Открытый урок по теме "Стихийные явления"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Ондар Бичена Лодаевна

Урок "Стихийные явления" 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Стихийные природные явления в литосфере»

Класс: 8

Предмет: география

Цель урока: 

 

Цель:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся знания о стихийных природных явлениях – их видами, причинами возникновения, районами распространения;
  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с географическими картами, дополнительными источниками географической информации.
  3. Воспитывающая: способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

-самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом…)

 Тип урока: 

 Урок открытия новых знаний 

Используемое оборудование: 

 

Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, ПК, проектор

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Все встали. Давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем, друг другу успехов на уроке. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2.      Проверка домашнего задания.

- Тестовая работа (взаимопроверка).

Вариант 1

1.  Устойчивые участки земной коры называются:

А) платформы;               В) складчатые области.

Б) щиты;

2. Горы расположены на:

А) платформах;     В) в складчатых  областях;

Б) плитах.

3. Общий уклон территории России:

А) к югу;            В) к центру;

Б) к северу;        Г) к востоку.

4. Средняя высота территории России составляет чуть более:

А) 400 м;         Б) 500 м;          В) 600 м.

5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:

А) вулканизм;                      В) деятельность древнего ледника;

Б) деятельность ветра;        Г) деятельность человека.

6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:

А) морены, бараньи  лбы;

Б) овраги, балки;

В) барханы, дюны.

7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:

А) овраг;                В) промоина;

Б) балка;                Г) бархан.

8. Какие формы рельефа образованы человеком?

А) барханы, дюны;                   В) карьеры, терриконы;

Б) морены, бараньи  лбы;        Г) овраги, балки.

 

Вариант 2

1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:

А) плита;                 В) осадочный чехол;

Б) щит;

2. Равнины расположены на:

А) границах литосферных плит;     В) платформах;

Б) в складчатых областях.

3. В рельефе России преобладают:

А) горы;             Б) равнины.

4. Высшая точка России – это гора:

А) Ключевская Сопка;           В) Белуха;

Б) Казбек;                                Г) Эльбрус.

5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:

А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;

Б) землетрясения;  Г) движения земной коры.

6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?

А) морена;                       В) бархан;

Б) промоина;                   Г) зандр.

7. К ветровым формам рельефа относятся:

А) овраги;                       В) бараньи лбы;

Б) дюны;                         Г) балки.

8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?

А) барханы, дюны;                   В) карьеры, терриконы;

Б) морены, бараньи  лбы;        Г) овраги, балки.

 

- Индивидуальная работа ( создать форму рельефа).

- Индивидуальный монологический ответ на вопрос: Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время?

  1. Определение темы, целей урока.

Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.

Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Извержение вулкана

Ураган

Наводнение

Землетрясение

Смерч

Цунами

Лавина

Засуха

Обвал

Снегопад

Оползень

Заморозки

Сель

Ливни

Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.

На доске записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.

- Что объединяет эти понятия?

- Найдите лишнее явление?

- По какому признаку вы это определили?

- Итак, какова тема нашего урока? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Задание: Для того чтобы определить тему урока, соотнесите цифры и буквы.

4.      Изучение нового материала.

-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах! Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. И все это так внезапно и неожиданно!

1.      Определение понятия «стихийные явления»

Работа с учебником, запись определения в тетрадь.

Задание: Пожалуйста, открываем учебники, страница 62, параграф 12. Найдите в тексте определение понятия  «стихийные явления».

 

  1. Проверка опережающего задания:«Какие стихийные явления, связанные с литосферой, происходили в последнее время в Р оссии, мире?» 

Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения на территории России и последствия.
Для этого объединимся в небольшие группы, в каждой группе заполняется в таблице свое природное явление. Затем группа отчитывается, а остальные ребята до конца заполняют свою таблицу. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.

 

3.      Работа в группах.

Группы изучают стихийные явления, заполняют таблицу, наносят районы их распространения на контурную карту.

Название

Причина

Распространение

Последствия

1

Землетрясение

Толчки
и колебания земной поверхности, вызванные разрывами
и смещениями
в земной коре

Камчатка,
Курильские острова,
Забайкалье,
становой хребет,
Кавказ

Разрушения, гибель людей, трещины, оползни

2

Сель

Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния

Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского

Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины

3

Цунами

Подводные землетрясения

Дальний Восток

4

Вулканизм

5

Обвал

Отрыв и падение масс горных

пород вниз со склонов гор под

действием силы тяжести

Обвалы возникают на склонах речных

берегов и долин, в горах, на берегах

морей

6

Оползень

сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести

возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами

7

Лавина

Горы Северного Кавказа, в Тыве- Монгун- Тайга

Вывод: Каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.

Проверка таблицы. Каждая группа отчитывается, показывая территории распространения по карте. Остальные до конца заполняют таблицы. 

Физкультминутка.

