Формы и методы оценивания по географии
методическая разработка по географии на тему
Формы и методы оценивания по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы оценивания по географии | 73.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»
Методы и формы оценивания по географии
основные особенности оценивания:
- критерии достижения – планируемые результаты;
- оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
- оценка способности решать учебно-практические задачи;
- сочетание внутренней и внешней оценки;
- комплексный подход:
- использование стандартизированных работ (устных, письменных);
- нестандартизированных работ: проектов, практических работ,
портфолио, самоанализа, самооценки и др.;
- уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
- накопительная система оценки индивидуальных достижений;
- использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
- интерпретация результатов на основе контекстной информации.
Критериальный подход в системе оценивания учащихся
Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях).
Критериальный подход к оценке предполагает:
- Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме (она описывает процесс или результат действий ученика, соответствующий поставленной цели).
- Определение условий их проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.).
- Составление проверочных заданий (КИМы, тесты и др.).
Технология осуществления критериального подхода: деление материала, подлежащего
проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Например, тема «Гидросфера», 7 класс. Единицы содержания: мировой океан, воды суши. Для каждого смыслового блока определяются требования к знаниям и умениям учащихся на базовом и повышенном уровнях.
Интегральная оценка географической компетентности
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися (например: выполнение самостоятельных и практических работ);
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса (например: география крупных регионов России, материки и т.д.);
Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (например: работа с картой, знание номенклатуры, составление опорного конспекта и т.д.);
Оценки за подготовку и презентацию проектной работы;
Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения (например: составление таблицы достижений, лист самоконтроля).
Показатели оценивания самостоятельных и практических работ
Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в
которых обозначены:
- содержание работы, её цели,
- показана последовательность выполнения работы,
- приведены формы фиксации результатов,
- даны памятки, (планы, характеристики, образы построения графиков, диаграмм),
- ссылки на учебники и атласы.
Все практические программные работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает
выполнить задание ещё раз.
Показатели оценивания самостоятельных и практических работ
Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в
которых обозначены:
- содержание работы, её цели,
- показана последовательность выполнения работы,
- приведены формы фиксации результатов,
- даны памятки, (планы, характеристики, образы построения графиков, диаграмм),
- ссылки на учебники и атласы.
Все практические программные работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает
выполнить задание ещё раз.
Нормы оценивания практических работ
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования будет увеличена доля самостоятельной работы школьников в общей нагрузке: в начальной школе 20/80, в основной (6-9 классы) 40/60, в старшей 80/20.
Показатели оценивания самостоятельных работ
Оценка отражает с достаточной полнотой и объективностью качество знаний и умений,
которые носят относительно завершённый характер. В большей степени оцениваются умения, лежащие в основе учебной деятельности ученика. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.
Уровни понимания с точки зрения практической деятельности:
- Понять, но практически не уметь осуществить или объяснить (например, дать определение тектоническим структурам, но не определить общие закономерности движения земной коры);
- Понять и самостоятельно выполнять (например, найти на карте объекты, названные в честь исследователей);
- Понять и уметь найти способ объяснения явления или факта (например, чтение синоптической карты, прогноз погоды на будущее).
Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности. Овладение обучающимися метапредметными умениями, то есть универсальными учебными действиями, которые позволят решать любую проблему в реальных жизненных ситуациях, не связанную с конкретным предметом.
Дифференциация заданий в профильной школе
Учитель разрабатывает задания с учётом склонностей учащихся конкретного профиля для усиления мотивации и повышения результативности.
Оценивание творческих заданий
Использование творческих заданий – эффективный путь к накоплению опыта творчества, развитию логики, сотрудничеству с другими учениками и учителем. Учитель создаёт среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями. Обучающийся осознаёт потребность в приобретение знаний. Испытывает психологический комфорт. Осуществляется индивидуальный подход в обучения.
Игра «Аукцион вопросов»
Игру «Аукцион вопросов» можно проводить для оценки текущих результатов, проверки домашнего задания. Условие: составить 5 вопросов по данному параграфу или определённой теме. Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:
«5» - вопросы, отражающие причинно-следственные связи.
Пример: Почему постоянные ветры дуют всегда в одном направлении?
«4» - вопросы аналитического и сравнительного характера.
Пример: В чём главное отличие степи от тайги?
«3» - вопросы констатирующего характера.
Пример: Сколько периодов включает палеозойская эра?
Игра «Копилка знаний»
Этап урока - рефлексия знаний, для осознания значимости изучаемого материала.
Учитель задаёт вопрос « Где вам могут пригодиться знания по данной теме?». Ученики отвечают по желанию, цепочкой, друг за другом. Оценивается ученик, который дал больше всех ответов.
Формы контроля и оценивания проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой. Проект предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
- Объекта изучения;
- Форм и видов текущих и итоговых отчётов;
- Тему и форму представления проектов.
Достижения учащихся в процессе работы над проектом оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинарах, отчёты о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио. Обучающиеся достигают реального, конкретного результата, что позволяет пережить школьникам ситуацию успеха, самореализации. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. В ходе выполнения проекта происходит формирование личностных компетенций. Работа над проектом даёт возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка
способность видеть собственные действия со стороны.
Деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и методы оценивания в образовании
Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний, а не получен...
Новые формы и методы оценивания согласно ФГОС
презентация к пед. совету "Новые формы и методы оценивания согласно ФГОС"...
"Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"
Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения школьников. Разработанный вариант портфолио....
Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников
Актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования....
Формы и методы оценивания по физической культуре
Формы и методы оценивания по физической культуре...
Формы и методы оценивания на уроках физкультуры
Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.Оценивание учащихся 1 класса – словесное....
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...