«Формы и способы оценивания в обучении географии»
учебно-методический материал по географии
На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. В данной работе описаны критерии используемые мною на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_sposoby_otsenivaniya_v_obuchenii_geografii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и способы оценивания в обучении географии»
Учитель географии ГБОУ «Кижингинская школа – интернат среднего общего образования» Адвокатова Ж.Б,
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования существенно расширено представление об образовательных результатах. Если ранее нормированию подлежали предметные результаты, то предлагаемый стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты.
В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Стандарт одновременно расширяет спектр оценочных процедур.
Процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания учебных дисциплин;
- в основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений достижения обучающегося;
- эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки.
- стандартизированное тестирование–всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов;
- анализ результатов оценки учебных и вне учебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты;
- комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы–базовый подход для оценки ее деятельности
На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Важный момент на данном этапе, предоставить учащимся возможность оценить себя и других. Но у учащихся появляются трудности при оценивании своих одноклассников из-за того, что чаще встречается такой пример: если ты мой друг, то ты мне поставишь пять, и я тебе поставлю
тоже, а если ты мне поставишь плохую отметку, тогда ты мне не друг; такого рода высказывания встречались на первых уроках. Поэтому целесообразно в таких случаях попросить ученика «объяснить оценку», на что ученики не могут внятно и аргументировано объяснить выставленную ими оценку.
В этих случаях выручали критерии разработанные учителем к уроку: это как раз тот
стандарт, который необходимо усвоить учащимся на данном этапе обучения. Что такое критерии и где их взять? Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать, понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать. Более понятными словами это утверждения, начинающиеся со слов: я знаю…, я могу рассказать (объяснить, показать, составить и т.п.), т.е. это как раз тот стандарт обучения, к которому стремятся все учителя.
Пример критериев к уроку географии, на тему: «Географическое положение материка
Северная Америка»:
1. Я умею определять ГП материка и нулевой меридиан.
Я умею определять географические координаты .
Я знаю виды карт.
2. Я умею сопоставлять материал учебника с картой.
Умею определять расстояние между крайними точками материка.
Могу выделить общие черты у материков Северного полушария!
3. Могу назвать причины, по которым материк считают самым выгодным в своем
расположении.
4. Могу объяснить, с чем связано плотное заселение материка.
5. Могу оценить ГП материка Северной Америки.
6. Умею составлять критерии оценивания для изученного материала.
Благодаря этим критериям учащиеся уже не смогут поставить оценку выше той, на которую они знают. Поэтому на последующих уроках этих проблем уже не было. Так как в конце каждого урока учащиеся получали критерии оценивания, на которых были даны четкие утверждения, напротив которых надо было поставить знак «плюс» или «минус»; в зависимости от знаний каждого ученика, впоследствии эти оценки сравнивались с теми, которые были выставлены внутри группы каждому ученику и делался соответствующий вывод самими учащимися. Например, на уроках, учащиеся научились оценивать свою деятельность, деятельность группы в целом, это было сделано через стикеры, где учащиеся с помощью комментариев, оценивали деятельность групп, в этих комментариях учащиеся записывали: на сколько, правильно, на сколько, полностью, на сколько, понятна, на сколько, презентабельна была представленная работа.
На основании анализа основных предметно-деятельностных линий определены планируемые результаты освоения по курсам основной школы (личностные, метапредметные и предметные).
Это послужило содержательной и критериальной базой системы контроля и оценки.
Составлен график контрольно-оценочных мероприятий по четвертям для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся.
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся были определены следующие:
1 Входной контроль (стартовая работа)
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в оценочном листе.
2. Диагностическая работа
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции .
3. Проверочная работа
Проверяется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой задания разного уровня сложности. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия.
1. Проектная работа
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей. Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.
1. Итоговая проверочная работа
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности. Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы .
6 Включенное наблюдение, самоанкетирование
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».
Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал«баллы».
Я засчитываю любую форму работы: знание номенклатуры ( объекты на карте , их
местонахождение) чтение, составление вопросов, знание терминов, высказывание и т. д. В
зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;
- на каждом уроке я использую карту, атлас, задания в контурных картах, индивидуальные задания в учебнике, географические и цифровые диктанты и т. д.;
- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- все дети, могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это
творческое задание, например, письмо или реклама, сочинение, эссе по какому-то вопросу, презентации по какой либо теме, визитные карточки стран в виде презентаций , фотоколлажи)
Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося в форме теста уже практически предсказуем.
Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти)
Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.
В данный момент в школе ведется активная работа, которая позволит проводить
дистанционное обучение и консультирование, а также сделать образовательный процесс
открытым для всех его участников. В частности, родители получили возможность получать оперативную информацию о состоянии учебного процесса и участвовать в его организации через тематические форумы. Теперь родители под индивидуальным логином и паролем могут войти на страничку своего ребенка и получить там более конкретную информацию об учебном процессе.
Это позволяет персонифицировать учебный процесс и вместе с родителями выстраивать
индивидуальные парадигмы развития ребенка.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Литература
1. ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897)
2. Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...
Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ. Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).
Обобщение педагогического опыта...
Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"
В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо...
«Новые формы и способы оценивания в обучении географии»
Известный физик ХХ века Макс фон Лауэ сказал: «Образование – то, что остаётся у вас, когда вы забыли, чему вас учили». Это высказывание заставило меня задуматься о критериях оценивания моих учен...
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...
Формы и методы оценивания по географии
Формы и методы оценивания по географии...
Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения
Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий....