Открытый урок по теме "Стихийные явления"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок "Стихийные явления" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Стихийные явления" в 8 классе | 28.93 КБ |
тест | 12.87 КБ |
таблица | 12.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Стихийные природные явления в литосфере»
Класс: 8
Предмет: география
Цель урока:
Цель:
- Образовательная: сформировать у учащихся знания о стихийных природных явлениях – их видами, причинами возникновения, районами распространения;
- Развивающая: продолжить формирование умений работать с географическими картами, дополнительными источниками географической информации.
- Воспитывающая: способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
-самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом…)
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
Используемое оборудование:
Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, ПК, проектор
Ход урока.
- Организационный момент.
- Все встали. Давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем, друг другу успехов на уроке. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
- Тестовая работа (взаимопроверка).
Вариант 1
1. Устойчивые участки земной коры называются:
А) платформы; В) складчатые области.
Б) щиты;
2. Горы расположены на:
А) платформах; В) в складчатых областях;
Б) плитах.
3. Общий уклон территории России:
А) к югу; В) к центру;
Б) к северу; Г) к востоку.
4. Средняя высота территории России составляет чуть более:
А) 400 м; Б) 500 м; В) 600 м.
5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) деятельность ветра; Г) деятельность человека.
6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:
А) морены, бараньи лбы;
Б) овраги, балки;
В) барханы, дюны.
7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:
А) овраг; В) промоина;
Б) балка; Г) бархан.
8. Какие формы рельефа образованы человеком?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
Вариант 2
1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:
А) плита; В) осадочный чехол;
Б) щит;
2. Равнины расположены на:
А) границах литосферных плит; В) платформах;
Б) в складчатых областях.
3. В рельефе России преобладают:
А) горы; Б) равнины.
4. Высшая точка России – это гора:
А) Ключевская Сопка; В) Белуха;
Б) Казбек; Г) Эльбрус.
5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) землетрясения; Г) движения земной коры.
6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?
А) морена; В) бархан;
Б) промоина; Г) зандр.
7. К ветровым формам рельефа относятся:
А) овраги; В) бараньи лбы;
Б) дюны; Г) балки.
8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
- Индивидуальная работа ( создать форму рельефа).
- Индивидуальный монологический ответ на вопрос: Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время?
- Определение темы, целей урока.
Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.
Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.
Литосфера | Атмосфера | Гидросфера |
Извержение вулкана | Ураган | Наводнение |
Землетрясение | Смерч | Цунами |
Лавина | Засуха | |
Обвал | Снегопад | |
Оползень | Заморозки | |
Сель | Ливни |
Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.
На доске записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.
- Что объединяет эти понятия?
- Найдите лишнее явление?
- По какому признаку вы это определили?
- Итак, какова тема нашего урока? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Задание: Для того чтобы определить тему урока, соотнесите цифры и буквы.
4. Изучение нового материала.
-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах! Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.
Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. И все это так внезапно и неожиданно!
1. Определение понятия «стихийные явления»
Работа с учебником, запись определения в тетрадь.
Задание: Пожалуйста, открываем учебники, страница 62, параграф 12. Найдите в тексте определение понятия «стихийные явления».
- Проверка опережающего задания:«Какие стихийные явления, связанные с литосферой, происходили в последнее время в Р оссии, мире?»
Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения на территории России и последствия.
Для этого объединимся в небольшие группы, в каждой группе заполняется в таблице свое природное явление. Затем группа отчитывается, а остальные ребята до конца заполняют свою таблицу. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.
3. Работа в группах.
Группы изучают стихийные явления, заполняют таблицу, наносят районы их распространения на контурную карту.
№ | Название | Причина | Распространение | Последствия |
1 | Землетрясение | Толчки | Камчатка, | Разрушения, гибель людей, трещины, оползни |
2 | Сель | Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния | Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского | Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины |
3 | Цунами | Подводные землетрясения | Дальний Восток | |
4 | Вулканизм | |||
5 | Обвал | Отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести | Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей | |
6 | Оползень | сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести | возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами | |
7 | Лавина | Горы Северного Кавказа, в Тыве- Монгун- Тайга |
Вывод: Каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.