 

Первичное закрепление. 1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.

  • Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
  • Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
  • Колебания земной поверхности – (землетрясения)
  • Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
  • Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
  • Падение больших масс горных пород – (обвал)

2.   Покажите на карте сейсмоактивные области России.

 Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?

5.      Действия в условиях стихийных бедствий.

- Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время землетрясений, сели, лавины, обвала.( по выбору)

ЕСЛИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ НАЧАЛОСЬ НЕОЖИДАННО, КОГДА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ПОМЕЩЕНИИ:
1. встаньте в дверной проём у внутренней стены"
2.при обрушении потолка спрячьтесь под столом;
3. в темноте пользуйтесь фонариком , а не спичками и свечками;
4.по лестнице подъезда спускайтесь , спиной прижимаясь к стене;
5. на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущий в панике толпы.
(от момента ,когда вы почувствуете первые толчки , до опасных для зданий колебаний у вас 15-20с). Быстро выйдите из здания ,взяв документы , деньги и предмет первой необходимости .

 

5.      Домашнее задание (по выбору)

- используя интернет-ресурсы составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений.

- подготовить презентацию по одному из стихийных явлений природы.

-заполнить 4 графу таблицы «Последствия стихийного явления»

 

6.      Рефлексия.

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Что вы узнали нового, познавательного?

- Какие виды работы вам понравились?

- Что вызвало затруднения?

 

 



Предварительный просмотр:

Вариант 1

1.  Устойчивые участки земной коры называются:

А) платформы;               В) складчатые области.

Б) щиты;

2. Горы расположены на:

А) платформах;     В) в складчатых  областях;

Б) плитах.

3. Общий уклон территории России:

А) к югу;            В) к центру;

Б) к северу;        Г) к востоку.

4. Средняя высота территории России составляет чуть более:

А) 400 м;         Б) 500 м;          В) 600 м.

5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:

А) вулканизм;                      В) деятельность древнего ледника;

Б) деятельность ветра;        Г) деятельность человека.

6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:

А) морены, бараньи  лбы;

Б) овраги, балки;

В) барханы, дюны.

7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:

А) овраг;                В) промоина;

Б) балка;                Г) бархан.

8. Какие формы рельефа образованы человеком?

А) барханы, дюны;                   В) карьеры, терриконы;

Б) морены, бараньи  лбы;        Г) овраги, балки.

 

Вариант 2

1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:

А) плита;                 В) осадочный чехол;

Б) щит;

2. Равнины расположены на:

А) границах литосферных плит;     В) платформах;

Б) в складчатых областях.

3. В рельефе России преобладают:

А) горы;             Б) равнины.

4. Высшая точка России – это гора:

А) Ключевская Сопка;           В) Белуха;

Б) Казбек;                                Г) Эльбрус.

5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:

А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;

Б) землетрясения;  Г) движения земной коры.

6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?

А) морена;                       В) бархан;

Б) промоина;                   Г) зандр.

7. К ветровым формам рельефа относятся:

А) овраги;                       В) бараньи лбы;

Б) дюны;                         Г) балки.

8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?

А) барханы, дюны;                   В) карьеры, терриконы;

Б) морены, бараньи  лбы;        Г) овраги, балки.

 



Предварительный просмотр:

Название

Причина

Распространение

Последствия

1

---------

Толчки
и колебания земной поверхности, вызванные разрывами
и смещениями
в земной коре

Камчатка,
Курильские острова,
Забайкалье,
становой хребет,
Кавказ

Разрушения, гибель людей, трещины, оползни

2

Сель

Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния

Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского

Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины

3

Подводные землетрясения

Дальний Восток

4

Вулканизм

Полуостров …

5

Отрыв и падение масс горных

пород вниз со склонов гор под

действием силы тяжести

 возникают на склонах речных

берегов и долин, в горах, на берегах

морей

6

Оползень

возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами

7

Лавина

Горы Северного Кавказа, в Тыве- Монгун- Тайга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физики в 8 класс "Электрические явления"

Это первый урок в теме "Электрические явления". Цель: привлечь внимание, заинтересовать.  Множество опытов по электризации вызвали интерес, помогли увидеть явление в окружающем мире, увидеть его ...

Открытый урок по физике "Электрические явления"

Электричество кругом,  Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме « живут». А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь карди...

Открытый урок по физике "Электрические явления"

Электричество кругом,  Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме « живут». А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь карди...

Открытый урок по физике в 8 классе по теме:"Электромагнитные явления"

1)развивать творческую личность учащихся через  решение  экспериментальных, расчетных и качественных задач   по    теме: «Электромагнитные явления»...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...

Открытый урок по физике: «Явление ЭМИ. Правило Ленца» 9 класс

Конспект урока по теме "Явление ЭМИ. Правило Ленца". Урок составлен в соответствии и по требованиям ФГОС (с планируемыми предметными и метапредметными результатами)....