьным учебником, в ответах на вопросы где необходима связь текста с иллюстрацией, в установлении взаимосвязей и причин явлений. Развитие творческого потенциала возможно через обучение учащихся использовать различные источники знаний. Для работы с каждым источником знаний используются разные задания. Творческая работа вырабатывает высокую культуру умственную труда, что предполагает:
- изучение вопроса;
- ведение записей;
- стремление вникнуть в сущность вопроса.
В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. Развитие творческого мышления как самостоятельного вида деятельности - это новая задача образования. Одним из видов формирования творческого мышления является проект. Работа над проектом учит действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. Под руководством учителя формируется целенаправленная познавательная интеллектуальная деятельность ученика для решения творческой исследовательской социально значимой проблемы для получения идеально результата. В проектной деятельности учитель имеет возможность использовать различные виды деятельности, что меняет отношение учителя и ученика.
Работа над проектом проходит в несколько этапов:
- выявление проблемы;
- проводим анкетирование, анализ;
- ставим цели и задачи;
- определяем предполагаемый результат после нашей работы;
- формируем план работы;
- предполагаем выбрать обязанности;
- определяем ресурсы.
Все участники образовательного процесса вовлечены в деятельность по реализации проекта. Если необходимо, учащиеся начинают с анкетирования по заявленной проблеме, анализируют анкеты, собирают материалы в разных источниках, проводят различные мероприятия (лекции, диспуты, круглые столы и т.д.).
На следующем этапе – защита проекта, где учащиеся защищают устно проект, определяют актуальность проекта, ставят цель и задачи, описывают свою работу.
На завершающем этапе – подведение итогов, анализ результатов. И особо важно! Определяем значимость проекта. Нашими социальными партнерами при необходимости являются органы местного самоуправления, родители.
При работе над проектом:
- учащиеся становятся более уверенными;
- учатся работать в команде;
- учащиеся отстаивают свою точку зрения;
- учатся принимать точку зрения товарища по проекту;
- учатся диалогу;
- учатся эффективно работать по достижению общей цели;
- развивают коммуникабельность и ответственность за совместную работу.
Цель проекта - учить обучающихся самостоятельно приобретать знания, повышать уровень коммуникативной культуры. Это повышает мотивацию учащегося на пути самосовершенствования, открывает возможности индивидуального проявления личности.
После завершения проекта проводится опрос участников. Вопрос: «Как вы думаете, работая над проектом, какие качества и умения вы приобрели?» (самооценка, рефлексия)
Учащиеся отметили следующее:
- умение работать в команде;
- вести диалог;
- быть ответственным за выполненную работу;
- культурно общаться;
- искать информацию;
- работать с компьютерными программами;
- добиваться поставленной цели.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Проект дает возможность ребенку развивать творческий потенциал, иметь представление о ценностном отношении к труду, творчеству, трудовым достижениям, осознавать приоритет нравственных основ, иметь навыки сотрудничества, уметь выражать себя в различных видах деятельности, что соответствует ФГОС.
Это приведет к мотивации и самореализации в творчестве, познавательной и практической общественно-полезной деятельности, ценностному отношению к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Естественным условием достижения поставленных целей является профессиональная готовность педагогов, которые:
- создают условия для свободного проявления индивидуальных особенностей ребенка;
- ребенку предоставляется возможность свободно проявлять свои способности;
- предоставляют возможность выбора;
- слушают ребенка и дают ему возможность самостоятельно принимать решения;
- создают условия для того, что бы ребенок осознанно следовал правилам;
- вовлекают в создание правил, которым он должен следовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...
Развитие творческого мышления на уроках стереометрии.
Презентация (итог совместной работы учителя и ученицы) по математике....
Активизация и развитие творческого мышления на уроках музыки
Важность активизации творческого потенциала и развития творческого мышления для подрастающего поколения в условиях буроного развития общества. Как это можно сделать на уроках музыки с помо...
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...
Повышение познавательного интереса обучающихся через развитие творческого мышления на уроках химии
материал содержит рекомендации по проведению уроков, направленных на развитие творческих способностей детей, на воспитание личности, способной самостоятельно синтезировать и анализировать предлагаемый...
Приёмы развития творческого мышления на уроках русского языка в условиях введения ФГОС
Сообщение по теме...
Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».
Познакомить с понятием кроссенс, раскрыть особенности его построения и прочтения, рассказать о возможностях применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...