Разработка урока географии в 5 классе по теме: «Современные географические исследования»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Беленко Татьяна Петровна

Учебник: География. Планета Земля. 5 класс. А.А.Лобжанидзе - М.: Просвещение, 2016.

Цель: сформировать представление о современных географических исследованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок географии в 5 классе29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Беленко Татьяна Петровна,

учитель географии МОБУГ №2 им.И.С.Колесникова г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края

Разработка урока  географии в 5 классе по теме: «Современные географические исследования»

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Современные географические исследования»

Учебник: География. Планета Земля. 5 класс. А.А.Лобжанидзе - М.: Просвещение, 2016.

Цель: сформировать представление о современных географических исследованиях.

Задачи:

образовательные:

- познакомиться с полярными исследованиями, исследованиями океанов и других областей в современную эпоху;

- научиться определять по физической карте объекты, открытые в 20-21 веках;

- обобщить знания по теме «Развитие географических знаний о Земле»

развивающие:

- развивать пространственное мышление;

- развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для решения географических задач;

воспитательные:

- формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий; 

- формирование коммуникативных умений: формулировать высказывания, слушать, объяснять свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:  

- овладеть навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в частности для решения географических задач;

Предметные: научиться:

- объяснять представители каких стран участвовали в покорении северного и южного полюсов Земли;

- объяснять какое значение для современной науки имеет исследование полярных областей;

- объяснять какое значение имеют исследования Мирового океана и воздушной оболочки;

- определять по картам выдающиеся объекты Земли;

- сравнивать количественные показатели, характеризующие высоту географических объектов, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

уметь самостоятельно находить информацию о современных исследованиях.

Метапредметные:

личностные:

- осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;

познавательные:

- обобщать и структурировать полученную информацию;

- овладеть умением  извлекать необходимую информацию из различных источников;

- развивать пространственное мышление;

регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выдвигать версии, обосновывать их;

коммуникативные:

- формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.

Решаемые учебные проблемы:

  1. Какой вклад внесли россияне в освоение полярных областей Земли?
  2. Есть ли жизнь в самой глубокой впадине Мирового океана?
  3. Кому принадлежали  первые флаги, установленные на самой высокой вершине мира?

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  1. современные географические исследования.

Оборудование: учебник, атлас, тетрадь-тренажер,настенная физическая карта мира, компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийная установка, мультимедийная презентация по теме урока.

Образовательные интернет-ресурсы:

  1. Электронное приложение к учебнику.

 

Структура урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация

Более 5 тыс. лет длится познания Земли. Были открыты материки, океаны. Многие объекты нанесены на географические карты. Что именно стало известно человечеству к началу 20 века?

Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Вспоминают ранее изученный материал (П),

формулируют ответы (К),

слушают других (К),

дополняют ответы товарищей (К),  

2

Создание проблемной ситуации

  1. Какой вклад внесли россияне в освоение полярных областей Земли?
  2. Есть ли жизнь в самой глубокой впадине Мирового океана?

         3)Кому принадлежали  первые флаги,                            

            установленные на самой высокой вершине мира?

Задает вопросы, которые обнаруживают незнание ответов и выявляет разные мнения

учеников класса.        

Рассматривают физическую карту (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют  высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К).

3

Целеполагание

В 20-21 веке взор обращен на полярные области Земли, глубины Мирового океана, высочайшие вершины мира, недра, воздушную оболочку Земли.

Предлагает сформулировать учащимся тему урока.

Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К), записывают в тетрадь.

4

Планирование

Изучаем  современные географические открытия

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.

Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.

Предполагают (П,Р)  и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).

Перечисляют источники географической информации (П,К).

5

Открытие нового знания

Прочитайте текст учебника на стр. 29 и найдите ответы на вопросы:

  1. Кем был покорен Северный полюс?
  2. Кто первым достиг Южного полюса?
  3. Почему Антарктиду называют материком мира?
  4. Почему России принадлежит преимущество в исследованиях Арктики?

Формулирует вопросы и корректирует ответы.

Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают определение «абсолютная высота» в тетрадь.

-Рассмотрите рисунок 1.22 на стр29 в учебнике и объясните какой вклад внес Жак Ив Кусто в исследование Мирового океана.

-Найдите и покажите Марианскую впадину, г. Джомолунгму, Кольский полуостров

Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.

Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р).

Как вы думаете, зачем нужно изучать территории где нет постоянного населения и люди не ведут хозяйство, например Антарктиду или пустыни Центральной Азии?

Задает проблемный вопрос, решение которого можно отложить на следующий урок.

Формулируют свои версии ответа на проблемный вопрос  (П, Р),  слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К).

Как вы думаете, какие проблемы будет решать география в следующем веке?

Формулирует вопрос.

Предполагают ответы (П,К)

Какие последствия имели Великие географические открытия для жителей Европы?

В чем проявилось их отрицательное значение?

Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод,

Отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют выводы по результатам своих размышлений(П,К).

Какие результаты эпохи Великих географических открытий ощущают на себе наши современники в разных регионах мира.

Предлагает вопрос, корректирует ответы

Формулируют ответ (П,К), обосновывают его (Р,К).

6

Применение нового знания

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

Какие новые имена?

Перечислите все, что теперь мы можем узнать по карте.

Формулирует вопросы, комментирует ответы.

Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),

слушают ), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).

6.1

Самоконтроль

Проверочная работа по тетради-тренажеру

(стр 4-6)(выборочные задания)

Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений  на основе тетради- тренажера Организует взаимопроверку Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её.

Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р).

Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К).

6.2.

Взаимоконтроль

Творческая работа по проверке и закреплению знаний и умений (по карте важнейших географических открытий).

Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах.

Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К).

Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К).

7

Рефлексия (итог урока)

Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?

Что нужно доработать дома?

Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).

8

Домашнее задание

§9, создать презентацию (задание из тетради- практикума)

Задает домашнее задание, комментирует его.

Записывают задание в дневник (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Проверка знаний по географии по теме "Современные географические исследования" 6 класс

Самостоятельная  работа по географии для 6 класса по теме "Современные географичекие исследования" направлена на повторение и обощение знаний учащихся. Самостоятельная  работа составлена на ...

Тест по теме: "Современные географические исследования"

Тестовые задания подготовлены дляуроков географии в 6 классе...

План-конспект и технологическая карта урока географии в 6 классе "Современные географические исследования"

Тема урока: Современные географические исследованияКласс: 6Цель: ознакомить учащихся с географическими исследованиями в 20 векеПланируемые результаты обучения:Предметные – приводить примеры...

презентация урока географии в 5 классе по теме "Современные географические исследования"

Данная презентация урока географии в 5 классе по теме "Современные географические исследования" составлена по УМК "Сферы" 5-6 класс учебник под редакцией А.А. Лобжанидзе. Презентац...

Практическая работа по географии в 5 классе по теме "Методы географических исследований"

Практическая работа по географии в 5 классе по теме "Методы географических исследований" предназначена для проведения урока на улице (во дворе школы). Материалы распечатываются, скрепляются ...

методическая разработка к уроку географии 5 класс "Современные географические исследования"

Цели урока:Образовательные:Познакомить учащихся с современными географическими исследованиями.Определить значение открытий в развитии науки и жизни Земли.Развивающие и воспитательные:Развивать самосто...