Тематическое планирование по географии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)
Тематическое планирование по географии для 5 класса составлено к УМК В.П.Дронова.Соответствует ФГОСООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planierovanie_po_geografii_5kl.docx | 105.75 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс Тематическое планирование
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ
№ п.п | Тема раздела, урока, практическая работа | Соответствие элементам содержания примерной ООП | Кол-во часов, отвод. на освоение темы | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
1 | Введение. Что изучает география. | Введение. Что изучает география. | 1 | Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияю- щих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире | |
2 | Входная стандартизированная письменная работа | 1 | |||
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч) | |||||
3 | Познание Земли в древности. | Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. | 1 | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока | |
4 | Великие географические открытия. | Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. | 1 | Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации)о них. Обсуждение значения открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий | |
5 | Географические открытия XVII–XX вв.Открытие Австралии и Антарктиды. П/Р1.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. | Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. | 1 | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Ли- сянского | |
6 | Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. П/Р 2.Работа с картой «Имена на карте». | Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. | 1 | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования | |
7 | Контрольная работа по теме: «Накопление знаний» | обобщение знаний по раз- делу «Накопление знаний о Земле». | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | |
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч) | |||||
8 | Земля и космос | Земля – часть Солнечной системы. | 1 | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде | |
9 | Земля – часть Солнечной системы | Солнечная система — ближайшая часть космоса. Состав Солнечной системы. Общие черты планет Солнечной системы; черты сходства и различия планет земной группы и планет-гигантов. Уникальность Земли как планеты: наличие кислородосодержащей атмосферы, земной коры, гидросферы и биосферы. Наличие на земной поверхности Мирового океана и огромных массивов суши как важная планетарная особенность. Неравномерное распределение океанов и материков по поверхности планеты: океаническое и материковое полушария. | 1 | Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты | |
10 | Земля и Луна. Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. | 1 | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях,вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | |
11 | Осевое вращение Земли | Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. | 1 | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и опи- сание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | |
12 | Обращение Земли вокруг Солнца. П/Р3.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. | Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. | 1 | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | |
13 | Форма и размеры Земли | Форма и размеры Земли. | 1 | Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и фор- мы Земли» | |
14 | Контрольная работа по разделу: «Земля во Вселенной» | «Характеристика видов движений Земли и их географические следствия». Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | 1 | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы | |
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч) | |||||
15 | Ориентирование на земной поверхности. П/Р4.Определение положения объектов относительно друг друга. 5.Ориентирование на местности | Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. | 1 | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса | |
16 | Изображение земной поверхности | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. | 1 | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности | |
17 | Масштаб и его виды П/Р 6.Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. | Масштаб. | 1 | Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | |
18 | Изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. П/Р7.Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин. | абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. | 1 | Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, спосо- бов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек | |
19 | Планы местности и их чтение П/Р8.Определение азимута | План местности. Условные знаки. | 1 | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты | |
20 | Составление плана местности П/Р9.Составление плана местности. | Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты | 1 | Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности | |
21 | Параллели и меридианы | Градусная сеть: параллели и меридианы. географическая широта. географическая долгота. Определение географических координат | 1 | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения | |
22 | Географическая сетка. Географические координаты. П/Р10.Определение координат географических объектов по карте. | Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 1 | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей | |
23 | Географические карты | Географическая карта – особый источник информации. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте Содержание и значение карт. | 1 | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов | |
24 | Контрольная работа по разделу: «Изображение земной поверхности» | обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли». | 1 | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике | |
Раздел IV. Земная кора (11 ч) | |||||
25 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры | Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. | 1 | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой | |
26 | Разнообразие горных пород. П/Р11.Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. | Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. | 1 | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород | |
27 | Земная кора и литосфера-каменные оболочки Земли | земная кора и ее устройство. Два основных типа земной коры. Различия континентальной и океанической коры по мощности и составу горных пород (строению). Слои континентальной и океанической земной коры. Отражение в рельефе Земли распространения разных типов земной коры. Литосфера, ее строение и соотношение с земной корой. | 1 | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и кар- там границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит | |
28 | Разнообразие рельефа Земли П/Р12.Описание элементов рельефа. 13.Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека. | Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. | 1 | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | |
29 | Движение земной коры | Движения земной коры и их проявления на земной поверхности. | 1 | Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры | |
30 | Землетрясения. Вулканизм | землетрясения, вулканы, гейзеры | 1 | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит | |
31 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод ,ледников и ветра. | Образование и изменение равнин и гор с течением времени. | 1 | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | |
32 | Главные формы рельефа суши. П/Р14.Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. | Равнины.Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. | 1 | Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры | |
33 | Рельеф дна океанов | Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. | 1 | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит | |
34 | Человек и земная кора | поверхность земной коры как основа для расселения людей. Сосредоточение человечества на равнинах. Причины слабой заселенности и низкой степени хозяйственного освоения горных территорий: опасные природные явления (землетрясения, извержения вулканов, обвалыи др.), сложный рельеф, суровый климат. Особенности хозяйственного использования горных районов. Воздействие человека на земную кору. Месторождения полезных ископаемых, закономерности их расположения, способы разработки и последствия для земной коры. Другие виды хозяйственной деятельности и их воздействие на земную кору и человека. Способы сокращения ущерба, наносимого земной коры. | 1 | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору | |
35 | Стандартизированная письменная работа | 1 | Выполнение работы | ||
год | К/Р-4+1 П/Р -14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...
календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...