Заповедники.
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цели:
- формирования понятия «заповедник»;
- формирование ярких, запоминающихся образов заповедников России;
- воспитание патриотических чувств, ответственности за природные богатства Земли;
- развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
- развитие интеллектуальной инициативы у школьников, исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей.
Оборудование: карты «Природные зоны России», «Заповедники России»; сообщения о заповедниках России; презентация к уроку; цветные карандаши и листы бумаги, распечатанная таблица.
Форма урока: проблемно-исследовательский с элементами беседы.
Вид работы: работа в группах ( 4 группы ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заповедники. | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Заповедники — охраняемые природные территории
Цели:
- формирования понятия «заповедник»;
- формирование ярких, запоминающихся образов заповедников России;
- воспитание патриотических чувств, ответственности за природные богатства Земли;
- развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
- развитие интеллектуальной инициативы у школьников, исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей.
Оборудование: карты «Природные зоны России», «Заповедники России»; сообщения о заповедниках России; презентация к уроку; цветные карандаши и листы бумаги, распечатанная таблица.
Форма урока: проблемно-исследовательский с элементами беседы.
Вид работы: работа в группах ( 4 группы ).
Ход урока
1. Проблемная беседа с элементами исследования и анализа.
УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об охране природы и
ответственности любого из нас за сохранение природы нашей удивительной планеты.
1-й слайд Тема урока. Заповедники — охраняемые природные территории
|
УЧЕНИК. (Читает стихи. Идут слайды с видами природы)
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите...
М. Дудин
2-й, 3-й, 4-й слайды. Виды природы |
- Выходят два ученика в костюмах «Леса» и «Степи»
ЛЕС. Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю древесину, грибы,
ягоды. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лосям, зайцам, белкам.
Но в последние годы мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают
дороги. Меня сильно вытаптывают городские жители, весной рвут мои первоцветы. А ещё мне
докучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня химическими лекарствами,
но от таких лекарств мне становится ещё хуже.
Если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья,
сохраняя семенные растения, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.
СТЕПЬ. Меня вы редко можете видеть, хотя раньше я занимала значительную часть территории Евразии.
Многие писатели и поэты воспевали мою красоту. Но сейчас меня почти полностью распахали.
В результате большие площади земель страдают от ветровой и водной эрозии, засоления.
Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных.
Не выдержу я такой жизни, погибну! Помогите мне, люди!
УЧИТЕЛЬ. Тяжело оставаться равнодушным к таким словам.
- Какие чувства пробуждает в вас сказанное?
- Можно ли сказать, что существует гармония в отношениях человека и природы?
ЗАДАНИЕ. Назовите экологические проблемы, которые на ваш взгляд существуют в России. А для этого
возьмите конверты и соберите лежащие в них слова.
- Ребята, работая в группах собирают слова и называют, что у них получилось.
Учитель после показывает слайд с ответами.
5-й слайд. Экологические проблемы России:
|
УЧИТЕЛЬ. Итак, мы столкнулись с противоречием. Мы хотим любоваться лесами, но в то же время хотим
иметь мебель из натурального дерева. Мы хотим любоваться прекрасной природой и в то же
время добывать полезные ископаемые и путешествовать.
- Какой есть способ разрешения этого противоречия?
( ученики высказывают свое мнение )
- Выслушав мнение учеников, учитель показывает слайд
6-й слайд. Необходимы меры по охране природы
природных территорий.
|
УЧИТЕЛЬ. Ребята, а теперь обсудите в группе на какие вопросы вы хотите получить ответы на уроке.
- Ученики высказываются от каждой группы.
- Далее идет показ слайда с целями урока.
7-й слайд. ЦЕЛИ:
|
УЧИТЕЛЬ. Что же такое «заповедник»?
- Ученики высказывают мнения.
- Далее идет слайд с ответом.