Проверка таблицы. Каждая группа отчитывается, показывая территории распространения по карте. Остальные до конца заполняют таблицы.
Физкультминутка.
Первичное закрепление. 1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
- Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
- Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
- Колебания земной поверхности – (землетрясения)
- Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
- Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
- Падение больших масс горных пород – (обвал)
2. Покажите на карте сейсмоактивные области России.
Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?
5. Действия в условиях стихийных бедствий.
- Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время землетрясений, сели, лавины, обвала.( по выбору)
ЕСЛИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ НАЧАЛОСЬ НЕОЖИДАННО, КОГДА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ПОМЕЩЕНИИ:
1. встаньте в дверной проём у внутренней стены"
2.при обрушении потолка спрячьтесь под столом;
3. в темноте пользуйтесь фонариком , а не спичками и свечками;
4.по лестнице подъезда спускайтесь , спиной прижимаясь к стене;
5. на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущий в панике толпы.
(от момента ,когда вы почувствуете первые толчки , до опасных для зданий колебаний у вас 15-20с). Быстро выйдите из здания ,взяв документы , деньги и предмет первой необходимости .
5. Домашнее задание (по выбору)
- используя интернет-ресурсы составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений.
- подготовить презентацию по одному из стихийных явлений природы.
-заполнить 4 графу таблицы «Последствия стихийного явления»
6. Рефлексия.
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
- Что вы узнали нового, познавательного?
- Какие виды работы вам понравились?
- Что вызвало затруднения?
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1. Устойчивые участки земной коры называются:
А) платформы; В) складчатые области.
Б) щиты;
2. Горы расположены на:
А) платформах; В) в складчатых областях;
Б) плитах.
3. Общий уклон территории России:
А) к югу; В) к центру;
Б) к северу; Г) к востоку.
4. Средняя высота территории России составляет чуть более:
А) 400 м; Б) 500 м; В) 600 м.
5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) деятельность ветра; Г) деятельность человека.
6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:
А) морены, бараньи лбы;
Б) овраги, балки;
В) барханы, дюны.
7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:
А) овраг; В) промоина;
Б) балка; Г) бархан.
8. Какие формы рельефа образованы человеком?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
Вариант 2
1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:
А) плита; В) осадочный чехол;
Б) щит;
2. Равнины расположены на:
А) границах литосферных плит; В) платформах;
Б) в складчатых областях.
3. В рельефе России преобладают:
А) горы; Б) равнины.
4. Высшая точка России – это гора:
А) Ключевская Сопка; В) Белуха;
Б) Казбек; Г) Эльбрус.
5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) землетрясения; Г) движения земной коры.
6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?
А) морена; В) бархан;
Б) промоина; Г) зандр.
7. К ветровым формам рельефа относятся:
А) овраги; В) бараньи лбы;
Б) дюны; Г) балки.
8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
Предварительный просмотр:
№ | Название | Причина | Распространение | Последствия |
1 | --------- | Толчки | Камчатка, | Разрушения, гибель людей, трещины, оползни |
2 | Сель | Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния | Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского | Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины |
3 | Подводные землетрясения | Дальний Восток | ||
4 | Вулканизм | Полуостров … | ||
5 | Отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести | возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей | ||
6 | Оползень | возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами | ||
7 | Лавина | Горы Северного Кавказа, в Тыве- Монгун- Тайга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок физики в 8 класс "Электрические явления"
Это первый урок в теме "Электрические явления". Цель: привлечь внимание, заинтересовать. Множество опытов по электризации вызвали интерес, помогли увидеть явление в окружающем мире, увидеть его ...
Открытый урок по физике "Электрические явления"
Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме « живут». А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь карди...
Открытый урок по физике "Электрические явления"
Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме « живут». А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь карди...
Открытый урок по физике в 8 классе по теме:"Электромагнитные явления"
1)развивать творческую личность учащихся через решение экспериментальных, расчетных и качественных задач по теме: «Электромагнитные явления»...
Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.
Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...
Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.
Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...
Открытый урок по физике: «Явление ЭМИ. Правило Ленца» 9 класс
Конспект урока по теме "Явление ЭМИ. Правило Ленца". Урок составлен в соответствии и по требованиям ФГОС (с планируемыми предметными и метапредметными результатами)....