Рабочая прогорамма по географии 10 класс
рабочая программа по географии
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
307054, Курская область, Медвенский район, с. Паники
тел. № 8 (47146) – 4 – 66 – 67
эл.адрес: panikishcool@yandex.ru
Принято на педагогическом совете школы Протокол № ___ От «_ _» __ __ 2019г. Председатель ПС:________/Суровцева Н В./ | Утверждено Приказ № ___ От «__ __» 2019г. Директор МОУ «Паникинская СОШ»: _______________/ Придворова С.В./ | ||
Рабочая программа учебного предмета
«География»
(10 класс)
2019-2020уч.год
программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по географии для 6-10 классов под редакцией Е. М. Домогацких - М.: Русское слово, 2010.
Учитель географии:
Потопахин А.А.
2019год
Пояснительная записка
Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. Географию на базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени. Рабочая программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по географии для 10-11 классов под редакцией Е. М. Домогацких - М.: Русское слово, 2014.
Количество часов – 34 ч , по 1часу в неделю.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Требования к подготовке учащихся.
Знать.
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
Уметь.
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Содержание | Кол-во часов |
| Современная география. | 1 |
Тема 1 | Страны современного мира. | 3 |
Тема 2 | География населения мира. | 5 |
Тема 3 | Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. | 13 |
Тема 4 | Мировое хозяйство и научно-техническая революция. | 2 |
Тема 5 | Общая характеристика современного мирового хозяйства. | 9 |
Тема 6 | Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (3 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации
Тема 2. География населения мира (5 часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Практические работы:. 1.сравнительный анализ карт народов и мировых религий
2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.
3.Подбор примеров мононациональных и много национальных стран.
4. Объяснение причин миграционных процессов в европе.
5.Составление списка стран, в которыхз государственным языком является а)английский; б)французский; в)русский; г)немецкий
6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: 1.Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа. Определение стран – экспортеров, сырья, Промышленной и сельхозпродукции,основных видов услуг
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (9 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа Составление тест-опросника по теме
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития.
ПОВТОР Е НИ Е( 1 Ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ
ВСЕГО: 35 ЧАСОВ
№ |
| К-во час | Дата | примечания | ||||||
план | факт | |||||||||
Страны современного мира (4 ч) | 4 | - | ||||||||
Типы стран современного мира | 1 | |||||||||
Развитые и развивающиеся страны | 1 | |||||||||
П.р.№1Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации | 1 | |||||||||
Обобщающий урок по теме: «Страны современного мира» | 1 | |||||||||
География населения мира (8 ч) | 8 | - | ||||||||
Численность и динамика населения мира | 1 | |||||||||
Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы. П.р.№2 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. | 1 | |||||||||
Расовый и этнический состав населения. | 1 | |||||||||
Религиозный состав населения.Этнорелигиозные конфликты. | 1 | |||||||||
П.р.№3 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий П.Р.№4 Подбор примеров мононациональных и много национальных стран. | ||||||||||
Размещение населения и его миграции П.Р.№5 Объяснение причин миграционных процессов в Европе. П.Р.№ 6. Составление списка стран, в которых государственным языком является а)английский; б)французский; в)русский; г)немецкий | 1 | |||||||||
Сельское и городское население П.Р.№ 7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов | 1 | |||||||||
Обобщающий урок по теме: «География населения мира» | 1 | |||||||||
Мировые природные ресурсы. (9 ч) | 9 | - | ||||||||
Природа и человек | 1 | |||||||||
Природные ресурсыП.р.№8 Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов. | 1 | |||||||||
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы | 1 | |||||||||
Исчерпаемые возобновимые ресурсы | 1 | |||||||||
Неисчерпаемые ресурсы | 1 | |||||||||
Ресурсы Мирового океана | 1 | |||||||||
Пути решения экологических проблем | 1 | |||||||||
Обобщающий урок по теме: «Мировые природные ресурсы» | 1 | |||||||||
Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч) | 2 | - | ||||||||
Формирование мирового хозяйства П.р. №9 Определение стран-экспортёров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг. | 1 | |||||||||
Мировое хозяйство современная эпоха НТР. | 1 | |||||||||
Отрасли мирового хозяйства (11 ч.) | 11 | - | ||||||||
Топливно-энергетический комплекс | 1 | |||||||||
Металлургия | 1 | |||||||||
Машиностроение | 1 | |||||||||
Химическая и лесная промышленность | 1 | |||||||||
Легкая промышленность | ||||||||||
Сельское хозяйство. | 1 | |||||||||
Транспорт. | 1 | |||||||||
Международные экономические отношения П.р.№10Составление тест – опросника по теме | 1 | |||||||||
Международная торговля услугами | 1 | |||||||||
Обобщающий урок по теме: «Мировое хозяйства» | 1 | |||||||||
Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь ( 1 ч) | 1 | - | ||||||||
Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития П.р.№11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем». | 1 | |||||||||
Обещающе повтор е ни е |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебник: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. часть 1.- М.: Русское слово, 2008
1.Географический атлас. 10 кл.- М.:,201
2.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл.- М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1.Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира./ А. П. Кузнецов - М.: Дрофа, 2004.
2.Максаковский В.П. Дополнительные главы - М.:Дрофа,2007.
3.Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая прогорамма по астрономии 11 класс
Рабоча программа по астрономии в 11 классе, 1 ч. в неделю...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая прогорамма внеурочной деятельности по математике "Юный математик"
Рабочая программа и ктп...
Рабочая прогорамма по физической культуре ФГОС 5-9 классы
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе авторской программы Ляха В.И., 3 часа в неделю....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...