8-й слайд. Заповедник — охраняемая природная территория, в которой под охраной находится весь природный комплекс. В заповеднике запрещён любой вид хозяйственной деятельности. |
УЧИТЕЛЬ. Слова «заповедник» и «заповедывание» известны давно. Их можно найти в Своде законов князя
киевского Ярослава Мудрого. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо
защищать природу от самих себя. Сохранения природы требовали и религиозные обычаи.
У многих народов почитаемые святые земли. Н-р, монахи православных монастырей следили за
собственными лесами. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших
монастырей и урочищ. Заповедник Лис создан в бывших владениях Тихвинского монастыря.
Гагачьи гнёзда на о-вах Белого моря находились под надзором Трифоно-Печенежского
монастыря, сейчас это часть Кандалакского заповедника. В РФ 89 заповедников. 16 из них
биосферные. Биосферные заповедники создаются в рамках программы ЮНЕСКО (при ООН)
«Человек и биосфера». В таких заповедниках работает служба, исследующая ход всех природных
процессов на данной территории.
А самый первый в мире заповедник был создан в США в 1832 г. «Горячий ключ». В нашей стране
самый молодой заповедник — Тигирекский. Ему всего 15 год. Он даже не обозначен на карте.
Расположен на юго-западе Алтайского края.
УЧИТЕЛЬ. О каких заповедниках нашей страны вы слышали?
- Ученики называют заповедники о которых делали сообщения.
Достаточно ли знать только названия заповедников?
- Ученики говорят, что нужно ещё знать где они находятся, в чем их ценность, как их охранять
и для чего охранять.
А сейчас давайте послушаем ваши сообщения о самых известных заповедниках России.
- Один ученик от группы делает сообщение очень краткое.
- Остальные заполняют таблицу, которая распечатана и лежит на столе.
- Затем зачитывают что у них получилось.
Название заповедника | Географическое положение | Уникальность | Проблемы |
УЧИТЕЛЬ. Ребята, возьмите две карты, сравните их и ответьте на вопрос: «На территории каких природных
зон располагается наибольшее количество заповедников России?»
А сейчас предлагаю вам выполнить творческую работу:
- 2-м группам придумать эскиз для плаката о защите природы на территории заповедника;
- 2-м другим группам придумать эмблему для любого заповедника, о котором вы узнали
на уроке.
- Далее представляют, обсуждают.
- Подведение итогов урока.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, смогли мы на уроке изучить все заповедники России? Почему?
- Высвечивается слайд 9.
Ответьте на вопросы этого слайда.
9-й сдайд. РЕФЛЕКСИЯ.
результатов? |
- Домашнее задание.
10-й слайд. Домашнее задание. 1. Составьте рассказ «22 век. Заповедники России». 2. Найти в сети Интернет как можно больше адресов, посвященных заповедникам России. |
- Заключение.
УЧЕНИК. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она — твой давний добрый лекарь,
Она — союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
Название заповедника | Географическое положение | Уникальность | Проблемы |
Название заповедника | Географическое положение | Уникальность | Проблемы |
Название заповедника | Географическое положение | Уникальность | Проблемы |
Название заповедника | Географическое положение | Уникальность | Проблемы |
1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ
ВОЗДУХА ПОЧВЫ
2. ВЫРУБКА ЛЕСОВ
3. РАДИОАКТИВНОЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
4. УНИЧТОЖЕНИЕ
МЕСТООБИТАНИЯ
РАСТЕНИЙ И
ЖИВОТНЫХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Алтайский заповедник"
Презентация к уроку географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"...
заповедники Тверской области
презентация к уроку географии - элемент краеведения...
Музей – заповедник «КИЖИ»
В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображ...
Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"
Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или на первых уроках математики в 5 классе....
Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей....
Богдинско-Баскунчакский заповедник
Познакомить учеников государственным природным заповедником на территории Астраханской области. Можно эту презентацию использовать на внеклассных мероприятиях....
Астраханский заповедник (проект "Заповедники России").
Животный мир Астраханского заповедника. Природоохранная деятельность....