Тематическое планирование по географии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)

Занина Ольга Леонидовна

Тематическое планирование по географии для 5 класса составлено к УМК В.П.Дронова.Соответствует ФГОСООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planierovanie_po_geografii_5kl.docx105.75 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс                           Тематическое планирование

                                 ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ

№ п.п

Тема раздела, урока, практическая работа

Соответствие элементам содержания примерной ООП

Кол-во часов, отвод. на освоение темы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Введение. Что изучает география.

Введение. Что изучает география.

1

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияю- щих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире

2

Входная стандартизированная письменная работа

1

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5  ч)

3

Познание Земли в древности.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

1

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока

4

Великие географические открытия.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

1

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.

Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации)о них. Обсуждение значения открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

5

Географические открытия XVII–XX вв.Открытие Австралии и Антарктиды.

П/Р1.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

1

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и

М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и

Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Ли- сянского

6

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

П/Р 2.Работа с картой «Имена на карте».

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

1

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования

7

Контрольная работа по теме: «Накопление знаний»

обобщение знаний по раз-

делу «Накопление знаний о Земле».

1

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

8

Земля и космос

Земля – часть Солнечной системы.

1

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

9

Земля – часть Солнечной системы

Солнечная система — ближайшая часть космоса. Состав Солнечной системы. Общие черты планет Солнечной системы; черты

сходства и различия планет земной группы и планет-гигантов. Уникальность Земли как планеты: наличие кислородосодержащей атмосферы, земной коры, гидросферы и биосферы. Наличие на земной поверхности Мирового океана и огромных массивов суши как важная планетарная особенность. Неравномерное распределение океанов и материков по поверхности планеты: океаническое и материковое

полушария.

1

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление

«космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов.

Описание уникальных особенностей Земли как планеты

10

Земля  и Луна. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.

1

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях,вызванных воздействием ближнего космоса на Землю,

о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

11

Осевое вращение Земли

Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия.

1

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и опи- сание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

12

Обращение Земли вокруг Солнца.

П/Р3.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

1

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли

и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли

в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

13

Форма и размеры Земли

Форма и размеры Земли.

1

Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему

«Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы

«Географические следствия размеров и фор- мы Земли»

14

Контрольная работа по разделу: «Земля во Вселенной»

 «Характеристика видов движений Земли и их географические следствия». Обобщение знаний по разделу

«Земля во Вселенной».

1

Работа с итоговыми вопросами по разделу

«Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета)

и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

15

Ориентирование на земной поверхности.

П/Р4.Определение положения объектов относительно друг друга. 5.Ориентирование на местности

Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

1

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

16

Изображение земной поверхности

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

1

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности

17

Масштаб и его виды

П/Р 6.Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

Масштаб.

1

Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно

18

Изображения неровностей земной поверхности на планах и картах.

П/Р7.Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

1

Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, спосо- бов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек

19

Планы местности и их чтение

П/Р8.Определение азимута

План местности. Условные знаки.

1

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты

20

Составление плана местности

П/Р9.Составление плана местности.

Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты

1

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

21

Параллели и меридианы

Градусная сеть: параллели и меридианы. географическая широта. географическая долгота. Определение географических координат

1

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения

22

Географическая сетка. Географические координаты.

П/Р10.Определение координат географических объектов по карте.

Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

1

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

23

Географические карты

Географическая карта – особый источник информации. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте Содержание и значение карт.

1

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов

24

Контрольная работа по разделу: «Изображение земной поверхности»

обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли».

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

25

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

1

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой

26

Разнообразие горных пород.

П/Р11.Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

1

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород

27

Земная кора и литосфера-каменные оболочки Земли

земная кора и ее устройство. Два основных типа земной коры. Различия континентальной и океанической коры по мощности и составу горных пород (строению). Слои континентальной и океанической земной коры. Отражение в рельефе Земли распространения разных типов земной коры. Литосфера, ее строение и соотношение с земной корой.

1

Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и кар- там границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит

28

Разнообразие рельефа Земли

П/Р12.Описание элементов рельефа. 13.Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины.

1

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения

29

Движение земной коры

Движения земной коры и их проявления на земной поверхности.

1

Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры

30

Землетрясения.

Вулканизм

землетрясения, вулканы, гейзеры

1

Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит

31

Внешние силы,

изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод ,ледников и ветра.

Образование и изменение равнин и гор  с течением времени.

1

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения

32

Главные формы рельефа суши.

П/Р14.Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

Равнины.Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

1

Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры

33

Рельеф дна океанов

Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

1

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит

34

Человек и земная кора

поверхность земной коры

как основа для расселения людей. Сосредоточение человечества на равнинах. Причины слабой заселенности и низкой степени хозяйственного освоения горных территорий: опасные природные явления (землетрясения, извержения вулканов, обвалыи др.), сложный рельеф, суровый климат. Особенности хозяйственного использования горных районов.

Воздействие человека на земную кору. Месторождения полезных ископаемых, закономерности их расположения, способы разработки и последствия для земной коры. Другие виды хозяйственной деятельности и их воздействие на земную кору и человека.

Способы сокращения ущерба, наносимого земной коры.

1

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых

и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору

35

Стандартизированная письменная работа

1

Выполнение работы

год

К/Р-4+1

П/Р -14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...